ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2006 года Дело N А17-755/8-2005


[В удовлетворении исковых требований о признании права собственности было отказано, при этом суд исходил из того, что комитет не представил доказательств, свидетельствующих о передаче спорного здания в собственность администрации с соблюдением порядка, установленного постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Бабаева С.В. , судей Князевой Г.А., Шишкиной Е.Н. при участии представителей от истца: Дегтяревой С.В. (доверенность от 15.03.2006 N 17), от третьего лица: Ильменского Н.М. (доверенность от 17.03.2006 N 62) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Комитета Ивановской области по управлению государственным имуществом, на решение от 30.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.12.2005 по делу N А17-755/8-2005 Арбитражного суда Ивановской области, принятые судьями Ельфиной Г.Ю., Басовой Н.П., Бадиным А.Н., Семеновым В.П., по иску Комитета Ивановской области по управлению государственным имуществом к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области, Управлению федеральной регистрационной службы по Ивановской области, третье лицо - областное государственное учреждение "Автохозяйство администрации Ивановской области", город Иваново, о признании недействительным зарегистрированного права Российской Федерации и признании права собственности Ивановской области на нежилое строение и установил:

Комитет Ивановской области по управлению государственным имуществом (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области (далее - Теруправление) и Управлению федеральной регистрационной службы по Ивановской области (далее - УФРС) о признании права собственности Ивановской области на нежилое строение (литеры А, А1) общей площадью 3501,1 квадратного метра, расположенное по адресу: город Иваново, ул. Профсоюзная, дом 49, кадастровый номер 37:24:010125:0022:20095/050/А, и признании недействительным зарегистрированного права Российской Федерации на это же строение.

В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное учреждение "Автохозяйство администрации Ивановской области" (далее - Автохозяйство).

Исковые требования основаны на статьях 12, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункте 2 статьи 12 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации". В обоснование притязаний заявитель указывает, что упомянутое здание занято учреждением областного подчинения, является собственностью субъекта Российской Федерации в силу прямого указания закона, в связи с чем произведенная Теруправлением регистрация права собственности Российской Федерации на этот объект является неправомерной.

Решением от 30.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2005, в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суд исходил из того, что Комитет не представил доказательств, свидетельствующих о передаче спорного здания в собственность администрации Ивановской области с соблюдением порядка, установленного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя, находящееся в ведении областной администрации имущество не подлежало процедуре разграничения собственности в порядке, установленном Постановлением N 3020-1. Закрепление спорного объекта за собственностью администрации Ивановской области урегулировано положением пункта 2 статьи 12 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации". Апелляционная инстанция в нарушение статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации отнесла расходы по государственной пошлине на Комитет, выступающий в рамках настоящего дела в защиту государственных интересов.

Отзывов на кассационную жалобу не поступало.

Ответчики надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность решения и постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав полномочных представителей истца и третьего лица, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены состоявшихся судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов и установлено судом, спорное одноэтажное кирпичное здание, используемое под гараж Ивановского обкома КПСС, как бывшая собственность КПСС во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 90 от 25.08.1991 "Об имуществе КПСС и коммунистической партии РСФСР" распоряжением исполнительного комитета Ивановского областного Совета народных депутатов N 435-р от 29.08.1991 "О зданиях и имуществе Ивановского обкома КПСС", передано в пользование хозяйственному отделу облисполкома; имущество принято по акту от 25.09.1991.

В дальнейшем объект спора находился на балансе организованного по распоряжению главы администрации Ивановской области от 10.01.1992 N 22-р на базе автохозяйства облисполкома и гаража бывшего обкома КПСС автохозяйства администрации Ивановской области.

В связи с обращением начальника Автохозяйства здание по улице Профсоюзная, дом 49 (бывшее здание гаража обкома КПСС) включено в реестр федерального имущества, объекту 16.10.2000 присвоен реестровый номер 03700731.

11.03.2002 между Автохозяйством и Теруправлением подписан договор N 22/02 безвозмездного пользования спорного федерального имущества.

Регистрация права собственности Российской Федерации на нежилое строение (литеры А, А1) общей площадью 3501,1 квадратного метра, расположенное по адресу: город Иваново, ул. Профсоюзная, дом 49, состоялась 27.09.2002, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 37-ВВ N 038974.

Оспаривая данный факт, Комитет обратился в суд с настоящим иском.

Уровень собственности определяется приложениями к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Согласно положениям Указов Президента РСФСР от 25.08.1991 N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" и от 06.11.1991 N 169 "О деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР" все движимое и недвижимое имущество КПСС и КП РСФСР на территории РСФСР объявлено государственной собственностью и право пользования им передано органам исполнительной власти.

Отнесение поименованными Указами Президента имущества КПСС к государственной собственности РСФСР не исключало отнесения конкретных объектов из этого имущества к муниципальной собственности и собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением N 3020-1.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

О принадлежности спорного помещения к имуществу Российской Федерации свидетельствует включение его в реестр федерального имущества.

До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.

Объекты считаются переданными в государственную собственность с момента принятия решения Правительством Российской Федерации. До настоящего времени такое решение не принято, следовательно, спорный объект является федеральной собственностью.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Комитета у суда не имелось.

Ссылка заявителя на пункт 2 статьи 12 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" во внимание судом кассационной инстанции не принимается по мотиву неверного толкования закона.

Подлежит отклонению и довод заявителя о неправомерности взыскания с него государственной пошлины по апелляционной жалобе. В пункте 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. При применении названного положения Кодекса арбитражным судам следует учитывать, что согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом. Положением о Комитете Ивановской области по управлению государственным имуществом не предусмотрено право заявителя защищать имущественные права и законные интересы Ивановской области. Наличие статуса государственного органа не является основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции законно возложил на Комитет расходы по уплате государственной пошлины.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.03.2006 о предоставлении отсрочки Комитету по уплате государственной пошлины следует считать утратившим силу.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины в кассационной инстанции, согласно статьям 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 30.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.12.2005 по делу N А17-755/8-2005 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета Ивановской области по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.

Взыскать с Комитета Ивановской области по управлению государственным имуществом в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе. Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 С.В. Бабаев

     Судьи
Г.А. Князева

     Е.Н. Шишкина

Текст документа сверен по:

файл-рассылка