ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2006 года Дело N Ф03-А73/05-2/4833


[Учитывая, что вывод суда о недоказанности административным органом факта совершения правонарушения сделан по не полностью выясненным обстоятельствам дела, решение суда по делу о признании незаконным и отмене постановления налоговой службы РФ, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: .., при участии: от заявителя - представители не явились; от ответчика: ИФНС России по городу Комсомольску-на-Амуре - Савина А.Л., представитель, по доверенности от 07.02.2005 N 03-11/2141, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре на решение от 15.07.2005, постановление от 06.10.2005 по делу N А73-3875АП/2005-20 (АИ-1/1108/05-5) Арбитражного суда Хабаровского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в апелляционной инстанции судьи: ..., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Весы" к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Комсомольску-на-Амуре об отмене постановления N 03050405140001 от 05.04.2005, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Весы" (далее - общество, ООО "Весы") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по городу Комсомольску-на-Амуре (далее - Инспекция, налоговый орган) от 05.04.2005 N 03 050405140001, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.

Решением суда от 15.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.10.2005, требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с тем, что работниками налогового органа, находящимися при исполнении служебных обязанностей, неправомерно осуществлен контрольный закуп. Суд признал данные нарушения порядка привлечения к административной ответственности существенными.

Не согласившись с решением суда, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы считает необоснованным вывод суда об отсутствии у налогового органа полномочий на осуществление контрольного закупа товара, ссылаясь на положения статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и полагая, что налоговый орган наделен полномочиями по проверке выдачи чеков при осуществлении наличных денежных расчетов, кроме того, отсутствие ККТ в отделе продажи, реализация товаров без применения ККМ является административным правонарушением, ответственность за которое несет юридическое лицо.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители в судебное заседание не явились.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление суда подлежат отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 14.03.2005 сотрудниками Инспекции на основании поручения N 185 от 14.03.2005 проведена проверка соблюдения обществом Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов в отделе "овощи-фрукты" в магазине "Весы", расположенном по адресу: город Комсомольск-на-Амуре, ул.Аллея Труда, 59.

По результатам проверки составлен акт от 14.03.2005 N 018803, которым зафиксирован факт нарушения продавцом Лопатковой Н.В. требований Федерального закона N 54-ФЗ, выразившийся в продаже лука репчатого нестандартного в количестве 0,990 кг по цене 10 руб. за 1 кг на сумму 9 руб. 90 коп. без применения контрольно-кассовой техники.

18.03.2005 налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении N 18180305135000, на основании которого 05.04.2005 принято постановление по делу об административном правонарушении N 03050405140001 о привлечении ООО "Весы" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб., оспоренное последним в судебном порядке.

Суд признал оспариваемое постановление налогового органа незаконным и отменил, так как пришел к выводу о нарушении Инспекцией порядка привлечения к административной ответственности. При этом суд исходил из того, что в соответствии с частью 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

По мнению суда, нарушение заключается в том, что при осуществлении контроля за использованием контрольно-кассовой техники работники налогового органа провели контрольный закуп товара с превышением своих должностных полномочий и без представителей органов внутренних дел, чем нарушили требования пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного Закона, в частности, путем проведения проверок выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков и налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам также предоставляется право, в том числе проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Из анализа приведенных выше норм права следует, что факт покупки товара непосредственно работниками Инспекции при наличии у последних поручения на проверку соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ не дает оснований говорить о превышении должностными лицами налоговых органов своих полномочий, поэтому вывод суда о проведении проверки должностными лицами Инспекции с нарушением норм действующего законодательства признается судом кассационной инстанции неправомерным.

Кроме того, согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и другими доказательствами.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Однако судом эти доказательства не исследовались и правовой оценки им не дано.

Учитывая, что вывод суда о недоказанности административным органом факта совершения правонарушения сделан по не полностью выясненным обстоятельствам дела, решение суда подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует исследовать все имеющиеся доказательства, оценить их в совокупности и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 15.07.2005 постановление апелляционной инстанции от 06.10.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3875АП/2005-20 (АИ-1/1108/05-5) отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2006 года.

Полный текст постановления изготовлен 8 февраля 2006 года.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

Текст документа сверен по:

рассылка