• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/2775


[Исковые требования истца удовлетворены со ссылкой на то, что ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" не относят к компетенции администрации города контроль за осуществлением порядка пользования земельных участков, такой контроль осуществляет специалист соответствующего территориального органа  земельного кадастра, и по мнению суда, только он мог дать распоряжение об освобождении земельного участка, занимаемого ответчиком]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии от истца - представители не явились; от ответчика - начальник правового управления, по доверенности N 12-1037 от 14.04.2005 - Ковалев О.В.; от третьего лица - представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации закрытого административно-территориального образования г.Большой Камень на решение от 13.05.2005 по делу N А51-3339/05 1-181 Арбитражного суда Приморского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось, по иску общества с ограниченной ответственностью "Престиж" к администрации ЗАТО г.Большой Камень, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Фиорд", о признании действий незаконными, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Престиж" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий администрации ЗАТО г.Большой Камень, заключающихся в уведомлении о демонтировании строений и сооружений закрытого рынка в районе магазина "Колос", принадлежащих истцу.

Заявитель иска в судебном заседании уточнил предмет требований и просил признать незаконными действия администрации ЗАТО г.Большой Камень по уведомлению о принятии решения о демонтаже строений и сооружений, принадлежащих ООО "Престиж", расположенных на земельном участке в г.Большой Камень в районе магазина "Колос".

Определением суда от 15.04.2005 к участию в деле третьим лицом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Фиорд".

Решением от 13.05.2005 исковые требования истца удовлетворены со ссылкой на то, что ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" не относят к компетенции администрации ЗАТО г.Большой Камень контроль за осуществлением порядка пользования земельных участков, такой контроль осуществляет специалист соответствующего территориального органа Федеральной службы земельного кадастра, и по мнению суда, только он мог дать распоряжение об освобождении земельного участка, занимаемого ООО "Престиж".

Суд сделал вывод, что распоряжение об освобождении земельного участка направлено администрацией ЗАТО г.Большой Камень с превышением полномочий.

Дополнительным решением от 05.07.2005 судом удовлетворено ходатайство администрации ЗАТО г.Большой Камень об отмене обеспечительных мер, принятых определением от 28.03.2005.

Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст.286-289 АПК РФ на основании кассационной жалобы администрации ЗАТО г.Большой Камень, в которой заявитель просит отменить решение суда, поскольку считает, что суд неправильно дал оценку представленным документам, в результате чего сделал необоснованный вывод о том, что администрация МО не вправе выдавать уведомление о порядке возврата земли после истечения срока действия договора.

В судебном заседании представитель администрации ЗАТО г.Большой Камень доводы жалобы поддержал.

Из материалов дела следует, 27.03.95 между СТ "Бурундук-Вейстман" (правопреемник - ООО "Фиорд") заключен договор аренды на земельный участок площадью 0,39 га под минирынок в районе магазина "Колос" сроком на 10 лет, по адресу: ЗАТО г.Большой Камень, ул.К.Маркса (крытый рынок "Колос").

Факт заключения договора подтверждается записью в журнале регистрации договоров аренды земельных участников (фонд N р-105), письмом ООО "Фиорд" N 16-3998 от 10.06.2003, решением Арбитражного суда Приморского края от 03.11.2000 по делу А51-6347/02 14-234.

Предоставление земельного участка в аренду ООО "Фиорд" произведено администрацией ЗАТО г.Большой Камень в соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ на основании постановления N 184 от 27.04.95.

Ст.29 Земельного кодекса РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 10 и 11 настоящего Кодекса.

Контроль за использованием земель, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 154-ФЗ от 28.08.95 возложен на орган местного самоуправления.

Об этом указывается в под.11 п.2 ст.6 названного Федерального закона, под.12 п.2 ст.9 устава ЗАТО г.Большой Камень и в п.28 ст.8 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" N 90-КЗ от 29.12.2003.

Согласно пункту 10 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 указано, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 576 от 07.08.2002 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

Пунктом 1 указанных Правил предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст.11 Земельного кодекса РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, в том числе на них возложено управление и распоряжение земельными участками, находящимся в муниципальной собственности.

Следовательно, на территории ЗАТО г.Большой Камень органы местного самоуправления, то есть администрация ЗАТО г.Большой Камень, наделены правами собственника в отношении земельных участков, находящихся на его территории.

Передача земельного участка в аренду по договору от 27.03.95 ООО "Фиорд" (СТ "Бурундук-Вайсман") произведена администрацией ЗАТО г.Большой Камень в соответствии с действующим на момент заключения договора законодательством.

По данному договору арендодателем является администрация ЗАТО г.Большой Камень, которая в соответствии со ст.6 ГК РФ направила письмом от 22.12.2004 N 12-3470 ООО "Фиорд" (арендатору) сообщение, что в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка площадью 0,39 га, расположенного под крытым рынком в районе магазина "Колос", 27.03.2005 и ввиду строительства парковой зоны на указанном участке, необходимо убрать все строения и сооружения в срок до 01.04.2005.

Такое сообщение направлено всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность на указанной территории, и иным заинтересованным лицам путем опубликования его в местной газете N 2 за 13-19 января 2005 года.

25.05.2003 с ООО "Фиорд" по договору от 10.10.95, заключенному обществом с администрацией ЗАТО г.Большой Камень о взаимном исполнении обязательств по созданию крытого рынка в целях развития единого комплекса коммерческой торговли предприятий различных форм собственности и договора субаренды от 16.02.2005.

Поэтому администрация ЗАТО г.Большой Камень направила 22.12.2004 ООО Престиж" (субарендатору) также уведомление в связи с окончанием срока действия договора аренды от 27.03.95, заключенного с ООО "Фиорд", так как в соответствии со ст.ст.615, 618 ГК РФ срок действия договора субаренды ограничивается сроком действия договора аренды.

Таким образом, действия администрации ЗАТО г.Большой Камень по направлению уведомления ООО "Престиж" о прекращении субарендных отношений по окончании срока действия договора аренды от 23.03.95 и освобождении его до 01.04.2005 не противоречит нормам гражданского законодательства.

В соответствии с требованиями пункта 3 ч.1 ст.199 АПК РФ при оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления, в заявлении должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются.

Как свидетельствует документы, уведомлением от 22.12.2004 за N 12-3471 администрацией ЗАТО г.Большой Камень права заявителя не нарушены.

Довод арбитражного суда первой инстанции о том, что на территории ЗАТО г.Большой Камень осуществляет контроль за использованием земельных участков специалист соответствующего территориального органа Федеральной службы земельного кадастра, который, по мнению суда, должен решать вопросы по использованию земли, противоречит нормам, законодательства, так как указанный специалист на основании Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства РФ N 833 от 19.11.2002, ведет государственный земельный контроль, но не муниципальный контроль.

В соответствии со ст.76 Земельного кодекса РФ на территории ЗАТО г.Большой Камень муниципальный земельный контроль осуществляет исполнительный орган местного самоуправления - администрация города, которая в соответствии с наделенными законодательными актами полномочиями вправе решать вопросы по отчуждению земли, в том числе и путем сдачи в аренду.

Ссылка арбитражного суда на ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ неосновательна, так как он вступает в действие на территории Российской Федерации с 01.01.2006.

Поскольку судебный акт принят Арбитражным судом Приморского края с нарушением норм материального права, поэтому его следует отменить и в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 13.05.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3339/2005 1-181 отменить.

ООО "Престиж" отказать в удовлетворении заявления о признании незаконными действий администрации ЗАТО г.Болыпой Камень по уведомлению письмом N 12-3471 от 22.12.2005 о демонтировании и передаче на ответственное хранение строений и сооружений, расположенных в крытом рынке в районе магазина "Колос" в г.Большой Камень.

Дополнительное решение от 05.07.2005, принятое по данному делу, об отмене обеспечительных мер оставить без изменения.

Взыскать с ООО "Престиж" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.

Арбитражному суду Приморского края решить вопрос о повороте исполнения решения в части расходов по государственной пошлине по иску и выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины по кассационной жалобе в порядке ст.ст.325-326 и ст.319 Арбитражного кодекса Российской Федерации.

Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2005.

Полный текст постановления изготовлен 04.10.2005.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А51-3339/05
Ф03-А51/05-1/2775
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 04 октября 2005

Поиск в тексте