• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2005 года Дело N Ф03-А51/05-1/3916


[Удовлетворяя иск в уточненном объеме за счет казны РФ, в лице Министерства финансов РФ, со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", не выделялись, суд правомерно руководствовался ст.ст.16, 1069 ГК РФ]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - представители не явились; от ответчика - представители не явились; от третьего лица - представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, на решение от 09.06.2005, постановление от 24.08.2005 по делу N А51-1052/0513-18 Арбитражного суда Приморского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго", в лице Артемовского отделения "Теплосбыт", к Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации г.Артема; третье лицо - Финансовое управление администрации г.Артема, о взыскании 2684737,55 руб., установил:

Открытое акционерное общество "Дальэнерго", в лице Артемовского филиала "Теплосбыт", обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации г.Артема о взыскании 2684737,55 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан, по оплате тепловой энергии в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах".

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Финансовое управление администрации г.Артема.

До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшил размер заявленных исковых требований до 2587064,32 руб.

Решением от 09.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2005, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федераций, в лице Министерства финансов РФ, со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", не выделялись.

Не согласившись с решением от 09.06.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2005, Министерство финансов РФ, в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, между ОАО "Дальэнерго", в лице Артемовского отделения "Теплосбыт", и администрацией г.Артема заключен договор N 166-Д от 24.06.2003 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате отопления в соответствии с ФЗ "О ветеранах".

Во исполнение указанного договора в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в 2004 году предоставило льготы ветеранам по оплате тепловой энергии.

В связи с предоставлением указанных льгот истец понес убытки в сумме 2587064,32 руб., невозмещенные государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Так, статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.99 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо-газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждались, так же, как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" из краевого бюджета возмещение расходов на компенсацию льгот по оплате теплоснабжения в бюджет муниципального образования г.Артем запланировано 21468 тыс.руб. на реализацию ФЗ "О ветеранах".

Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г.Артема, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 2587064 руб. за счет казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ, на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 09.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1052/05 13-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2005 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2005 года.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А51-1052/0513-18
Ф03-А51/05-1/3916
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 13 декабря 2005

Поиск в тексте