ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2006 года Дело N А55-3896/2005-44


[Суд удовлетворил заявление о признании недействительным решения УФНС об отмене решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица, указав, что положения раздела VII НК РФ, касающиеся обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, применимы только к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, к числу которых в данном случае решение налогового органа как регистрирующего органа не относится]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., при участии: от Гладковой Т.Я. - не явился, извещена; от Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области - Беззубова Ю.В., доверенность от 29.12.2004 N 12-19/177, Куликов Д.В., доверенность от 27.02.2006 N 12-19/39; от ООО "НПК "Резерв" - не явился, извещен; от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Самары - не явился, извещен; от Карасева В.А. - не явился, извещен; от прокуратуры Самарской области - Дмитриева И.И., удостоверение N 91792, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Карасева В.А., г.Самара, на решение от 07.07.2005 (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 22.09.2005 (председательствующий ..., судьи: ...) Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-3896/2005-44, по заявлению Гладковой Т.Я., г.Москва, о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области, г.Самара, от 15.03.2005 N 12-21/84, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "НПК "Резерв", г.Самара, Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Самары, г.Самара, Карасева В.А., г.Самара, прокуратуры Самарской области, г.Самара, установил:

Решением от 07.07.2005 Арбитражным судом Самарской области удовлетворено заявление Гладковой Т.Я. о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области от 15.03.2005 N 12-21/84 об отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Самары от 17.02.2005 (далее - инспекция) об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании инспекции провести государственную регистрацию представленных Карасевым В.А. изменений в Единый государственный реестр юридических лиц и выдать свидетельство о регистрации собственников ООО "НПК "Резерв".

Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.09.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Карасев В.А. просит отменить данные судебные акты, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу Гладкова Т.Я. просит оставить без изменения судебные акты как соответствующие законодательству.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, решением Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области от 15.03.2005 N 12-21/84 на основании статьи 9 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.91 N 943-1 удовлетворена жалоба гражданина Карасева В.А. и отменено решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Самары от 17.02.2005 об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязав ее провести государственную регистрацию представленных Карасевым В.А. изменений в Единый государственный реестр юридических лиц и выдать свидетельство о регистрации законных собственников ООО "НПК "Резерв".

Статьей 9 указанного Закона вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случаях их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним, определяется Налоговым кодексом Российской Федерации, которым предусмотрено обращение налогоплательщиков с жалобами в вышестоящий налоговый орган либо в суд.

Рассматривая дело и признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа от 15.03.2005 N 12-21/84, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что полномочия налоговых органов, предусмотренные статьей 9 вышеназванного Закона, не могут быть применены Федеральной налоговой службы России и ее территориальными органами, как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию, на основании Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями), а положения раздела VII Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, применимы только к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, к числу которых в данном случае решение налогового органа, как Регистрирующего органа, не относится.

При этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством .внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что обжалование ненормативных актов, решений, действий (бездействия) должностных лиц, связанных с государственной регистрацией, осуществляется в судебном порядке, являются обоснованными и соответствуют законодательству.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:

Решение от 07.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.09.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-3896/2005-44 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить гражданину Карасеву В.А., ... , из федерального бюджета 950 рублей государственной пошлины излишне перечисленной по чек-ордеру от 14.11.2005 по кассационной жалобе. Справку выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Текст документа сверен по:

рассылка