• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2006 года Дело N А82-5074/2005-29


[Оспариваемый акт Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

 признан недействительным в части требования о перечислении в доход федерального бюджета суммы, использованной не по целевому назначению]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Забурдаевой И.Л., судей Евтеевой М.Ю., Радченковой Н.Ш. при участии представителей от заявителя: Павловской И.Л. (доверенность от 17.03.2006), от заинтересованного лица: Хлебникова А.В. (доверенность от 17.01.2006 N 71-02-12/61) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области на решение от 11.11.2005 по делу N А82-5074/2005-29 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьей Мухиной Е.В., по заявлению Федерального государственного учреждения культуры "Государственный музей заповедник "Ростовский Кремль" о признании частично недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от 05.03.2005 N 71-13-01/20 и установил:

Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей заповедник "Ростовский Кремль" (далее ФГУК "Ростовский Кремль", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее ТУ ФСФБН в Ярославской области, Территориальное управление) от 05.03.2005 N 71-13-01/20 в части требования перечислить в доход федерального бюджета 643 138 рублей, использованных в 2004 году не по целевому назначению.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ярославской области.

Решением от 11.11.2005 с учетом определений об исправлении опечаток от 09.12.2005 и 13.01.2006 оспариваемый акт Территориального управления признан недействительным в части требования о перечислении в доход федерального бюджета 455 846 рублей, использованных в 2004 году не по целевому назначению. В связи с отказом Учреждения от заявленных требований об оспаривании предписания ТУ ФСФБН в Ярославской области от 05.03.2005 N 71-13-01/20 в части требования перечислить в доход федерального бюджета 61 056 рублей, использованных не по целевому назначению, производство по делу в этой части прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований ФГУК "Ростовский Кремль" отказано. Территориальное управление обязано принять меры к восстановлению незаконно сокращенных лимитов бюджетных обязательств.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым решением, ТУ ФСФБН в Ярославской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт и прекратить производство по делу.

По мнению заявителя, суд нарушил пункт 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неправильно применил положения Порядка сокращения в 2005 году лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 08.02.2005 N 16н.

Территориальное управление считает, что оспариваемое предписание не содержит обязательных для ФГУК "Ростовский Кремль" указаний, поэтому не влечет правовых последствий. Суд необоснованно обязал ТУ ФСФБН в Ярославской области восстановить Учреждению незаконно сокращенные лимиты бюджетных обязательств. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

ФГУК "Ростовский Кремль" в отзыве на кассационную жалобу против доводов ТУ ФСФБН в Ярославской области возразило, считает принятый судебный акт законным и обоснованным.

Управление Федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации по Ярославской области отзыв на кассационную жалобу не представило; в ходатайстве от 21.03.2006 просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представители Территориального управления и Учреждения в судебном заседании подтвердили позиции по делу, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 24.03.2006.

Законность судебных актов Арбитражного суда Ярославской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Территориальное управление провело ревизию финансово-хозяйственной деятельности ФГУК "Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль" за 2004 год и установило нарушение Предприятием целевого порядка использования бюджетных средств в сумме 689 164 рублей, выделенных из федерального бюджета.

Результаты ревизии отражены в акте от 25.02.2005, на основании которого начальник ТУ ФСФБН в Ярославской области выдал Предприятию предписание от 05.03.2005 N 71-13-01/20 перечислить в доход федерального бюджета указанную сумму нецелевого использования средств федерального бюджета и представить информацию о выполнении данного предписания в Территориальное управление в десятидневный срок.

ФГУК "Ростовский Кремль" обжаловало данное предписание в арбитражный суд.

Рассмотрев данное дело по существу, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 29, 150, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 5.14.3 и 5.14.4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, пунктом 3 Порядка сокращения в 2005 году лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 08.02.2005 N 16н (далее Порядок сокращения лимитов). При этом суд исходил из того, что оспариваемое предписание является обязательным для Предприятия и незаконно возлагает на Общество обязанность перечислить в доход федерального бюджета 455 846 рублей.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, рассмотрев кассационную жалобу, не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

С 01.01.2005 вступил в законную силу Федеральный закон от 28.12.2004 N 182-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с образованием Федерального казначейства".

Принятие данного закона обусловлено преобразованием Федерального казначейства с 01.01.2005 в самостоятельную федеральную службу и необходимостью определения за вновь созданными федеральными службами Федерального казначейства и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора функций и полномочий, которые в прежней редакции Кодекса были закреплены за Министерством финансов Российской Федерации.

В статье 166 Кодекса уточнены основания принятия решений Министром финансов Российской Федерации в связи с передачей надзорных и контрольных функций Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. В статье 266 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации исключено из субъектов финансового контроля и введен новый субъект - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. В области финансового контроля статьей 267 Кодекса закреплены полномочия Федерального казначейства, а статьей 268 Кодекса - Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, согласно которым Федеральное казначейство осуществляет лишь текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств путем проверки соответствия содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета. В оставшейся части контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Пересмотрены и систематизированы полномочия федеральных органов государственной власти, закрепленных в статье 284 Кодекса, в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации исходя из их полномочий в области финансового контроля.

С учетом изменений, внесенных названным Законом, именно блокировка расходов бюджета (статья 231 Кодекса) с 01.01.2005 стала мерой реагирования при выявлении Федеральной службы финансово-бюджетного фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Из материалов дела следует, Арбитражным судом Ярославской области установлено, и это не отрицается ТУ ФСФБН в Ярославской области, что Территориальное управление в рассматриваемой ситуации в качестве меры реагирования на выявленные в ходе проверки ФГУК "Ростовский Кремль" факты нецелевого использования бюджетных средств, избрало наряду с составлением уведомлений в соответствующий департамент Министерства финансов Российской Федерации выставление Учреждению предписания от 05.03.2005 N 71-13-01/20.

Данное право предоставлено Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в пунктах 5.1.1, 5.14, 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, согласно которому, данная служба в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе по контролю и надзору за использованием средств федерального бюджета, имеет право направлять в проверенные организации обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений. При этом названным Положением не предусмотрен конкретный перечень оснований, при которых Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора вправе направлять предписания.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно рассмотрел спор по существу, так как на основании данной нормы организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу требований части 4 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенного Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь названными нормами права, проверил оспариваемое предписание на соответствие его закону, в частности положениям статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Довод Территориального Управления о том, что суд неправомерно обязал его восстановить незаконно сокращенные лимиты бюджетных обязательств, суд кассационной инстанции признал необоснованным, поскольку принятие мер по восстановлению незаконно сокращенных лимитов бюджетных обязательств не возлагает непосредственно на ТУ ФСФБН в Ярославской области обязанности восстановить сокращенные лимиты бюджетных обязательств.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 11.11.2005 по делу N А82-5074/2005-29 Арбитражного суда Ярославской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2006.

Полный текст постановления изготовлен 27.03.2006.

     Председательствующий

     И.Л. Забурдаева
 
      Судьи
М.Ю. Евтеева
 Н.Ш. Радченкова

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А82-5074/2005-29
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 27 марта 2006

Поиск в тексте