ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2006 года Дело N А31-3046/2005-7


[Удовлетворяя заявленное требование о признании недействительным решения налоговой инспекции, суд руководствовался статьями 169, 171 и 172 НК РФ, ст.9 ФЗ "О бухгалтерском учете", при этом суд исходил из того, что у инспекции отсутствовали законные основания для доначисления обществу искомой суммы налога]
(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме (далее Инспекция, налоговый орган) от 11.01.2005 N 88/07 о доначислении 15 254 рублей налога на добавленную стоимость, 3 051 рубля за неуплату данного налога и 544 рублей пеней.

Решением от 19.09.2005 оспариваемый акт налогового органа признан недействительным.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.

По мнению заявителя, суд неправильно применил статью 171 Налогового кодекса Российской Федерации и не применил пункты 2 и 5 статьи 169 названного Кодекса, а также пункт 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налога на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.

Налоговый орган считает, что правомерно доначислил Обществу 15 254 рубля налога на добавленную стоимость, поскольку организация неправомерно предъявила данный налог к вычету по счетам-фактурам ООО "ЛОРЕДО СТАЙН", оформленным с нарушением требований пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

ООО отзыв на кассационную жалобу не представило.

Инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Законность судебного акта Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО представило в Инспекцию 14.10.2004 налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2004 года, в которой заявило к уплате 9 195 рублей названного налога.

В ходе камеральной проверки данной декларации Инспекция установила неуплату Обществом 15 254 рублей налога на добавленную стоимость ввиду необоснованного предъявления организацией к вычету данной суммы налога по счетам-фактурам ООО "ЛОРЕДО СТАЙН" от 30.08.2004 N 47, от 17.09.2004 N 87 и от 30.09.2004 N 103, в которых вместо полного адреса покупателя и продавца указано соответственно "пер-к Инженерный, д. 3Б." и "г. Москва".

Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя Инспекции принял решение от 11.01.2005 N 88/07 о привлечении ООО к ответственности за неуплату 15 254 рублей налога на добавленную стоимость по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 3 051 рубля и предложил в срок, установленный в требовании, уплатить данные суммы недоимки и налоговой санкции, а также 544 рубля пеней.

Общество обжаловало данное решение налогового органа в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьями 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете". При этом суд исходил из того, что у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления Обществу искомой суммы налога.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Кодекса).

Согласно статье 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

В пункте 2 названной статьи установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В соответствии с пунктом 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.

Вместе с тем в силу положений абзаца 3 статьи 88 Кодекса налоговый орган в случае обнаружения каких-либо ошибок в заполнении документов, представленных налогоплательщиком для камеральной проверки, или противоречий между сведениями, содержащимися в этих документах, должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Из указанных норм следует, что условиями применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость являются приобретение товаров (работ, услуг) для целей, определенных статьей 171 Кодекса; оплата данных товаров с учетом налога и оприходование этих товаров. При этом формальный подход к проверке документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение соблюдения им указанных условий, не допускается, так как конечной целью этой проверки является оценка данных документов на предмет достоверности содержащихся в них сведений, то есть оценка реальности совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций.

Материалы дела свидетельствуют о том, что выявленные налоговым органом нарушения в оформлении представленных налогоплательщиком счетах-фактурах, по сути, являлись неясностями и неточностями. При этом налоговый орган, обнаружив данные ошибки, в нарушение требований статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации не сообщил об этом ООО.

Одновременно с этим Инспекция не отрицает реальность хозяйственных операций, в подтверждение которых Общество представило указанные счета-фактуры.

Арбитражный суд Костромской области, исследовав представленные в материалы дела счета-фактуры ООО "ЛОРЕДО СТАЙН" от 30.08.2004 N 47, от 17.09.2004 N 87 и от 30.09.2004 N 103, установил, что искомые недочеты в указании адреса покупателя и налогоплательщика исправлены в установленном порядке.

Данные фактические обстоятельства налоговый орган также не отрицает.

С учетом изложенного у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления ООО 15 254 рублей налога на добавленную стоимость, поэтому суд правомерно признал недействительным решение налогового органа от 11.01.2005 N 88/07.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Костромской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 19.09.2005 по делу N А31-3046/2005-7 Арбитражного суда Костромской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

Текст документа сверен по:

файл-рассылка