ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2005 года Дело N КГ-А40/12626-05


[Дело по заявлению ФСС о включении в реестр требований кредиторов должника суммы капитализированных платежей, подлежащих выплате гражданину, перед которым должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, направлено на новое рассмотрение, поскольку ФСС является надлежащим органом, уполномоченным предъявлять требования по уплате капитализированных платежей к должнику, работникам которого причинен вред здоровью, и довод суда первой инстанции о том, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве требований РФ по денежным обязательствам является только Федеральная налоговая служба РФ, представляется ошибочным]

(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 28 (далее - Фонд социального страхования) обратилось с требованием в Арбитражный суд города Москвы о включении в реестр требований кредиторов должника - открытого акционерного общества "Вельтбау АГ" (далее - ОАО "Вельтбау АГ") суммы капитализированных платежей, подлежащих выплате гражданину Кузнецову В.Н., перед которым должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, в размере 4017933 руб. 97 коп.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2005 года отказано во включении суммы капитализированных платежей в реестр требований кредиторов должника.

Суд указал, что в соответствии со статьями 2 и 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" органами, уполномоченными представлять в деле о банкротстве требования Российской Федерации по денежным обязательствам являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 года N 257 уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований Российской Федерации по денежным обязательствам в настоящее время является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а Фонд социального страхования согласно п.2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 101 (в редакции от 19 июля 2002 года) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Суд установил, что заявителем требований не были представлены доказательства того, что региональное отделение Фонда социального страхования РФ является уполномоченным органом, наделенным правом представлять в деле о банкротстве и процедурах банкротства требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Наряду с этим суд признал необоснованным размер предъявленных капитализированных повременных платежей в соответствии с Методикой расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 N 72.

Суд установил, что используемые в соответствии с Методикой коэффициенты капитализации, положенных в основу расчета, был заложен минимальный размер оплаты труда, не подлежат применению, должна применяться "установленная в соответствии с законом величина минимального прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации", в связи с изменениями, внесенными в действующее законодательство ФЗ N 152 от 26.11.2002 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Суд первой инстанции указал, что заявителем не приведены основания обоснованности расчета упомянутых капитализированных платежей за период до достижения Кузнецовым В.Н. возраста 23 лет, а не 18 лет.

В апелляционной инстанции законность определения от 21 сентября 2005 года не проверялась.

Не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой с просьбой определение отменить по следующим основаниям.

Заявитель считает, что в соответствии со статьями 3, 18 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации. Исходя из природы возникшего отношения, связанного с возмещением вреда в порядке обязательного страхования, причиненного здоровью работников должника, предъявление отделением Фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию, от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платежей правомерно.

При этом заявитель сослался на практику Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал.

ОАО "Вельтбау АГ" своего представителя в суд не направило, письменный отзыв на кассационную жалобу не представило.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция находит обжалуемое определение подлежащим отмене.

Согласно части 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику о выплате капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Пунктом 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что Фонд, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а статьями 2, 18 Закона на Фонд социального страхования возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей.

Таким образом, Фонд социального страхования является надлежащим органом, уполномоченным предъявлять требования по уплате капитализированных платежей к должнику, работникам которого причинен вред здоровью. В связи с этим довод суда первой инстанции о том, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве требований Российской Федерации по денежным обязательствам является только Федеральная налоговая служба Российской Федерации, представляется ошибочным.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц-страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонду поручено разработать и утвердить методику расчета таких платежей.

Во исполнение этого постановления Фонд социального страхования постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, предусматривающую порядок капитализации средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, поэтому требование отделения Фонда социального страхования, касающееся применения коэффициентов капитализации и капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной реабилитацией потерпевших, может быть включено в реестр требований кредиторов должника.

Данный вывод содержится и в постановлении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 6 сентября 2005 года N 4275/05.

Таким образом, судом первой инстанции был сделан ошибочный вывод о том, что коэффициенты капитализации, используемые в соответствии с Методикой для расчета капитализированных платежей, не подлежат применению.

При таких обстоятельствах и на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое определение Арбитражного суда города Москвы не может быть признано законным.

Кассационная инстанция на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что дело подлежит передаче на новое рассмотрение для проверки правильности исчислений капитализированных платежей и соблюдения порядка, установленного постановлением Фонда социального страхования от 30.07.2001 N 72.

Руководствуясь статьями 176, 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Определение от 21 сентября 2005 года по делу N А40-48586/03-123-37Б Арбитражного суда города Москвы отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд, кассационную жалобу ГУ Московского регионального объединения Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 28 - удовлетворить.

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2005 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2005 года.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

     Текст документа сверен по:
рассылка