• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2006 года Дело N А33-16780/2005-Ф02-2304/06-С2


[Суд удовлетворил иск к госучреждению "Российский фонд федерального имущества" и Управлению Федерального казначейства по субъекту РФ о признании недействительными пунктов договора купли-продажи в части соглашения об уплате суммы НДС и о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ответчиков возвратить неправомерно полученные федеральным бюджетом денежные средства, сделав вывод о том, что передача земельного участка в собственность истца по договору купли-продажи производилась в порядке приватизации и, следовательно, не подлежит обложению НДС]
(Извлечение)

Открытое акционерное общество (ОАО) "Меркурий-Автотранс" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице Красноярского регионального отделения (далее - Российский фонд федерального имущества) и Управлению федерального казначейства Красноярского края (далее - УФК Красноярского края) о признании недействительными пунктов 2.1 и 2.4 договора купли-продажи N 03з/04 от 19.01.2004, в части соглашения об уплате суммы налога на добавленную стоимость и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, путем обязания ответчиков возвратить неправомерно полученные федеральным бюджетом денежные средства в размере 809 582 рублей 92 копеек.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 22 по Красноярскому краю (далее - Налоговый орган), Управление имущественных отношений Администрации Красноярского края (далее - Управление имущественных отношений), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (далее - Теруправление ФАУФИ).

Решением от 26 октября 2005 года иск удовлетворен.

Пункты 2.1 и 2.4 договора купли-продажи N 01з/04 от 19.01.2004, заключенного между Российским фондом федерального имущества и ОАО "Меркурий-Автотранс" в части увеличения цены земельного участка на 809 582 рубля 92 копейки налога на добавленную стоимость по договору N 01з/04 от 19.01.2004, признаны недействительными.

Применены в порядке, предусмотренном статьей 36 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2001, последствии недействительности ничтожной сделки в этой части, путем обязания Российского фонда федерального имущества возвратить ОАО "Меркурий-Автотранс" 809 582 рубля 92 копейки, уплаченных по платежному поручению N 9 от 19.01.2004 в качестве налога на добавленную стоимость по договору N 01з/04 от 19.01.2004.

В иске к УФК Красноярского края отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 10 февраля 2006 года указанное решение оставлено без изменения, Управление имущественных отношений заменено на Агентство по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края (далее - Агентство).

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Российский фонд федерального имущества обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 26 октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 10 февраля 2006 года отменить, в иске отказать.

Вопрос об отмене обжалуемых судебных актов рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, в частности пункта 1 статьи 2, статей 113, 125, пункта 1 статьи 130, пункта 2 статьи 167, статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 11, 30, 38-40, 143, 146, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 28, 33, 36 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьи 13, пункта 11 статьи 126 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год".

Заявитель жалобы считает, что Российский фонд федерального имущества не является ни получателем, ни пользователем денежных средств сумм налога на добавленную стоимость; Российский фонд федерального имущества при продаже государственных земельных участков признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость; на момент заключения и исполнения договора купли-продажи наличествовали иные обстоятельства, нежили предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу УФК Красноярского края указало на правомерность и обоснованность обжалуемых судебных актов в части отказа в иске к УФК Красноярского края.

ОАО "Меркурий-Автотранс", Налоговый орган, Агентство и Теруправление ФАУФИ отзывы на кассационную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления от 26.04.2006 NN 12506-12511), вместе с тем, своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 08.09.1992 "Красноярскому грузовому автотранспортному производственному объединению" в лице филиала N 3 в Свердловском районе города Красноярска Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Красноярска выдано свидетельство на право бессрочного пользования участком площадью 24 129, 2 кв. м.

Постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом N 05-06-413а от 14.07.1993 утвержден план приватизации государственного предприятия "Красноярское грузовое автотранспортное предприятие N 3", государственное предприятие преобразовано ОАО "Меркурий-Автотранс".

Как следует из Плана приватизации, предприятие расположено в центре правобережной части г. Красноярска между территорией цирка и шелкового комбината на земельном участке площадью 24 129, 2 кв. м.

Краевым комитетом по управлению государственным имуществом издано распоряжение N 14-1603р от 26.12.2003 о предоставлении в собственность за плату ОАО "Меркурий-Автотранс" - собственнику нежилых зданий, находящихся до приватизации в собственности Российской Федерации, земельного участка площадью 24 129, 2 кв. м с кадастровым номером 24:50:0700195:0032, расположенного по ул. Вавилова 2 "а". Установлена цена выкупа земельного участка в размере 4 497 682 рублей 88 копеек и сумма налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 899 536 рублей 58 копеек.

На основании распоряжения от 26.12.2003 между Российским фондом федерального имущества в лице Красноярского регионального отделения и ОАО "Меркурий-Автотранс" заключен договор купли-продажи земельного участка N 01з/04 от 19.01.2004.

В соответствии с пунктом 1.1 договора предметом договора является земельный участок площадью 24 129, 2 кв. м с кадастровым номером 24:50:0700195:0032, на котором расположены объекты недвижимого имущества ОАО "Меркурий-Автотранс".

В соответствии с пунктом 2.1 договора цена выкупа участка составляет 4 497 682 рубля 88 копеек без учета НДС. Кроме того НДС составляет 809 582 рубля 92 копейки.

Пунктом 2.4 договора предусмотрена обязанность ОАО "Меркурий-Автотранс" дополнительно оплатить сумму НДС в размере 18% от цены участка в размере 809 582 рублей 92 копеек на счет Красноярского регионального отделения Российского фонда федерального имущества.

ОАО "Меркурий-Автотранс" выполнило возложенную на него обязанность, платежным поручением N 9 от 19.01.2004 перечислило Красноярскому региональному отделению Российского фонда федерального имущества 809 582 рубля 92 копейки.

Истец, полагая пункты 2.1. и 2.4 договора купли-продажи земельного участка несоответствующими статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Нормами статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

На момент приватизации ОАО "Меркурий-Автотранс" имущества предприятия (июль 1993 года), действовавшее законодательство не предусматривало одновременной приватизации имущественных комплексов государственных предприятий и земельных участков, на которых они расположены.

Только со вступления в действие 25.10.2001 Земельного кодекса Российской Федерации приватизация имущественных комплексов государственных предприятий и земельных участков стала возможной.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных' участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, установленных Кодексом и федеральными законами.

Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.

Пунктом 14 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 07.08.2002, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности. При этом если решение о приватизации таких земельных участков принимает Минимущество России, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества

Решение о приватизации земельного участка, приобретенного ОАО "Меркурий-Автотранс" по договору от N 01з/04 от 19.01.2004 оформлено Распоряжением N 14-1603р от 26.12.2003 Краевого комитета по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края. Договор купли-продажи со стороны продавца заключен Красноярским региональным отделением Российского фонда федерального имущества.

При заключении договора отделение фонда действовало в качестве организации, уполномоченной на совершение сделок от имени Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.

Передача земельного участка в собственность по договору купли-продажи является сделкой в порядке приватизации, а значит цена за продажу земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации не подлежит увеличению на сумму налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что передача земельного участка в собственность ОАО "Меркурий-Автотранс" по договору купли-продажи производилась в порядке приватизации и, следовательно, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Отделение Российского фонда федерального имущества (продавец по договору) не являлось плательщиком данного налога, поскольку выполняло функции по передаче земельных участков в собственность от имени Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, условие договора купли-продажи N 01з/04 от 19.01.2004 в части, касающейся увеличения цены земельных участков на сумму налога на добавленную стоимость, правомерно признано судами не соответствующим требованиям действующего законодательства, а пункты 2.1 и 2.4 договора - недействительными.

Согласно правилам статьи 36 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества осуществляется на основании вступившего в силу решения суда за счет денежных средств, поступивших по другим сделкам приватизации соответственно федерального имущества, государственного имущества субъектов Российской Федерации, муниципального имущества. Денежные средства в размере, определенном решением суда, после передачи имущества согласно решению суда в государственную или муниципальную собственность подлежат возврату покупателю из суммы денежных средств, полученных в счет оплаты иными - покупателями приватизируемого государственного или муниципального имущества, до распределения денежных средств в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Оставшиеся после исполнения решений суда денежные средства подлежат перечислению их получателям в порядке, установленном статьей 33 настоящего Федерального закона. В случае недостаточности денежных средств от сделок купли-продажи федерального имущества, имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества для обеспечения полного возврата денежных средств в срок, предусмотренный исполнительными документами, возврат недостающих денежных средств осуществляется соответственно счет денежных средств государственной казны Российской Федераций, казны субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа констатирует выполнение судами требований вышеназванных норм материального права при применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи N 01з/04 от 19.01.2004 в указанной части, путем обязания Российского фонда федерального имущества возвратить ОАО "Меркурий-Автотранс" 809 582 рубля 92 копейки.

На основании изложенного, доводы Российского фонда федерального имущества о неправильном применении судами указанных им в кассационной жалобе норм материального, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка, повторно рассмотрены и отклонены арбитражным окружным судом как несостоятельные и не влияющие на правильность принятых по делу судебных актов.

Таким образом, проверив законность решения 26 октября 2005 года и постановления апелляционной инстанции от 10 февраля 2006 года Арбитражного суда Красноярского края в пределах, установленных статей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены указанных судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

Решение от 26 октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 10 февраля 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16780/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А33-16780/2005-Ф02-2304/06-С2
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Дата принятия: 15 мая 2006

Поиск в тексте