ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2006 года Дело N Ф03-А73/05-1/4581


[Принимая решение о взыскании убытков истца за счет средств федерального бюджета, суд сослался на недостаточное обеспечение исполнения федерального закона, однако данный вывод суда сделан без исследования вопроса, в каком объеме поступили краю денежные средства на рассматриваемые цели в соответствии со ст.53 ФЗ "О федеральном бюджете РФ", а также фактической потребности субъекта на возмещение расходов по предоставлению льгот соответствующей категории граждан, поэтому  дело по иску о взыскании убытков подлежит направлению на новое рассмотрение]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - представители не явились; от ответчика - представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 16.08.2005, постановление от 12.10.2005 по делу N А73-3923/2005-26 (АИ-1/1203/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в суде апелляционной инстанции судьи: ..., по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к администрации Хабаровского муниципального района, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 103843,99 руб., установил:

Общество с ограниченной ответственностью энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Хабаровского муниципального района, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ о взыскании 103843 руб. 99 коп., составляющих убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности.

Решением от 16.08.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2005, исковые требования истца удовлетворены за счет казны Российской Федерации со ссылкой на нормы ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" и ст.ст.130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ, и указанием на то, что органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме исполнение федерального закона.

Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом в порядке ст.ст.284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ, в которой заявитель просит отменить их, считая, что судом приняты решение и постановление без учета норм ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики", где указано, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ, расходы которых учитываются в межбюджетных отношениях.

В судебное заседание представители сторон, несмотря на надлежащее извещение, не явились.

Из материалов дела установлено, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в лице Хабаровской теплосетевой компании предоставило в период 2004 года скидку в размере 100% по оплате теплоэнергии гражданам, проживающим в Хабаровском районе в соответствии со ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Данная услуга предоставлена истцом на основании договора N 295ю/07 от 11.03.2004, заключенного с администрацией "Хабаровский муниципальный район".

Поскольку в установленном порядке, предусмотренном договором, истец не получил возмещение понесенных затрат, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате за теплоэнергию, поэтому он обратился в суд о взыскании убытков в сумме 103843 руб. 99 коп.

Факт предоставления льгот и размер расходов истца подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.

В соответствии со ст.59 Жилищного кодекса РСФСР (действующего в спорный период) специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Постановлением ВЦИК СНК от 10.06.30 предусматривался порядок реализации указанных льгот сотрудникам медицинских учреждений за счет средств местного бюджета.

Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" постановление ВЦИК СНК от 10.06.30 признано утратившим силу. Статьей 2 указанного Закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации в охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитывается в межбюджетных отношениях.

Статьей 53 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что в 2004 году субсидии бюджета субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 1691778,0 тыс.руб. выделяются в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со статьей 58 ФЗ "О Федеральном бюджете на 2003 год".

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности (далее - Правила).

Судебные инстанции Арбитражного суда Хабаровского края пришли к обоснованному выводу, что понесенные истцом расходы по предоставлению льготы по оплате за теплоэнергию гражданам, проживающим, работающим в сельской местности, не должны компенсироваться муниципальным образованием, поскольку п.4 ст.6 и п.2 ст.49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст.132 Конституции РФ предусматривают, что местные органы самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.

Вместе с тем, принимая решение о взыскании убытков истца за счет средств федерального бюджета, суд сослался на недостаточное обеспечение исполнения федерального закона. Однако данный вывод суда сделан без исследования вопроса, в каком объеме поступили Хабаровскому краю денежные средства на рассматриваемые цели в соответствии со ст.53 ФЗ "О федеральном бюджете РФ", а также фактической потребности субъекта на возмещение расходов по предоставлению льгот соответствующей категории граждан.

Исходя из этих обстоятельств, суду следовало сделать вывод о причине невозмещения ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" убытков и определить ответчика, допустившего их возникновение.

Поскольку судебные акты приняты арбитражным судом по недостаточно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения спора по существу, поэтому их следует отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 16.08.2005, постановление от 12.10.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3923/2005-26 (АИ-1/1203/05-47) отменить.

Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2006.

Полный текст постановления изготовлен 17.01.2006.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

Текст документа сверен по:

рассылка