ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2000 года Дело N 5446/46


[Суд направил на новое рассмотрение дело о взыскании с администрации города недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование и пеней, указав, что, взыскав с администрации сумму страховых взносов в размере затрат лечебного учреждения независимо от места проживания пролеченного населения, суды фактически возложили на администрацию обязанность по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения других территорий]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Почечуева И.П., судей: Ветошкиной О.В. и Закордонской Е.П., при участии от администрации города Пионерского Калининградской области Чабана В.В. (доверенность от 11.02.2000 N 2-10), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Пионерского Калининградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2000 по делу N 5446/46 (судьи: Шиткин В.М., Педченко О.М., Сергеева И.С.), установил:

Исполнительная дирекция Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - ТФОМС, истец) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с администрации города Пионерского Калининградской области (далее - Администрация, ответчик) 1591500 рублей недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование за период с 01.07.98 по 01.09.99 и 749285 рублей пеней, начисленных на общую сумму недоимки, образовавшуюся по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения с 01.01.97 по 01.09.99.

Решением арбитражного суда от 30.05.2000 (судья Лукашов В.А.) иск удовлетворен частично. Недоимка взыскана полностью, пени взысканы в сумме 249285 рублей. Снижая размер пеней до указанной суммы, суд сослался на трудности формирования бюджета города Пионерского.

Постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2000 решение от 30.05.2000 изменено, иск удовлетворен в полном объеме.

В кассационной жалобе Администрация просит изменить постановление от 16.08.2000 как вынесенное с нарушением норм материального права, считая его законным лишь в части взыскания недоимки в сумме 543812 рублей, а в части взыскания пеней - в сумме 234002 рублей. По мнению подателя жалобы, с учетом действующего законодательства Администрация должна уплачивать страховые взносы в размерах сумм, затраченных на лечение неработающего населения, проживающего на территории города Пионерского, но в пределах средств, заложенных в бюджете города на обязательное медицинское страхование.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы. ТФОМС о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, своего представителя в суд не направил, а в отзыве на жалобу указал на ее необоснованность.

Суд кассационной инстанции считает вынесенные по делу решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Согласно статьям 2 и 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) от 28.06.98 N 1499-1 с изменениями и дополнениями на 01.07.94 страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения выступают органы исполнительной власти, в том числе и местная администрация. При этом она (как и другие органы исполнительной власти) осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование за счет средств, предусматриваемых в своем бюджете при его формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - Положение), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, пунктом 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование (далее - Инструкция), утвержденной постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, пунктом 3.1 Порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан Калининградской области (далее - Порядок), утвержденного постановлением главы администрации области от 17.06.97 N 474, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. При этом согласно пункту 5 Положения и пункту 13 Инструкции органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.

Из содержания статьи 2 Закона видно, что законодатель не связывает обязанность местной администрации по уплате страховых взносов с тем, в каком лечебном учреждении будет оказана медицинская помощь неработающему населению, проживающему на подведомственной ей территории. Более того, согласно пункту 2 постановления главы администрации Калининградской области от 17.06.97 N 474 местная администрация обеспечивает перечисление платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в суммах, соответствующих фактическому объему оказанной медицинской помощи проживающим на данной территории гражданам с учетом территориальной программы и в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение, а согласно пункту 10 Порядка медицинская помощь, оказанная медицинскими учреждениями застрахованным жителям других субъектов Российской Федерации, оплачивается за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования с последующим возмещением затрат территориями, застраховавших данных граждан.

Из вышеизложенного следует, что Администрация обязана перечислять страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размерах сумм, затраченных на лечение неработающего населения, проживающего на территории города Пионерского, и в пределах средств, заложенных в бюджете города на обязательное медицинское страхование. Вывод же суда обеих инстанций об обязанности Администрации уплачивать страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию в размере фактических затрат лечебного учреждения города Пионерского независимо от места проживания пролеченного населения и сверх средств, предусмотренных на эти цели в городском бюджете, является ошибочным, поскольку он основан только на положениях пункта 3.1 Порядка (определяющего лишь сроки перечисления платежей) без учета вышеприведенных норм действующего законодательства, в том числе положений пункта 2 постановления главы администрации Калининградской области от 17.06.97 N 474 и пункта 10 Порядка.

Взыскав с Администрации сумму страховых взносов в размере затрат лечебного учреждения города Пионерского независимо от места проживания пролеченного населения, суд фактически возложил на Администрацию обязанность по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения других территорий, что не предусмотрено действующим законодательством.

Ссылка апелляционной инстанции на преюдициальное значение решения Арбитражного суда Калининградской области от 08.12.98 по делу N 2770 несостоятельна, поскольку этим решением с Администрации взыскана недоимка по страховым взносам в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете на 1998 год на обязательное медицинское страхование.

Таким образом, суд обеих инстанций неправильно применил нормы материального права, следствием чего явилось принятие неправильных решений.

Однако суд кассационной инстанции не может принять новое решение, поскольку для этого необходимо проверить правильность предложенного Администрацией расчета задолженности по страховым взносам и пеням, что связано с оценкой как доказательств документов, представленных в его обоснование. Оценка же доказательств в суде кассационной инстанции, проверяющей правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не допускается. Следовательно, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо проверить правильность предложенного Администрацией расчета задолженности по страховым взносам и пеням с учетом оценки представленных в его обоснование документов, правильно применить нормы материального права и принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 30.05.2000 и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2000 Арбитражного суда Калининградской области по делу N 5446/46 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

     Председательствующий
И.П.Почечуев

Судьи:
О.В.Ветошкина
Е.П. Закордонская

Текст документа сверен по:

рассылка