• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 30 декабря 2005 года Дело N А40-64642/05-146-623


[Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14 июля 2005 года N 1639-р "О передаче недвижимого имущества федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный центр логистики" признано недействительным  с момента его принятия, т.к. при изъятии имущества не было согласия Роскультуры, несмотря на то, что Роскультура является органом, который осуществляет полномочия по управлению и контролю за подведомственными ему объектами федеральной государственной собственности в сфере культуры]


Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2005 года.

Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2005 года.

Арбитражный суд г.Москвы рассмотрел дело по заявлению ГУП "Российская государственная цирковая компания" и ГУП "Красноярский государственный цирк" к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом о признании ненормативного правового акта недействительным, третье лицо: ФГУП "Федеральный центр логистики" и Федерального агентства по культуре и кинематографии, установил:

ГУП "Российская государственная цирковая компания" (далее - Росгосцирк) и ГУП "Красноярский государственный цирк" обратились в арбитражный суд с заявлением к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (далее -Росимущество) о признании недействительным распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14.07.2005 N 1639-р "О передаче недвижимого имущества ФГУП "Федеральный центр логистики".

В обоснование требования заявители ссылаются на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 196 утвержден устав Росгосцирка и Перечень цирковых предприятий, находящихся в непосредственном подчинении Росгосцирка (пункты 1, 2 постановления), в число которых включен Красноярский государственный цирк. В соответствии с п.п.11, 19 устава Росгосцирк и подведомственные ему предприятия являются единым комплексом объектов федеральной собственности, имущество которых закреплено на праве оперативного управления.

Таким образом, полагают заявители, Красноярский государственный цирк в составе единого имущественного комплекса подведомственных Росгосцирку государственных цирков на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 N 5-р находится в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии (далее - Роскультура), соответственно, передача недвижимого имущества находящегося у ГУП "Красноярский государственный цирк" должна осуществляться с согласия собственника - Роскультуры.

Требование мотивировано также тем, что при изъятии здания общежития Красноярского цирка, бывший директор ГУП "Кроасноярский государственный цирк" Клементенко Е.А., уволенный приказом ГУП "Росгосцирк" от 29.08.2005 N 1460/к, давая свое согласие, вышел за пределы своих полномочий, определенных уставом Красноярского государственного цирка (пункты 4.5, 6.5).

Возражая на заявление, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом представило отзыв и считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Положением о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 291, установлено, что Роскультура осуществляет функции собственника в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Роскультуре, однако в ведении Роскультуры находится ГУП "Российская государственная цирковая компания", а спорное здание находилось на балансе ГУП "Красноярский государственный цирк". ГУП "Красноярский государственный цирк" не включен в перечень подведомственных Роскультуре федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 N 5-р. Следовательно, Росимущество не должно было согласовывать свое распоряжение от 14.07.2005 N 1639-р с Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Росимущество указывает, что имущество государственного унитарного предприятия принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. На праве оперативного управления имущество принадлежит муниципальным унитарным предприятиям (казенные предприятия). Поэтому пункт 1 распоряжения Росимущества от 14.07.2005 N 1639-р, в котором говорится о прекращении права хозяйственного ведения на имущество, полностью соответствует действующему законодательству.

Возражения заинтересованного лица основаны также тем, что оспариваемое здание было изъято с согласия директора ГУП "Красноярский государственный цирк" Клементенко Е.А. и в целях недопущения утраты федерального недвижимого имущества.

В представленном отзыве на заявление привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований ФГУП "Федеральный центр логистики" возражает против удовлетворения заявления и поддерживает позицию и изложенные доводы Росимущества.

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 7 декабря 2005 года в качестве третьего лица без самостоятельных требований Федеральное агентство по культуре и кинематографии поддерживает заявленное требование.

При этом Роскультура ссылается на то, что Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным агентству (п.5, п.п.5.2, 5.15 Положения). В соответствии с п.п.5.5, 5.13, 6.4 Положения об агентстве осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на агентство функций; осуществляет контроль за деятельностью подведомственных агентству организаций.

Роскультура, реализуя функции федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом, закрепленным за Красноярским государственным цирком, а также иные полномочия собственника федерального имущества в отрасли культуры, осуществляет управление и контроль за деятельностью и состоянием имущественного комплекса Красноярского государственного цирка как непосредственно, так и через подведомственную организацию, что предусмотрено п.4 Положения об агентстве.

Между тем при изъятии имущества не было согласие Роскультуры, несмотря на то, что Роскультура является органом, который осуществляет полномочия по управлению и контролю за подведомственными ему объектами федеральной государственной собственности в сфере культуры, в связи с чем распоряжение Росимущества от 14.07.2005 N 1639-р не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, и подлежит отмене.

Роскультура также ссылается на то, что при издании оспариваемого распоряжения также не соблюден порядок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", в соответствии с которым действия по распоряжению федеральным имуществом унитарного предприятия подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере управления), то есть с Роскультурой.

Выслушав объяснения представителей заявителей и Роскультуры, поддержавших доводы и требования заявления, и представителей Росимущества и ФГУП "Федеральный центр логистики", просивших отказать в удовлетворении заявления, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, ГУП "Красноярский государственный цирк" является "балансодержателем" недвижимого имущества по адресу: г.Красноярск, ул.Королева, д.9А, которое используется как общежитие для расселения артистов Росгосцирка и их несовершеннолетних детей, прибывающих на гастроли в составе цирковых программ.

Оспариваемым распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14.07.2005 N 1639-Р "О передаче недвижимого имущества федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный центр логистики" недвижимое имущество по адресу: г.Красноярск, ул.Королева, д.9А, подлежит передаче на баланс ФГУП "Федеральный центр логистики" и прекращается право хозяйственного ведения ГУП "Красноярский государственный цирк" на недвижимое имущество, расположенное по указанному выше адресу.

Данное распоряжение не соответствует закону и иным правовым актам и в силу ст.ст.198, 200 АПК РФ подлежит признанию незаконным по следующим основаниям.

Согласно положениям постановления Правительства РФ "О Российской государственной цирковой компании" от 28.02.95 N 196, ГУП "Росгосцирк" является организацией культуры федерального ведения в форме государственного унитарного предприятия. Указанным постановлением утвержден устав ГУП "Росгосцирк", а также перечень подведомственных предприятий и организаций.

В соответствии с п.19 устава Росгосцирка имущество Росгосцирка и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций является федеральной собственностью, закрепленные за Росгосцирком на праве оперативного Управления и используется в соответствии с целями и задач, предусмотренными уставом и законодательством Российской Федерации.

В утвержденный Правительством Российской Федерации перечень подведомственных Росгосцирку предприятий включен Красноярский государственный цирк, то есть собственником федерального имущества в лице Правительства Российской Федерации принято решение в порядке, установленном п.1 ст.115 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3 ст.8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", об учреждении Росгосцирка и подведомственного ему Красноярского государственного цирка в форме государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (казенных предприятий) (л.д.29).

Следовательно, необоснованны доводы Росимущества об отсутствии соответствующего решения Правительства Российской Федерации об учреждении Красноярского государственного цирка в форме казенного предприятия, поскольку этот довод не соответствует нормативным правовым актам и фактическим обстоятельствам.

Устав Красноярского государственного цирка, согласованный с Комитетом по управлению имуществом Красноярского края 09.01.96, был зарегистрирован отделом регистрации предприятий администрации г.Красноярска 16.04.96 за N 45, то есть после введения в действие части I Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющего правовой статус государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия).

Таким образом, необоснован вывод Росимущества о применении в период государственной регистрации Красноярского государственного цирка положений Основ гражданского законодательства СССР и республик, утвержденных постановлением ВС СССР от 31.05.91 N 2211-1, а также положений Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих деятельность государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения.

Согласно п.4.1 устава Красноярского государственного цирка имущество предприятия является федеральной собственностью, закреплено за ним на праве оперативного управления.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 196 издано распоряжение Госкомимущества России от 29.03.95 N 443-р, в соответствии с п.2 которого Комитетам по управлению государственным имуществом в местах расположения предприятий, подведомственным Росгосцирку, поручено закрепить в установленном порядке за специализированными цирками на праве оперативного управления государственное имущество, являющееся федеральной собственностью.

Порядок использования движимого и недвижимого федерального имущества, закрепленного за Красноярским государственным цирком, определен как "право оперативного управления" в пунктах 1.1 и 2.1 договора от 02.04.98 N 07-036 ОУ о порядке использования закрепленного за Красноярским государственным цирком государственного имущества на праве оперативного управления, заключенного между Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом с правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества России и Красноярским государственным цирком.

Приложением N 2 к договору от 02.04.98 N 07-036 ОУ, согласованным с Территориальным органом Минимущества России по Красноярскому краю 30.09.2003, определен пообъектный состав недвижимого имущества, закрепляемого за Красноярским государственным цирком на праве оперативного управления, в число которого (п.4) включено здание гостиницы цирка по адресу: г.Красноярск, ул.Королева, д.9А.

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества Территориального управления Минимущества России по Красноярскому краю от 15.02.2005 N 06-1397/1113 здание гостиницы по адресу: г.Красноярск, ул.Королева, д.9А, находится в собственности Российской Федерации, имеет реестровый номер 0240037100004, и принадлежит на праве оперативного управления государственному унитарному предприятию "Красноярский государственный цирк".

Следовательно, п.1 распоряжения Росимущества от 14.07.2005 N 1639-Р о прекращении права хозяйственного ведения ГУП "Красноярский государственный цирк" на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Красноярск, ул.Королева, д.9А, не соответствует фактическим обстоятельствам и нормативным правовым актам, поскольку данное имущество закреплено за цирком в установленном порядке на праве оперативного управления.

Пунктом 1 ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.

Таким образом, не может быть принят во внимание довод Росимущества о том, что отсутствие зарегистрированного права Красноярского государственного цирка на спорное здание влечет за собой отсутствие вещного права цирка на здание гостиницы.

Вещное право цирка на здание гостиницы возникло у него 10.11.69, что подтверждается техническим паспортом объекта недвижимости от 16.02.99, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем в силу п.1 ст.6 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на здание гостиницы не требуется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.95 N 196 утвержден устав Росгосцирка и Перечень цирковых предприятий, находящихся в непосредственном подчинении Росгосцирка (пункты 1, 2 постановления), в число которых включен Красноярский государственный цирк.

В соответствии с п.п.11, 19 устава Росгосцирка Росгосцирк и подведомственные ему предприятия являются единым комплексом объектов федеральной собственности, имущество которых закреплено на праве оперативного управления.

Таким образом, Красноярский государственный цирк в составе единого имущественного комплекса подведомственных Росгосцирку государственных цирков, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 N 5-р находится в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 291, Федеральное агентство по культуре и кинематографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным агентству (п.5, п.п.5.2, 5.15 Положения).

Следовательно, принимая решение об изъятии спорного здания у Красноярского государственного цирка и передаче его ФГУП "Федеральный центр логистики" Росимущество превысило свои полномочия, предоставленные ему законом, поскольку при издании оспариваемого распоряжения не был соблюден установленный порядок изъятия имущества.

Однако, как усматривается из материалов дела, в Роскультуру не направлялись согласие руководителя Красноярского государственного цирка на изъятие имущества цирка и тТехническое заключение о состоянии здания.

Из представленных доказательств следует, что с Роскультурой не согласовывалось решение об изъятии помещений цирка. Росимущество не оспаривает данное обстоятельство.

Между тем Роскультура является органом, который осуществляет полномочия по управлению и контролю за подведомственными ему объектами федеральной государственной собственности в сфере культуры, в связи с чем распоряжение Росимущества от 14.07.2005 N 1639-р не соответствует закону и иным нормативным правовым актам и подлежит отмене.

Арбитражный суд первой инстанции также приходит к выводу, что при издании оспариваемого распоряжения Росимуществом также не соблюден порядок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", в соответствии с которым действия по распоряжению федеральным недвижимым имуществом унитарного предприятия подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере управления), то есть с Роскультурой.

Письмом ГУП "Красноярский государственный цирк" от 01.07.2005 N 214 изложена просьба об отчуждении здания, закрепленного за цирком на праве оперативного управления на основании договора от 02.02.98 N 07-ОЗ-ОУ.

В соответствии с п.1 ст.53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Абз.5 п.6.5 устава Красноярского государственного цирка установлено, что директор цирка в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и уставом цирка, распоряжается имуществом цирка.

Согласно абз.3 п.4.1 устава Красноярского государственного цирка здания, сооружения и другое имущество цирка не подлежат продаже, отчуждению, приватизации, залогу.

Следовательно, директор Красноярского государственного цирка, давая согласие на отказ (отчуждение) недвижимого имущества цирка, превысил свои полномочия. В связи с этим действия Росимущества при издании оспариваемого распоряжения противоречат задачам уставной деятельности Красноярского государственного цирка и целевому назначению предоставленного для этих задач имущества.

Росимущество обосновывает необходимость прекращения права хозяйственного ведения Красноярского государственного цирка на здание по адресу: г.Красноярск, ул.Королева, д.9А, и закрепление его за ФГУП "Федеральный центр логистики" тем обстоятельством, что проживание в указанном здании невозможно без проведения капитального ремонта; передача здания осуществляется в целях недопущения утраты федерального недвижимого имущества.

Данный довод является необоснованным, так как Росимуществом при издании оспариваемого распоряжения не были учтены те обстоятельства, что недостатки здания по адресу: г.Красноярск, ул.Королева, д.9А, были связаны с объективными причинами, а именно естественным износом здания и коммуникаций и необходимостью проведения работ по их ремонту, на подготовку к которому были затрачены определенные усилия, а именно, утвержден проект ремонтных работ (план мероприятий от 21.07.2005), заключены договоры подряда на ремонт здания гостиницы на общую сумму 2557588,64 рублей (договоры подряда от 04.11.2005 N 251, от 11.11.2005 N 261, от 11.11.2005 N 271, от 21.11.2005 N М/11ст).

При принятии решения арбитражный суд первой инстанции также исходит из того, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2004 N 443, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, дает поручения подведомственным Министерству федеральным агентствам и контролирует их исполнение, отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных агентств.

Исполняющим обязанности Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А.В.Шароновым направлено в адрес Росимущества письмо от 29.11.2005 N 19100-АШ/Д08 с поручением об отмене оспариваемого распоряжения Росимущества от 14.07.2005 N 1639-р.

Судом первой инстанции рассмотрены все доводы Росимущества и ФГУП "Федеральный центр логистики", однако они не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявления.

В соответствии со ст.ст.104, 110 АПК РФ уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату.

На основании изложенного и ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 174, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции решил:

Признать недействительным распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14 июля 2005 года N 1639-р "О передаче недвижимого имущества федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный центр логистики" с момента его принятия.

Возвратить Запашному М.М. госпошлину в размере 1000 руб., уплаченную по квитанции АК СБ РФ от 14.10.2005.

Возвратить Митяеву Н.Н. госпошлину в размере 1000 руб., уплаченную по квитанции АК СБ РФ от 14.10.2005.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционной суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд г.Москвы.



Судья
...

     
     
     
Текст документа сверен по:
рассылка
     

Номер документа: А40-64642/05-146-623
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 30 декабря 2005

Поиск в тексте