• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2006 года Дело N А35-8767/05-С9


[Удовлетворяя частично исковые требования, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости возмещения возникших у истца убытков, вызванных предоставлением льгот, предусмотренных Законами РФ "О донорстве крови и ее компонентов", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за счет средств бюджета РФ]
(Извлечение)
           

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от истца - не явился, извещен надлежаще; от ответчика - не явился, извещен надлежаще, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30 августа 2005 года по делу N А35-8767/04-С9, установил:

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - МУП ЖКХ) п.Коренево обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Комитету финансов Курской области о взыскании 85580 руб. 74 коп. в возмещение убытков понесенных истцом в связи с предоставлением гражданам льгот, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах", "О донорстве крови и ее компонентов", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003 году.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Комитет социального обеспечения Курской области, Комитет ЖКХ Курской области, Министерство финансов РФ.

Определением от 24 января 2005 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов РФ.

Определением от 09.03.2005 ответчик по делу - Комитет финансов Курской области заменен на надлежащего ответчика - Комитет социального обеспечения Курской области.

В порядке ст.49 АПК РФ МУП ЖКХ п.Коренево уточнило исковые требования и просило взыскать в его пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, ущерб, причиненный не возмещением затрат на предоставление льгот отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" в сумме 2381 руб. 42 коп. и в соответствии с ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в сумме 2470 руб. 80 коп., всего 5122 руб. 22 коп.; с Комитета социального обеспечения Курской области за счет казны Курской области в возмещение ущерба, связанного с предоставлением льгот по Федеральному закону "О ветеранах" в сумме 74706 руб. 20 коп. и по Указу Президента РФ "О социальной поддержке многодетных семей" сумму 6304 руб., всего - 81010 руб. 20 коп.

Решением Арбитражного суда Курской области от 30.08.2005 (судья ...) исковые требования удовлетворены частично. С Комитета социального обеспечения Курской области за счет казны Курской области в пользу Кореневского МУП ЖКХ взыскано 74706 руб. 20 коп. ущерба, причиненного не возмещением расходов в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

В удовлетворении иска в части требования о взыскании с Комитета социального обеспечения Курской области за счет казны Курской области 6304 руб. ущерба, причиненного не возмещением расходов в связи с предоставлением льгот в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетным семей" отказано.

С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Кореневского МУП ЖКХ взыскано 4762 руб. 34 коп. ущерба, причиненного не возмещением расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" и 720 руб. 30 коп. ущерба, причиненного не возмещением расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не соглашаясь с вынесенным по делу решением, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Курской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемого судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

В частности заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение.

В судебное заседание представители сторон и третьих лиц не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы уведомлены надлежащим образом, в соответствии со ст.284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.

Как установлено арбитражным судом, в течение 2003 года истец во исполнение федеральных законов "О ветеранах", "О донорстве крови и ее компонентов", "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предоставлял гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и квартплате, расходы по которым не были возмещены ему в полном объеме.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Кореневского МУП ЖКХ в арбитражный суд с настоящим иском.

Выводы суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований за счет средств бюджетов Курской области в сумме 74706 руб. 20 коп., а также отказа во взыскании за счет казны Курской области 6304 руб. в кассационном порядке не обжаловались, а следовательно, в силу ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться предметом рассмотрения в кассационной инстанции.

При разрешении спора арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возмещения возникших у истца убытков, вызванных предоставлением льгот, предусмотренных Законами РФ "О донорстве крови и ее компонентов", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" за счет средств бюджета Российской Федерации в сумме 5482 руб. 64 коп.

Суд кассационной инстанции считает данный вывод соответствующим положениям законодательства и материалам дела.

Согласно ст.11 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции, действовавшей в спорный период) граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право, в том числе, на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг.

В пункте 4 определения от 9 апреля 2002 года N 68-О Конституционного суда Российской Федерации указано, что ни сама статья 11 Закона, ни другие положения названного Закона не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление соответствующих льгот. Из этого же пункта определения следует, что до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета. Это, однако, не препятствует субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и до урегулирования данного вопроса федеральным законодателем предусматривать в своих законах (решениях) о бюджетах необходимые средства для финансирования льгот, предоставляемых лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с последующим предъявлением требований о частичном возмещении соответствующих расходов за счет федерального бюджета.

Постановлением Правительства Курской области от 26.08.2003 N 87 "О порядке финансирования расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот и услуг в соответствии с федеральным законодательством" установлен порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот и услуг в соответствии с федеральным законодательством. Согласно Порядку финансирования расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот и услуг в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" и Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" финансирование расходов осуществляется за счет средств областного бюджета, зачисляемых на открытый в Комитете финансов Курской области лицевой счет Комитета социального обеспечения Курской области.

Между тем, как установлено арбитражным судом, Законом Курской области "Об областном бюджете на 2003 год" денежных средств непосредственно на реализацию Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" и Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" не предусматривалось.

Свод расходов на социальную политику на 2003 год Комитета социального обеспечения Курской области, предусматривающий финансовые средства на реализацию Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в размере 13750000 руб., а также фактическое выделение Комитетом финансов Курской области 500000 руб. на эти цели не свидетельствуют о принятии на себя Курской областью обязательств по возмещению связанных с реализацией данных законов расходов в полном объеме.

Поскольку выделенных таким образом денежных средств оказалось недостаточно для возмещения понесенных истцом расходов, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что возмещение понесенных организацией расходов в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" должно осуществляться за счет федерального бюджета.

В соответствии со ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из средств федерального бюджета и является целевым.

В соответствии со ст.53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и приложением N 15 к нему Курской области были предусмотрены субсидии в размере 12429,0 тыс.руб. из фонда компенсаций, в том числе на возмещение указанных льгот.

Арбитражным судом установлено, что сумма возмещения - 720 руб. 30 коп. ущерба, на взыскании которых настаивает истец, образовалась в результате недостаточности денежных средств предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2003 год. В связи с этим, суд пришел к правильному выводу о том, что ущерб в сумме 720 руб. 30 коп., возникший у истца в связи с не возмещением ему понесенных расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Доводы заявителя жалобы об осуществлении Министерством финансов РФ финансирования только заложенных в бюджет расходов, во внимание не принимаются, поскольку взыскание денежных средств в данном случае произведено не с Министерства финансов РФ, а с казны Российской Федерации.

С учетом изложенного кассационная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 30 августа 2005 года по делу N А35-8767/04-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Резолютивная часть постановления изготовлена 17.01.2006.

Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2006.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А35-8767/05-С9
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 23 января 2006

Поиск в тексте