ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2005 года Дело N КА-А40/6673-05


[Дело о признании недействительным решения ИФНС и обязании принять решение о возврате НДС направлено на новое рассмотрение с указанием суду исследовать обстоятельства, связанные с выполнением предпринимателем абзаца 2 п.9 ст.165 НК РФ, в связи с представлением документов по истечении 180 дней с даты выпуска товаров таможенными органами в режиме экспорта, и рассмотреть вопрос о правомерности привлечения предпринимателя к налоговой ответственности за неуплату НДС по п.1 ст.122 НК РФ, а также факт необходимости уплаты пени в связи с несвоевременной уплатой НДС]

(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Индивидуальный предприниматель Бумагин Н.Н. (далее - предприниматель) обратился в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по г.Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 04.06.2004 N 1308, требований от 16.06.2004 N 3741, 3742 и обязании принять решение о возврате НДС в сумме 546558 руб.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.02.2005 требования заявителя удовлетворены.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2005 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает, что суд сделал ошибочный вывод о том, что на момент принятия решения N 1308 налоговому органу представлен был полный пакет документов, что Инспекция должна была принять решение о возмещении НДС по декларациям 2001, 2002 гг. и по уточненному пакету документов, представленному 25.02.2003, что противоречит п.9 ст.167 НК РФ.

По мнению налогового органа такой вывод является ошибочным, поскольку предприниматель в течение 180 дней не подтвердил право на применение нулевой ставки по НДС, в связи с чем, должен был уплатить налог и пени. В судебном заседании неоднократно указывалось на неуплату НДС в соответствии с п.9 ст.165 НК РФ. Однако, суд не рассмотрел данный довод, а указал, что "факт уплаты НДС в размере 546558 руб. налоговый орган не оспаривает". В связи с чем считают, что судом неправильно применены нормы материального права.

В судебном заседании представитель Инспекции кассационную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней.

Предприниматель возражал против кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными. Вместе с тем не отрицал, что им не был уплачен в бюджет НДС, в связи с несвоевременным представлением в налоговый орган декларации и пакета документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.

Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном ст.286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 19.02.2004 предприниматель представил в налоговый орган повторные декларации по НДС за август-декабрь 2001 года, январь, февраль, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2002 года.

20.02.2004 представил заявление о предоставлении повторных деклараций по НДС за названные периоды для проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.

Налоговым органом на основании ст.88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС за периоды с 01.08.2001 по 28.02.2002 и с 01.05.2002 по 30.11.2002 и приложенных предпринимателем документов для подтверждения права на получение возмещения НДС при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов в сумме 391837 руб. 89 коп.

В результате проверки Инспекцией вынесено решение N 1380 от 04.06.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, поскольку после вынесения налоговым органом решения об отказе в возмещении сумм НДС вследствие предоставления налогоплательщиком неполного пакета документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, момент определения налоговой базы при реализации товаров, предусмотренных п.п.1-3 и 8 п.1 ст.164 НК РФ должен определяться в соответствии с п.9 ст.167 Кодекса. В указанном случае налоговый орган посчитал, что налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0% должна быть представлена за налоговый период, в котором представлен полный пакет документов, т.е. 20.02.2004 необходимо было подать декларацию за январь 2004 года.

В связи с чем, Инспекция привлекла предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога за периоды с 01.08.2001 по 30.11.2002 в виде штрафа - 109535 руб. 80 коп.

Одновременно в решении предложено уплатить НДС за 2001-2002 годы в сумме 547679 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 244902 руб. 39 коп. и отказано полностью в возмещении НДС по налоговой ставке 0 процентов в связи с нарушением п.9 ст.167 ч.2 НК РФ.

Налогоплательщику направлены требования N 3741, 3742 от 16.06.2004 об уплате налога, пени и штрафных санкций.

Не согласившись с ненормативными актами налогового органа, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании их недействительными.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался ст.ст.164, 165 НК РФ.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Московского округа приходит к выводу, что судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных в статье 165 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется пакет документов, а именно: грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, через пункт пропуска которого товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя; копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1-5 данной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).

Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику.

Согласно статье 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является календарный месяц. В силу пункта 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено Кодексом. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, в соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. В то же время конкретная дата для представления расчета налога по ставке 0 процентов не установлена, данный срок наступает на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, то есть недоплата НДС может быть определена налоговым органом именно начиная с конкретной даты оформления грузовой таможенной декларации.

Из положений ст.167 НК РФ следует, что налогоплательщикам по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с п.1 ст.164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, предоставлено право не вносить налог в течение 180 дней с момента оформления отгрузки товара в таможенном режиме экспорта. Поэтому обязанность по уплате НДС возникает у налогоплательщика по истечении названного периода, и следовательно, он вправе при исчислении и уплате налога в последующем применить налоговые вычеты, относящиеся к данной операции.

В силу п.10 ст.165 НК РФ документы, указанные в данной статье, представляются налогоплательщиком для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с налоговой декларацией.

В данном случае, как усматривается из материалов дела, предпринимателем за предъявленный период, полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, собран по истечении 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта.

В связи с чем, при новом рассмотрении дела, суду необходимо исследовать обстоятельства, связанные с выполнением предпринимателем абзаца 2 п.9 ст.165 НК РФ, в связи с представлением документов по истечении 180 дней с даты выпуска товаров таможенными органами в режиме экспорта, и рассмотреть вопрос о правомерности привлечения предпринимателя к налоговой ответственности за неуплату НДС по п.1 ст.122 НК РФ, а также факт необходимости уплаты пени в связи с несвоевременной уплатой НДС.

Вместе с тем, суду необходимо установить правомерность представления предпринимателем в налоговый орган повторных деклараций по НДС за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2001 года, январь, февраль, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2002 года в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и исходя из этого оценить правомерность требования налогового органа о необходимости представления декларации за январь 2004 года в связи с представлением документов в феврале 2004 года.

Таким образом, при новом рассмотрении дела суду необходимо установить обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу; проверить факт и обстоятельства уплаты НДС по п.9 ст.165 НК РФ; оценить имеющиеся у сторон доказательства и принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст.284-289 АПК РФ, суд постановил:

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 15 февраля 2005 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2005 года N 09АП-3838/05-АК по делу N А40-50226/04-76-494 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.

Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2005.

Полный текст постановления изготовлен 22.07.2005.

     Председательствующий

      Судьи

     Текст документа сверен по:
рассылка