АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2000 года Дело N А56-11619/00


[В нарушение п.8 Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629, валютная выручка от экспорта не была зачислена на счет истца в уполномоченном банке, а использовалась сторонами соглашения, заключенного после договора поставки для денежных расчетов, поэтому общество правомерно привлечено к ответственности за нарушение установленного порядка зачисления экспортной выручки]

___________________________________________________________________
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2000 года данное решение отменено.

___________________________________________________________________


Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску ОАО "Апатит" к СЗРЦ ВЭК России о признании недействительным решения, установил:

Истец просит признать недействительным решение Северо-Западного регионального центра ФСР по валютному и экспортному контролю от 20.03.2000 N 20304027.

Ответчик против иска возражает, ссылаясь на нарушение истцом требований ст.5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" и сам порядок зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках, установленный ЦБ России.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Оспариваемым решением ответчика истец привлечен к ответственности за нарушение установленного порядка зачисления экспортной выручки на основании п.8 Указа Президента РФ "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" и с него взыскано:

1) по контракту N 643/00203938/51183-68 от 22.05.95 - 659994,86 долларов США.

Основанием для принятия указанного решения послужили следующие обстоятельства:

22.05.95 между истцом - ОАО "Апатит" и фирмой "Стоун Инжиниринг а/с" был заключен контракт N 643/0020938/51183-68 на поставку в период с 01.06.95 по 31.05.96 100000 тонн апатитового концентрата.

В соответствии с п.6 контракта оплата за товар производится в долларах США на счет продавца - ОАО "Апатит" в банке "Арктикпромстройбанк", Мурманск.

24.05.95 ОАО "Апатит" оформило паспорт сделки N 1/09221292, 000/0000000155 в уполномоченном банке - Мурманском акционерном инвестиционно-коммерческом промышленно-строительном банке "Арктикпромстройбанк".

В указанном банке на чет ОАО "Апатит" было получено по контракту 1546767 долларов США, остальная сумма - 659994,80 долларов США поступила на валютный счет ЗАО "Апатит-Трейд" в КБ "Менатеп", г.Москва.

Истец, не оспаривая факт перечисления части валютной выручки на счет ЗАО "Апатит-Трейд", ссылается на "Официальное разъяснение отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 14.11.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" от 04.11.93 N 1, данное Государственно-правовым управлением Президента РФ.

Дача официальных разъяснений отдельных положений нормативных актов Президента РФ не входила в состав основных задач государственно-правового управления по реализации его полномочий, что следует из Положения о государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 27.12.91 N 332.

Следовательно, давая указанное выше официальное разъяснение, государственно-правовое управление действовало с превышением полномочий. Руководствуясь ст.11 АПК РФ, суд не применяет данный акт.

Истец, оспаривая решение, также ссылается на то, что банк "Менатеп" является уполномоченным банком на территории Российской Федерации, имел на момент зачисления валютной выручки генеральную лицензию Банка России.

Порядок открытия счетов в уполномоченных банках для зачисления поступлений в иностранной валюте предусмотрен Инструкциями ЦБ от 29.06.92 N 7, от 12.10.93 N 19, изданными в соответствии с полномочиями, предоставленными Центральному банку РФ п.2 ст.9 Закона PФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Согласно п.1 раздела I Инструкции ЦБ РФ N 19 от 12.10.93 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" банк понимается как уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на которой должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту.

Обязанность производить расчеты с иностранным партнером не через любой банк, имеющий генеральную лицензию ЦБ РФ, а только посредством уполномоченного банка, указанного в таможенной декларации предприятия-экспортера, с подтверждением этого банка, что расчеты по данной операции будут осуществляться через него, предусмотрена в п.9 Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629.

Таким образом, решение ответчика в части нарушения ОАО "Апатит" установленного пунктом 8 Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" порядка зачисления экспортной валютной выручки, взыскания с него штрафных санкций в сумме 659994,8 долларов ША, обоснованно, вынесено в соответствии с действующим законодательством.

2) Оспариваемым решением по контракту N 643/00203938/41325-68 от 08.11.94 и соглашению от 20.01.95 с ОАО "Апатит" взыскано в доход государства 138392,23 долларов США.

Основанием для принятия решения послужили следующие обстоятельства.

Указанный выше контракт заключен между ОАО "Апатит" и фирмой "Cummins Diesel NB".

Соглашение о встречной торговле подписано, помимо сторон по контракту, также фирмой "Viatra AG".

Из текста соглашения следует, что фирма "Камминс" перестает быть партнером и освобождается от всех обязательств по контракту. 50% стоимости отгруженных материалов оплачивается "Виатрой" авансом на счет ОАО "Апатит" в "Арктикпромстройбанке". После получения сообщения об отгрузке материала "Виатра" переводит платеж в долларах США в пользу "Камминс", равный 50% стоимости товара. Суммы, полученные от "Виатры", должны использоваться "Камминсом" для оплаты за изделия. Всего поступило товара на сумму 130214,22 долларов США, не поступало товара на сумму 8178,01 долларов США.

Истец, не оспаривая фактических обстоятельств заключения контракта, соглашения о встречной торговле, порядка расчетов, полагает, что привлечение его к ответственности по п.8 Указа Президента РФ N 629 необоснованно, конкретная норма, которую, по мнению СЗРЦ, нарушил истец, не указана. ОАО "Апатит" как экспортер, принимает на себя ответственность за зачисление валютной выручки, которая указана в паспорте сделки. Данная выручка поступила в полном объеме, а стоимость импортного товара нельзя квалифицировать в качестве экспортной выручки.

Суд полагает, что решение ответчика по контракту с фирмой "Камминс" принято в соответствии с нормами валютного законодательства.

Под внешнеторговой бартерной сделкой понимается совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности сделка, предусматривающая обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами. К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие при их осуществлении использование денежных или иных платежных средств.

В данном случае соглашением о встречной торговле предусматривалась поставка "Каммиксом" товаров ОАО "Апатит" за счет "Виатры" (п.2.2 соглашения). "Виатра" производила оплату за отгруженный товар не экспортеру - ОАО "Апатит", а "Камминсу".

Таким образом, в нарушение п.8 Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629, валютная выручка от экспорта в сумме 130214,22 долларов США не была зачислена на счет ОАО "Апатит" в уполномоченном банке, а использовалась фирмой "Виатра" для денежных расчетов с фирмой "Камминс".

Мнение истца о том, что ВЭК России и его территориальные органы не имеют права налагать штраф за нарушение п.8 Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629 ошибочно, поскольку в соответствии с Положением о ВЭК России он является федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции Правительства РФ по валютному и экспортному контролю.

Инспекция валютного контроля при Правительстве РФ, о которой говорится в Указе N 629, была упразднена Указом Президента от 30.09.92 N 1148, а вместо нее образован ВЭК России. Упразднение названной инспекции означает исключение ее наименования из структуры федеральных органов исполнительной власти, но не прекращение функций валютного контроля в Российской Федерации. В настоящее время эти функции возложены на ВЭК России.

Следовательно, органы ВЭК России вправе применять санкции, предусмотренные п.8 Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629.

Ссылка истца о нарушении срока, установленного ч.1 ст.38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, при наложении взыскания, неосновательна, поскольку данный срок исчисляется с даты заключения МО СЗРЦ ВЭК России по вопросу соблюдения ОАО "Апатит" валютного законодательства РФ в ходе исполнения ряда экспортных контрактов 1995 года, то есть с 01.03.2000.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.95, 124-127, 132, 134 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:

В иске отказать.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Текст документа сверен по:

рассылка