ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2005 года Дело N КА-А40/7475-05-П


[Отменяя принятые судебные акты и отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным решения ИМНС в части взыскания недоимки по взносам в Фонд социального страхования, кассационный суд указал, что в отношении налогоплательщиков ЕСН (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном НК РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Центр по эффективному использованию энергии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 27 по Юго-Западному административному округу г.Москвы (ныне - Инспекция ФНС России N 27 по г.Москве, далее - Инспекция) о признании недействительным ее решения от 21.10.2003 N 15/03-106 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Общество также просило признать неподлежащим исполнению требования от 10.11.2003 N 15/03-106 об уплате налогов и сборов - недоимки по взносам в Фонд социального страхования в размере 190707 руб.

Определением суда от 08.01.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ОНП РОТУ "Перспектива" и МРО ФСС России.

Решением суда от 02.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 16.06.2004, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на отсутствие у налогового органа полномочий по взысканию до 01.01.2001 недоимки, пени и штрафа за неуплату страховых взносов.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.10.2004 судебные акты отменены в связи с неполным выяснением всех юридически значимых обстоятельств по делу.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда г.Москвы от 11.02.2005, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2005, требования Общества удовлетворены по тем же основаниям.

Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на неправильное применение судом ст.9 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Инспекция ссылается на постановление Правительства России от 12.02.94 N 101 "О фонде социального страхования Российской Федерации" и указывает на наличие у него полномочий по проверке правильности исчисления и уплаты страховых взносов до 01.01.2001 заявителем, наличием у последнего задолженности по оплате страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, поскольку Общество уплачивало страховые взносы на государственное социальное страхование в ОНП РОТУ "Перспектива", не являющимся исполнительным органом ФСС РФ. Указанная задолженность подлежит взысканию с начислением соответствующих пени.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители Общества возражали против этих доводов по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве, просили оставить жалобу без удовлетворения.

ОНП РОТУ "Перспектива" и МРО ФСС России извещены в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по жалобе, в суд своих представителей не направили.

В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на несостоятельность ее доводов, соответствие выводов суда требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Суд, с учетом мнения представителей Инспекции и Общества, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие появившихся представителей третьих лиц, руководствуясь ч.3 ст.284, ст.123, ч.5 ст.184, ст.185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело при данной явке.

Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы делай проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В ходе выездной налоговой проверки Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования за 2000 год, выявлены факты не полностью уплаченной суммы взносов в упомянутый Фонд. Выявленные нарушения отражены в акте выездной налоговой проверки от 18.09.2003 N 15/03-106ДСП, на основании которого 21 октября 2003 года Инспекцией принято решение N 15/03-106 о привлечении Общества к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 38141 руб. 42 коп., доначислении неуплаченных сумм взносов в размере 190707 руб. 10 коп. и соответствующих пени в размере 171485 руб. 35 коп. Налогоплательщику направлено требование N 15/03-106 об уплате налогов по состоянию на 10 ноября 2003 года.

Решение Инспекции оспорено в судебном порядке.

Признавая решение налогового органа от 21.10.2003 N 15/03-106 недействительным, а требование от 10.11.2003 N 15/03-106 об уплате налогов и сборов - недоимки по взносам в Фонд социального страхования в размере 190707 руб. не подлежащим исполнению, суд исходил из превышения налоговым органом полномочий, предоставленных им действующим законодательством. При этом суд сослался на ст.9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательстве акты о налогах и сборах в Российской Федерации".

Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

Указами Президента Российской Федерации от 07.08.92 N 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" и от 28.09.93 N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации" установлено, что управление средствами государственного социального страхования осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации.

Положением о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101, установлено, что названный Фонд является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации и осуществляет сбор страховых взносов на государственное социальное страхование и контроль за их расходованием. Пунктом 3 этого Положения определено, что в Фонд входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, центральные отраслевые отделения, филиалы отделений.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26.10.93 N 1094 установлено, что управление государственным социальным страхованием осуществляется через Фонд социального страхования РФ, платежи по государственному социальному страхованию производятся предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности на единый текущий счет Фонда социального страхования РФ. Пунктом 3 постановления Правительства от 22.11.97 N 1471 Фонду социального страхования поручено обеспечить сбор взносов, перечисляемых работодателем на государственное социальное страхование, исключительно на текущий счет фонда и его исполнительных органов. Если взносы, начисленные по тарифу, установленному законодательством для уплаты страховых взносов в ФСС РФ, перечислены организациям, не являющимся исполнительными органами ФСС РФ, то такие взносы не считаются взносами на государственное социальное страхование, а перечислившая их организация имеет задолженность по уплате страховых взносов, подлежащая взысканию с работодателей органами Фонда и органами Государственной налоговой службы РФ с применением установленных законодательством РФ финансовых санкций. Аналогичная норма установлена ст.7 Федерального закона от 04.01.99 N 2-ФЗ и в ст.8 Федерального закона от 30.04.99 N 83-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 1999 год", что полностью соотносится с положениями п.2 ст.13 ФЗ от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Таким образом, законодательством установлено, что обязательное социальное страхование возлагается исключительно на Фонд социального страхования РФ, в связи с чем взносами на обязательное социальное страхование следует считать только взносы, поступившие на счет Фонда или его исполнительного органа.

Общероссийский независимый профсоюз работников организации торговли и услуг "Перспектива", которому уплачивал взносы заявитель, не являлся исполнительным органом ФСС РФ, соответственно, взносы, уплаченные РОТУ "Перспектива", не могут считаться взносами на государственное социальное страхование.

Поскольку заявитель перечислял средства на счет ОНП РОТУ "Перспектива", что не оспаривается сторонами, в установленном порядке ни в Фонд, ни в Московское региональное отделение Фонда взносы не уплачивал, следовательно, обязанность по уплате взносов на обязательное социальное страхование Обществом не исполнена.

Статьей 9 Федерального закона N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со ст.9 ФЗ "О введении в действие части II Налогового кодекса Российской Федерации и внесении дополнений в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" N 118-ФЗ от 05.08.2000 с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ.

В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, законодатель прямо предусмотрел полномочия налогового органа по проведению мероприятий налогового контроля по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, которые с 01.01.2001 уплачиваются в составе ЕСН, поскольку после указанной даты изменен лишь порядок, форма уплаты страховых взносов.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/6791-03 от 11.09.2003 по делу N А40-50323/02-75-565; N КА-А40/8079-02 от 16.12.2002 по делу N А40-18191/02-118-166; N КА-А40/1861-03 от 09.04.2003 по делу N А40-15057/02-14-71; N КА-А40/2338-03 от 07.05.2003 по делу N А40-3 5927/02-75-369; N КГ-А40/3765-03 от 09.06.2003 по делу N А40-34443/02-41-407; N КА-А40/8922-02 от 22.01.2003 по делу N А40-16830/02-87-184; N КА-А40/9098-03 от 17.11.2003 по делу N А40-1173/03-127-21; N КА-А40/8814-02 от 13.01.2003 по делу N А40-23774/02-126-122.

При таких обстоятельствах обжалованные судебные акты по делу N А40-53559/03-76-614 подлежат отмене.

Поскольку судом все обстоятельства по делу установлены, не требуется установления новых обстоятельств, суд кассационной инстанции находит возможным принять решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Центр по эффективному использованию энергии". Решение Инспекции от 21.10.2003 N 15/03-106 принято в пределах предоставленных налоговому органу полномочий.

Указанные в оспоренном решении суммы страховых взносов, подлежащие доначислению за 2000 год в размере 190707 руб., факт неперечисления указанных сумм взносов непосредственно в фонд сторонами, не оспариваются Обществом.

Спор касается лишь полномочий налогового органа по проведению мероприятий налогового контроля по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды до 01.01.2001.

В силу ст.10 Федерального закона "О бюджете ФСС РФ на 2000 год" от 02.02.2000 N 24-ФЗ исчисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд, осуществляются в соответствии с ч.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

По этим же основаниям не подлежит удовлетворению требование Общества о признании неподлежащим исполнению требования Инспекции от 10.11.2003 N 15/03-106 об уплате налогов и сборов - недоимки по взносам в Фонд социального страхования в размере 190707 руб., принятое на основании решения Инспекции от 21.10.2003 N 15/03-106.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

Решение от 11.02.2005 по делу N А40-53559/03-76-614 Арбитражного суда г.Москвы и постановление от 25.04.2005 N 09АП-3399/05-АК по тому же делу Девятого арбитражного апелляционного суда - отменить.

В удовлетворении требований ООО "Центр по эффективному использованию энергии" - отказать.

     Председательствующий

      Судьи

     Текст документа сверен по:
рассылка