• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 10 января 2006 года Дело N А40-65200/05-121-608


[Ответчик не относится к органам, которым Правительство Москвы делегировало полномочия по предоставлению земельных участков, поэтому, принимая во внимание отсутствие доказательств направления и получения обращений заявителя ответчиком, суд не усматривает незаконного уклонения департамента земельных ресурсов от предоставления заявителю в собственность доли в земельном участке]


Резолютивная часть объявлена 26 декабря 2005 года.

Полный текст решения изготовлен 10 января 2006 года.

Арбитражной суд рассмотрел дело по заявлению ООО "Лишел" к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы о признании незаконным уклонения от предоставления земельного участка, об обязании изготовить кадастровую карту и заключить договор, установил:

ООО "Лишел" с учетом уточнения предмета спора, принятого определением от 24.11.2005, заявило о признании незаконным уклонение Департамента земельных ресурсов г.Москвы от предоставления в собственность ООО "Лишел" идеальной доли в земельном участке, на котором расположен жилой дом по адресу: г.Москва, ул.Авиамоторная, д.30, в размере, пропорциональном площади принадлежащего ООО "Лишел" в таком доме нежилого помещения, просит в порядке ч.5 ст.201 АПК РФ обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы изготовить кадастровую карту (план) вышеуказанного земельного участка и заключить с ООО "Лишел" договор купли-продажи идеальной доли в земельном участке, на котором расположен жилой дом по адресу: Москва, ул.Авиамоторная, д.30, в размере, пропорциональном площади принадлежащего ООО "Лишел" в таком доме нежилого помещения.

Спор рассмотрен в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Заявитель мотивирует свое требование тем, что является собственником нежилого помещения общей площадью 112,3 кв.м, расположенного в жилом доме по адресу: Москва, ул.Авиамоторная, д.30; 09.03.2005 общество обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о приобретении права собственности на долю в земельном участке, на котором расположен указанный дом, однако, до настоящего времени общество ответа от Департамента не получило. Заявитель ссылается на ст.ст.36, 37 Жилищного кодекса, ст.ст.12, 24 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", считает, что земельный участок под жилым домом, в котором собственником одного из помещений является ООО "Лишел", может быть предоставлен домовладельцам только на праве собственности, идеальная доля в таком земельном участке определяется пропорционально площади принадлежащего нежилого помещения в жилом доме. Заявитель считает, что согласно ст.36 ЗК РФ ответчик должен был в двухнедельный срок со дня поступления заявления общества принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ; в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка ответчик должен был на основании дежурной кадастровой карты и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) и утвердить проект его границ, после чего в двухнедельный срок принять решение о предоставлении этого зем. участка и направить заявителю копию решения с приложением проекта границ участка, однако, этого сделано не было.

Ответчик отклонил требования заявителя по мотивам, изложенным в отзыве, указал, что согласно п.п.5, 6 ст.36 ЗК РФ заявление подается в орган, предусмотренный ст.29 ЗК РФ, и именно данный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих зем. участков в пределах их компетенции; Департамент земельных ресурсов не относится к органам, которым Правительство Москвы делегировало полномочия по предоставлению земельных участков, более того, заявителем не подтвержден сам факт обращения в Департамент земельных ресурсов с заявлением об оформлении права собственности на долю земельного участка, указанные заявителем обращения в Департамент не поступали. Ответчик указал, что требование заявителя об обязании ДЗРМ выдать кадастровый план земельного участка никак не связано с требованием о признании незаконным уклонения от предоставления в собственность земельного участка, т.к. выдача кадастровых планов производится независимо от действий, связанных с передачей земельных участков в собственность; в данном случае, учитывая тот факт, что спорный зем. участок как объект гражданских прав не сформирован, кадастровый план мог быть выдан в порядке, установленном ст.19 ФЗ "О государственном земельном кадастре", которая предусматривает, что действия по гос. кадастровому учету проводятся строго в заявительном порядке; заявитель не обращался за постановкой земельного участка на кадастровый учет и тем более не обращался с приложением материалов межевания. Ответчик указал, что ст.ст.27, 85 ЗК РФ, ст.28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрен ряд участков, не подлежащих приватизации, ООО "Лишел" не подтверждено, что спорный зем. участок подлежит приватизации и не ограничен в обороте; кроме того, заявитель просит обязать заключить договор купли-продажи доли в зем. участке, вместе с тем, как следует из текста самого заявления, зем. участок должен был быть предоставлен заявителю бесплатно, таким образом, заявитель просит обязать Департамент заключить заведомо ничтожный договор, что также является основанием для отказа в иске.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд считает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ООО "Лишел" является собственником помещения площадью 112,3 кв.м, расположенного в жилом доме по адресу: Москва, ул.Авиамоторная, д.30, - свидетельство о госрегистрации права от 17.02.2003 (л.д.9).

Заявитель ссылается на то, что 09.03.2005 обратился в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о приобретении права собственности на долю в земельном участке, на котором расположен указанный жилой дом, однако, до настоящего времени какого-либо ответа от Департамента земельных ресурсов г.Москвы общество не получило. В подтверждение факта обращения к ответчику заявитель представил почтовые квитанции (л.д.8). Между тем, данные квитанции не подтверждают ни факт направления обращений в адрес ответчика, так как не содержат адреса, по которому были направлены обращения, ни тем более, факта получения обращений ответчиком. В письме от 12.12.2005 N 33-2-18260/5-(3) начальник общего отдела Департамента земельных ресурсов сообщил, что в базе данных Департамента по регистрации входящей корреспонденции обращения ООО "Лишел" по вопросу приобретения права собственности на земельных участок не значатся.

Письмом от 12.12.2005 ТОРЗ ЮВАО г.Москвы Департамента земельных ресурсов также сообщил, что по данным ЦБД Департамента земельных ресурсов г.Москвы земельный участок по адресу: ул.Авиамоторная, вл.30, на кадастровом учете не состоит; обращение ООО "Лишел" по вопросу о постановке участка на кадастровый учет не поступало.

Заявитель указывает на нарушение Департаментом ст.ст.28, 36 ЗК РФ.

Однако, в п.5 ст.36 ЗК РФ указано, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Департамент земельных ресурсов г.Москвы действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным распоряжением мэра Москвы и Роскомзема от 07.10.96 N 371/1-РМ-1-30/1967. Данным Положением предусмотрено, что Департамент обладает полномочиями по оформлению, выдаче и хранению правоустанавливающих документов на основании распорядительных актов Московской городской администрации, а также установлено, что Департамент выступает в арендных отношениях арендодателем городских земель от имени Московской городской администрации.

Согласно ст.4 Закона г.Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы.

Однако, Департаменту земельных ресурсов г.Москвы право на распоряжение земельными участками, их предоставление в собственность ни указанным выше Положением, ни иным нормативными правовыми актами не предоставлено. Таким образом, ответчик не относится к органам, которым Правительство Москвы делегировало полномочия по предоставлению земельных участков, следовательно, ответчик не относится к органам, указанным в ст.29 ЗК РФ.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств направления и получения обращений заявителя ответчиком, суд не усматривает незаконного уклонения Департамента земельных ресурсов г.Москвы от предоставления заявителю в собственность доли в земельном участке.

Заявитель просит обязать ответчика изготовить кадастровую карту (план) указанного земельного участка, однако, при этом заявитель не указывает норму закона, предусматривающую совершение указанного действия.

В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ суд вправе обязать орган совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений прав в случае признания незаконными действий (бездействия) органа, должностного лица. Однако, в данном случае суд не установил незаконного бездействия Департамента земельных ресурсов г.Москвы. Кроме того, заявитель не обжаловал действие или бездействие ответчика по изготовлению кадастровой карты (плана).

Согласно ст.16 ФЗ "О государственном земельном кадастре" кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. Следовательно, кадастровая карта может быть изготовлена только при наличии сведений о земельном участке в государственном земельном кадастре.

Согласно сведениям и пояснениям ответчика в настоящее время сведения о спорном земельном участке в государственном земельном кадастре отсутствуют, в связи с чем предоставление кадастровой карты в порядке получения кадастровой информации невозможно.

Оформление кадастровой карты в данном случае возможно в порядке, предусмотренном ст.19 ФЗ от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", то есть в порядке постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Данная норма предусматривает, что действия по государственному кадастровому учету проводятся строго в заявительном порядке; при этом к заявлению о постановке на государственный кадастровый учет должны быть приложены материалы межевания, на основании которых будут внесены соответствующие сведения о земельном участке (графические и текстовые).

ООО "Лишел" не представило доказательств обращения за постановкой земельного участка на кадастровый учет, тем более, обращения с приложением материалов межевания.

Нормами действующего законодательства (ст.ст.27, 85 ЗК РФ, ст.28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и др.) предусмотрен ряд участков, не подлежащих приватизации. ООО "Лишел" не подтвердило, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, подлежит приватизации и не ограничен в обороте.

Заявитель просит обязать Департамент заключить договор купли-продажи доли в земельном участке.

В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

Вместе с тем, согласно ст.ст.454, 485, 486 ГК РФ возмездность является обязательным условием договора купли-продажи. Таким образом, заявитель просит обязать ответчика заключить заведомо ничтожный договор.

При указанных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.110 АПК РФ суд относит на заявителя расходы по госпошлине.

На основании ст.ст.19, 20 ФЗ "О государственном земельном кадастре", руководствуясь ст.ст.16, 65, 68, 71, 167-170, 176, 200, 201 АПК РФ, суд решил:

В удовлетворении требований ООО "Лишел" о признании незаконным уклонения Департамента земельных ресурсов г.Москвы от предоставления в собственность ООО "Лишел" идеальной доли в земельном участке, на котором расположен жилой дом по адресу: г.Москва, ул.Авиамоторная, д.30, в размере, пропорциональном площади принадлежащего ООО "Лишел" в таком доме нежилого помещения, об обязании Департамент земельных ресурсов г.Москвы изготовить кадастровую карту (план) вышеуказанного земельного участка и заключить с ООО "Лишел" договор купли-продажи идеальной доли в земельном участке, на котором расположен жилой дом по адресу: Москва, ул.Авиамоторная, д.30, в размере, пропорциональном площади принадлежащего ООО "Лишел" в таком доме нежилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятом арбитражном апелляционном суде.



Судья
...

     
     
     
Текст документа сверен по:
рассылка


Номер документа: А40-65200/05-121-608
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 10 января 2006

Поиск в тексте