ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2005 года Дело N А33-16302/04-С3-6188/05-С1



[Суд признал неправомерными действия налоговой инспекции по применению мер бесспорного взыскания с налогоплательщика реструктурированной задолженности, поскольку решение о прекращении действия решения о реструктуризации отсутствовало]
(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Красноярскэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными требования об уплате налога по состоянию на 12 июля 2004 года N 331, решения от 26 июля 2004 года N 111 о взыскании налога, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (далее - налоговая инспекция).

Решением суда первой инстанции от 17 июня 2005 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 1 сентября 2005 года решение оставлено без изменения.

Налоговая инспекция, не согласившись с выводами, изложенными в судебных актах, принятых по настоящему делу, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о неправомерности действий налоговой инспекции по принудительному взысканию с общества суммы реструктурированной задолженности пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 24 225 375 рублей, ввиду отсутствия решения о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности необоснован, поскольку в силу пункта 8 Порядка проведения реструктуризации задолженности юридических лиц перед бюджетом краевого дорожного фонда, утвержденного Постановлением Администрации Красноярского края от 26.01.200 N 36-П, решение о реструктуризации и о прекращении его действия принимается одним органом.

Поскольку Краевой дорожный фонд, принявший решение о реструктуризации задолженности общества от 12 июня 2000 года N 15/12, ликвидирован, орган, уполномоченный вынести решение о прекращении действия указанного решения отсутствует, а вывод суда о том, что правопреемником Краевого дорожного фонда является государственное учреждение (ГУ) "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" не соответствует нормам гражданского законодательства.

В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество сослалось на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители налоговой инспекции в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.

Представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылаясь на из необоснованность и просил оставить в силе обжалуемые налоговой инспекцией судебные акты.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителей сторон и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, обществу решением от 12 июня 2000 года N 15/12 Правления краевого дорожного фонда предоставлено право на реструктуризацию задолженности по пени и штрафам перед бюджетом краевого дорожного фонда в сумме 194 022 000 рублей. В соответствии с графиком, согласованным обществом и Правлением краевого дорожного фонда, уплата сумм задолженности должна производиться налогоплательщиком ежеквартально начиная со II квартала 2003 года в размере 24 252 375 рублей. Согласно пункту 4 указанного решения общество утрачивает право на реструктуризацию задолженности в том случае, если в течение действия графика погашения задолженности уплачивает текущие платежи по налогам и сборам несвоевременно, не полностью или с нарушением согласованного графика.

Поскольку уплата соответствующих сумм реструктурированной задолженности налогоплательщиком не производилась, налоговой инспекцией в адрес общества направлено требование об уплате налога от 12.07.2004 N 331, которым обществом предложено в срок до 22.07.2004 уплатить сумму пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 24 225 375 рублей.

В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговой инспекцией в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение от 26 июля 2004 года N 111 о взыскании налога, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.

Общество, полагая, что действия налоговой инспекции по принудительному взысканию задолженности не соответствуют нормам законодательства, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными указанных ненормативных правовых актов.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налоговой инспекции правовых оснований для применения мер бесспорного взыскания задолженности.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного данным постановлением.

На основании указанной нормы Администрацией Красноярского края принято постановление от 06.01.2000 года N 36-П "О порядке проведения реструктуризации задолженности юридических лиц перед бюджетом краевого дорожного фонда".

Согласно пункту 7 данного Порядка организации утрачивают право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет краевого дорожного фонда, если в течение действия графика погашения реструктурированной задолженности осуществляют текущие платежи по налогам и сборам в бюджет краевого дорожного фонда несвоевременно, не в полном объеме или с нарушением графика.

При возникновении перечисленных обстоятельств, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия. В этом случае налоговые органы и Территориальное агентство Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в Красноярском крае принимают меры по взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (пункт 8 Порядка).

Таким образом, из содержания указанных правовых норм следует, что решение о прекращении действия решения о реструктуризации принимается органом, вынесшим решение о реструктуризации, а также является условием для применения мер по принудительному взысканию реструктурированной задолженности.

Судом первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонен довод налоговой инспекции о невозможности вынесения решения о прекращении действия решения о реструктуризации в связи с ликвидацией краевого дорожного фонда.

Пунктом 1 Постановления Администрации Красноярского края от 30.01.1997 N 53-П "О переименовании Краевого государственного дорожного фонда и утверждении устава Государственного учреждения "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" краевой государственный дорожный фонд переименован в Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю.

Согласно пунктам 1.2, 1.4, 2.2 Устава Управление, являясь правопреемником краевого государственного дорожного фонда, осуществляет координацию деятельности организаций дорожного комплекса, управление автомобильными дорогами общего пользования и имуществом на них, относящимся к собственности края, финансирование в соответствии с бюджетом дорожного фонда и договорами работ по проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и других объектов дорожного хозяйства. Одной их основных целей деятельности Управления является осуществление совместно с налоговыми органами контроля за формированием и рациональным использованием средств краевого дорожного фонда.

Пунктом 5 постановления Администрации Красноярского края от 26.01.2000 N 36-П "О порядке проведения реструктуризации задолженности юридических лиц перед бюджетом краевого дорожного фонда" установлена обязанность Государственной налоговой инспекции по Красноярскому краю, ее территориальных органов по уведомлению ГУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" о каждом принятом решении о реструктуризации кредиторской задолженности в бюджет краевого дорожного фонда и каждом случае, когда организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации ГУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" предоставлено право на списание соответствующих сумм долга по пеням и штрафам при досрочном погашении задолженности по налогам (сборам), при своевременной уплате текущих платежей.

Поскольку решение о прекращении действия решения о реструктуризации от 12 июня 2000 года N 15/12 отсутствует, суд пришел к обоснованному выводу, что действия налоговой инспекции по применению мер бесспорного взыскания реструктурированной задолженности неправомерны, и признал оспариваемые ненормативные акты налоговой инспекции недействительными.

Таким образом, судебные акты, принятые на основании всестороннего и полного исследования фактических обстоятельств и при правильном применении норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 17 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 1 сентября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16302/04-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
....

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка