• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2006 года Дело N А82-15957/2005-28



[Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является документом, необходимым для осуществления налогового контроля по единому социальному налогу, однако такая декларация представляется в налоговый орган в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", который не относится к актам законодательства о налогах и сборах, таким образом, правовые основания для привлечения организации к налоговой ответственности по ст.126 НК РФ отсутствовали]
(Извлечение)

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Ярославской городской общественной организации (далее - Организация, налогоплательщик) о взыскании 100 рублей штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год и 50 рублей штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год.

Решением от 16.01.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым решением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил пункт 1 статьи 119, пункт 1 статьи 126, пункт 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и не применил подпункт 4 пункта 1 статьи 23, пункт 1 статьи 80, статью 240, пункт 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". На его взгляд, обязанность по представлению в налоговый орган деклараций по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика объекта налогообложения и осуществления выплат физическим лицам.

Организация отзыв на кассационную жалобу не представила.

Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральные налоговые проверки представленных Организацией 04.05.2005 налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год и установила, что декларации представлены с нарушением сроков, установленных соответственно в пункте 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 6 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; суммы налога и страховых взносов, подлежащие уплате, составили ноль рублей.

Рассмотрев материалы проверок, руководитель Инспекции принял решения от 24.06.2005 N 5144/405 и от 28.06.2005 N 5207/434 о привлечении Организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 рублей за несвоевременное представление налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 рублей за несвоевременное представление декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 год.

В добровольном порядке налоговые санкции не были уплачены, поэтому налоговый орган обратился за их взысканием в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 119, 126 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводам о том, что Организация в 2004 году не производила выплаты физическим лицам, поэтому не являлась плательщиком единого социального налога и страхователем по обязательному пенсионному страхованию и, как следствие, не должна была представлять в налоговый орган соответствующие декларации. С учетом изложенного суд отказал Инспекции во взыскании штрафов.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей частичному удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 19 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса установлено, что плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в частности организации.

Из указанных норм следует, что обязанность по представлению налоговой декларации возникает в силу наличия у лица статуса налогоплательщика и не зависит от наличия (отсутствия) объекта налогообложения. Кодексом возлагается обязанность уплачивать единый социальный налог за наемных работников и других физических лиц, получающих доходы от этих работодателей, чтобы гарантировать им все виды социального страхования, предусмотренные российским законодательством.

Из содержания Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не вытекает, что руководитель Организации должен осуществлять работу исключительно на общественных началах (безвозмездно).

В пункте 7 статьи 243 Кодекса определено, что налогоплательщики представляют в налоговый орган налоговую декларацию по единому социальному налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что Организация является юридическим лицом, в штате которой имеется должность руководителя (президента), занимаемая физическим лицом.

Следовательно, Организация относится к плательщикам единого социального налога, перечисленным в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, и, соответственно, обязана представлять в налоговый орган налоговую декларацию по данному налогу.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в течение менее 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации является основанием для применения ответственности по пункту 1 статьи 119 Кодекса и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Факт несвоевременного представления Организацией налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год установлен налоговым органом в ходе камеральной проверки, подтвержден материалами дела и самим налогоплательщиком не опровергнут. Следовательно, в действиях налогоплательщика усматривается состав налогового правонарушения, установленного в пункте 1 статьи 119 Кодекса.

Обстоятельств, исключающих привлечение Организации к налоговой ответственности (статья 109 Кодекса), не выявлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции в этой части подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права, а заявленное Инспекцией требование о взыскании с Организации налоговой санкции в сумме 100 рублей - удовлетворению.

В пункте 1 статьи 108 Кодекса установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

Ответственность по пункту 1 статьи 126 Кодекса наступает за непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является документом, необходимым для осуществления налогового контроля по единому социальному налогу, однако такая декларация представляется в налоговый орган в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", который не относится к актам законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, правовые основания для привлечения Организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса отсутствовали.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции и с кассационной жалобы подлежит отнесению на Ярославскую городскую общественную организацию и с учетом пункта 2 статьи 333(22 )Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается в размере соответственно 100 рублей и 50 рублей (всего - 150 рублей).

Руководствуясь статьями 287 (пунктами 1, 2 части 1), 288 (частью 2), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 16.01.2006 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-15957/2005-28 в части отказа во взыскании с Ярославской городской общественной организации штрафа в сумме 100 рублей отменить.

Взыскать с Ярославской городской общественной организации штраф в сумме 100 рублей; в доход федерального бюджета - государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 100 рублей и с кассационной жалобы в сумме 50 рублей.

Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
 ...

     Судьи
...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А82-15957/2005-28
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 24 мая 2006

Поиск в тексте