ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2006 года Дело N А29-5116/2005а


[Удовлетворяя заявленное требование о признании недействительным решения налоговой инспекции, суд руководствовался ст.119 НК РФ, при этом суд исходил из того, что в ст.119 НК РФ не предусмотрена ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме]
(Извлечение)

Открытое акционерное общество (далее ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми (далее Инспекция, налоговый орган) от 28.04.2005 N 15-16/4.

Решением от 05.08.2005 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2005 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.

По мнению заявителя, суд неправильно применил подпункт 4 пункта 1 статьи 23, статью 80, пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган считает, что правомерно привлек Общество к ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налогоплательщик не представил в установленный срок налоговую декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2004 года по форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.06.2004 N САЭ-3-02/351.

Представитель Инспекции в судебном заседании подтвердил позицию по делу.

ОАО отзыв на кассационную жалобу не представило.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом.

Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО представило 28.10.2004 в Инспекцию в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2004 года по форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.11.2003 N БГ-02/614.

В ходе камеральной проверки данной декларации налоговый орган установил, что форма этой декларации не соответствует форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.06.2004 N САЭ-3-02/351.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель Инспекции принял решение от 28.04.2005 N 15-16/4 о привлечении Общества за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 61 556 рублей.

ОАО обжаловало данное решение налогового органа в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, статьей 80, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что в пункте 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В пунктах 2 и 6 той же статьи установлено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы, а также в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В пункте 1 статьи 289 Кодекса предусмотрено, что плательщики налога на прибыль независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

В пункте 3 названной статьи указано, что налогоплательщики представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (пункт 2 статьи 285 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа.

Из диспозиции данной статьи следует, что ответственность наступает за нарушение сроков представления налоговой декларации. Ответственность за направление декларации неустановленной формы названной нормой не предусмотрена.

Арбитражный суд Республики Коми установил, и это не противоречит представленным в материалы дела доказательствам, что Общество своевременно направило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2004 года по ранее утвержденной форме.

Доказательств, свидетельствующих о том, что названная декларация не содержала все необходимые для исчисления и уплаты налога на прибыль сведения, налоговый орган вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела.

С учетом изложенного в действиях ОАО отсутствует состав правонарушения, предусмотренный в пункте 1 статьи 119 Кодекса, поэтому Арбитражный суд Республики Коми правомерно признал недействительным решение Инспекции от 28.04.2005 N 15-16/4.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 05.08.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2005 по делу N А29-5116/2005а Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

Текст документа сверен по:

файл-рассылка