ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2005 года Дело N Ф09-4400/05-С1


[У таможни отсутствовали правовые основания для отказа в применении обществом упрощенного порядка декларирования товаров, поскольку общество, исчислив подлежащую уплате таможенную пошлину по действующей ставке и уплатив ее, выполнило условия, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Орской таможни (далее - таможня) на решение суда первой инстанции от 22.04.2005 (резолютивная часть объявлена 15.04.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 04.07.2005 (резолютивная часть объявлена 27.06.2005) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-1813/05 о признании недействительными решений.

В судебном заседании приняли участие представители: таможни - Смольянин А.Н., заместитель начальника правового отдела (доверенность от 11.01.2005 N 04-14/00003); открытого акционерного общества "Тюменская нефтяная компания" (далее - общество) - Позднова М.М. (доверенность от 01.01.2005 N 32-РД).

Представители Приволжского таможенного управления (далее - таможенное управление), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными решения таможни от 01.11.2004 N 01-11/09842 об отказе обществу в применении упрощенного порядка декларирования в виде временного периодического декларирования и решения таможенного управления от 09.12.2004 N 103, которым подтверждена правомерность отказа в применении временного периодического декларирования.

Решением суда первой инстанции от 22.04.2005 (судья ...) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.07.2005 (судьи: ...) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование своих требований заявитель кассационной жалобы приводит доводы о неправильном истолковании судебными инстанциями положений п.2 ст.137 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также об отсутствии факта нарушения оспариваемым решением таможни прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество в отзыве и его представитель в заседании суда с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласились, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу отклонить как необоснованную.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, осуществляя постоянные поставки продукции на экспорт, общество в лице таможенного брокера ЗАО "Электроспецсервис" 01.11.2004 представило на таможенный пост Орскнефтеоргсинтез Орской таможни временную таможенную декларацию (бланк N 40789512) с пакетом документов для оформления поставок на экспорт дизельного топлива в течение ноября 2004 года в количестве 30000 тонн. Таможенная пошлина, указанная к уплате по этой декларации, - 45,4 доллара США за тонну.

В связи с существованием на момент подачи временной декларации официально опубликованного постановления Правительства Российской Федерации от 18.10.2004 N 564 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе", предусматривающего увеличение с 20.11.2004 ставок вывозных таможенных пошлин с 45,4 доллара США за тонну до 57 долларов США за тонну, таможня, усмотрев в действиях общества попытку уклониться от уплаты таможенных платежей в полном объеме, отказала обществу в применении временного декларирования всего заявленного периода.

Об отказе в применении упрощенного порядка декларирования в виде периодического временного декларирования таможня уведомила общество решением от 01.11.2004 N 01-11/09842. В данном решении также указаны условия, выполнение которых необходимо для применения упрощенного порядка декларирования, а именно: обществу предложено заявить экспортируемый товар в двух временных таможенных декларациях, в первой - с периодом перемещения с 01.11.2004 по 19.11.2004 по действующим ставкам вывозных таможенных пошлин, а во второй - с периодом перемещения с 20.11.2004 с применением ставок вывозных пошлин в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2004 N 564.

Полагая, что отказ в принятии временной декларации за весь ноябрь 2004 года с применением ставки пошлины, действовавшей на дату подачи декларации (01.11.2004), является незаконным, общество обжаловало указанное решение таможни в вышестоящий орган - таможенное управление. Решением от 09.12.2004 N 103 таможенное управление подтвердило правомерность решения таможни и отказало обществу в удовлетворении жалобы.

Данные решения таможни и таможенного управления были обжалованы обществом в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из права общества (декларанта) на использование упрощенного порядка декларирования, предусмотренного ст.ст.137 и 138 Таможенного кодекса Российской Федерации. На основании данных норм права судом первой и апелляционной инстанций сделан вывод об отсутствии у таможни правовых оснований для отказа в применении обществом упрощенного порядка декларирования, поскольку действия общества не противоречат требованиям действующего законодательства.

Выводы судебных инстанций являются правильными и соответствуют материалам дела.

Согласно п.1 ст.137 и п.1 ст.138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, декларанту предоставляется право применять упрощенный порядок декларирования - периодическое временное декларирование этих товаров путем подачи временной таможенной декларации.

При этом п.2 ст.137 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает, что упрощенный порядок декларирования применяется, если это не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.

В соответствии с п.п.5 и 6 ст.138 Таможенного кодекса Российской Федерации вывозные таможенные пошлины уплачиваются декларантом одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган и должны быть исчислены исходя из тех ставок таможенных пошлин, которые применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации. Данный порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин, применяемый при использовании временной таможенной декларации, соответствует общему порядку, установленному п.1 ст.325 и п.2 ст.329 Таможенного кодекса Российской Федерации.

На момент подачи декларантом временной таможенной декларации (01.11.2004) действовали ставки вывозных таможенных пошлин, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 394 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе", - 45,4 доллара США за одну тонну нефтепродуктов.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом на момент подачи временной таможенной декларации таможенные пошлины были исчислены и уплачены в полном объеме, то есть соблюдены все требования и условия, определенные таможенным законодательством в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.

Согласно п.1 ст.4 Таможенного кодекса Российской Федерации акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются только к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Следовательно, постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2004 N 564 (опубликовано в "Российской газете" от 20.10.2004 N 231, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования), которым ставки вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, увеличены до 57 долларов США за тонну и которым, по мнению таможни, должно было руководствоваться общество при исчислении таможенных платежей, вступило в силу и могло применяться только с 20.11.2004.

Значит, у общества в момент подачи временной таможенной декларации отсутствовали законные основания для применения ставок таможенных пошлин, установленных невступившим в законную силу правовым актом - постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2004 N 564.

Таким образом, общество, представив 01.11.2004 на таможенный пост временную таможенную декларацию с необходимым пакетом документов, исчислив подлежащую уплате таможенную пошлину по ставке, действовавшей на 01.11.2004, и уплатив ее, выполнило условия, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, в связи с чем у таможни отсутствовали правовые основания для отказа в применении обществом упрощенного порядка декларирования товаров в ноябре 2004 года.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что судом первой и апелляционной инстанций толкование указанных норм права дано правильно, заявленные требования общества в соответствии с ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворены обоснованно.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение суда первой инстанции от 22.04.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 04.07.2005 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-1813/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Орской таможни - без удовлетворения.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Текст документа сверен по:

рассылка