• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2005 года Дело N А68-АП-235/10-04-425/10-04


[Удовлетворяя требования предприятия и признавая недействительным оспариваемый ненормативный акт в части доначисления НДС, пени и применения штрафа в спорных суммах, суд пришел к выводу о том, что заявитель обоснованно пользовался льготой, предусмотренной ст.27 Федерального закона N 118-ФЗ, так как от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: …, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по N 5 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.05.2005 (судья ...) по делу N А68-АП-235/10-04-425/10-04, установил:

Муниципальное предприятие "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по г.Щекино (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ N 5 по Тульской области от 31.03.2004 N 12 "В"/08 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 4303880 руб., 163927 руб. пени, 311100 руб. штрафа (с учетом уточненных требований).

Налоговым органом заявлены встречные требования о взыскании с МП "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство" налоговых санкций в общей сумме 340090 руб., примененных на основании оспариваемого решения.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.05.2005 заявленные МП "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство" требования удовлетворены в полном объеме. Встречные требования инспекции удовлетворены частично, с предприятия взыскан штраф в размере 28990 руб., в остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований предприятия и в части отказа в удовлетворении своих требований как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г.Щекино проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства муниципальным предприятием "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство", по результатам которой составлен акт от 09.03.2004 и принято решение от 31.03.2004 N 12 "В"/08 о доначислении налогов, пени и применении налоговых санкций.

Не согласившись частично с решением инспекции, муниципальное предприятие "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Как указано в акте проверки и решении инспекции, в 2003 году предприятие неправомерно не облагало налогом на добавленную стоимость выручку, полученную от оказания услуг квартиросъемщикам по содержанию неприватизированного жилья, техническому обслуживанию приватизированного жилья, капитальному ремонту приватизированного и неприватизированного жилья, что явилось основанием для доначисления НДС, пени и применения штрафа в спорных суммах.

Согласно пп.10 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции, действовавшей в спорный период), которой установлено, что подпункт 10 пункта 2 статьи 149 части второй Кодекса вводится в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).

Удовлетворяя требования предприятия и признавая недействительным оспариваемый ненормативный акт в части доначисления НДС, пени и применения штрафа в спорных суммах, суд пришел к выводу о том, что заявитель обоснованно пользовался льготой, предусмотренной ст.27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, так как от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" предусмотрена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включающая плату:

- за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;

- за капитальный ремонт жилищного фонда;

- за наем жилья (для нанимателей жилья).

Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" плата за содержание жилья - плата, взимаемая с собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения, за услуги по содержанию общего имущества жилого дома (в том числе подвала, чердака, подъезда, крыши) и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома.

Плата за ремонт жилья - плата, взимаемая с собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения, за текущий ремонт общего имущества жилого дома в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации перечнем связанных с таким ремонтом работ.

Плата за наем жилого помещения - плата, взимаемая собственником жилья с нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения и являющаяся доходом собственника жилья от предоставления жилого помещения в наем.

Статьей 15 Федерального закона от 24.12.92 N 4218-1 определено, что оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения.

Судом установлено, что муниципальное предприятие "Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство" учреждено администрацией г.Щекино и Щекинского района для обеспечения надежной эксплуатации, содержания и сохранности муниципального жилищного фонда г.Щекино и п.Первомайский, капитального и текущего ремонта зданий, сооружений, инженерных коммуникаций производственного и непроизводственного назначения, оказания коммунальных услуг населению и предприятиям г.Щекино и п.Первомайский, начисления, обработки и сбора платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги.

По акту от 21.03.2003 в хозяйственное ведение МП "ЩЖКХ" передан жилищный фонд, расположенный в г.Щекино и п.Первомайский по состоянию на 01.01.2003.

В спорный период предприятие осуществляло текущее и санитарное содержание помещений и придомовых территорий, капитальный ремонт и т.д. на основании заключенных договоров на техническое обслуживание с собственниками приватизированных квартир, договорами найма жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда, ежемесячно направляя жильцам домов счета на оплату оказанных услуг согласно ставок оплаты жилья по договору найма за содержание и ремонт домов в муниципальном, государственном жилищных фондах, общественной и коллективной собственности и по техническому обслуживанию жилья граждан, приватизировавших занимаемые квартиры (комнаты), утвержденных постановлением главы г.Щекино и Щекинского района N 6-508 от 11.06.2003.

Исходя из вышеуказанного, учитывая также, что критерии услуг по предоставлению в пользование жилых помещений не определены, а в силу п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков, суд правомерно удовлетворил требования МП "ЩЖКХ" о признании недействительным решения инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость, пени и применения штрафа в спорных суммах и отказал в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с предприятия штрафа по данному эпизоду.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:

Решение от 16.05.2005 Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-АП-235/10-04-425/10-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А68-АП-235/10-04-425/10-04
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 25 августа 2005

Поиск в тексте