ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2006 года Дело N А05-21160/2005-26


[Суд отказал ИФНС в удовлетворении требования о взыскании с общества штрафа на основании статьи 118 НК РФ за нарушение срока представления в налоговый орган информации о закрытии двух валютных счетов в банке, так как специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, у общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей: Морозовой Н.А., Мунтян Л.Б., рассмотрев 22.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2006 по делу N А05-21160/2005-26 (судья Ипаев С.Г.), установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Архбум" (далее - Общество) 10000 руб. штрафа на основании статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления в налоговый орган информации о закрытии двух валютных счетов в банке.

Решением суда от 26.01.2006 в удовлетворении заявленного требования Инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, является ошибочным. Податель жалобы считает, что специальный транзитный валютный счет открывается налогоплательщикам на основании договора банковского счета, на него зачисляются и с него могут расходоваться денежные средства, а следовательно, обязанность налогоплательщика письменно в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов распространяется и на специальные транзитные валютные счета.

В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что 02.06.2005 в закрытом акционерном обществе "Калион Русбанк" Обществу закрыты два специальных транзитных валютных счета N 40702978300016000825 и 40702840700016000825.

О закрытии названных счетов в банке налогоплательщик в десятидневный срок в налоговый орган письменно не сообщил, что отражено в актах от 30.09.2005 N 04-16/7518 и 04-16/7519, направленных в адрес налогоплательщика. Обществу предложено в двухнедельный срок со дня получения данных актов представить в Инспекцию свои объяснения и возражения.

Рассмотрев представленные Обществом возражения (листы дела 48, 49), Инспекция 28.10.2005 вынесла решения N 8165 и 8166 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании статьи 118 НК РФ в виде взыскания 5000 руб. штрафа за совершение правонарушения, выразившегося в непредставлении в налоговый орган информации о закрытии банковского счета в срок, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ.

Требования налогового органа от 10.11.2005 N 743 и 744 о добровольной уплате штрафов в срок до 28.11.2005 Общество не исполнило, в связи с чем Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.

Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

По пункту 2 статьи 11 НК РФ счета - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, используемое в Налоговом кодексе Российской Федерации понятие "счет" подразумевает наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.

В соответствии с пунктом 13 Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.10.98 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание) специальный транзитный валютный счет открывается уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.

На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и порядке, установленных пунктом 4 Указания.

Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика. Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом такого счета, установленным Указанием, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.

Закрытие специальных транзитных валютных счетов было произведено по инициативе банка на основании отмены Центральным банком России названного Указания и также не зависело от волеизъявления налогоплательщика.

Поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, у Общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета.

Кроме того, пунктом 5 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку специальный транзитный счет не является счетом, с которого может производиться взыскание налога, то необходимость извещать налоговые органы о его открытии или закрытии отсутствует.

Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 118 НК РФ, является законным, а потому кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2006 по делу N А05-21160/2005-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.Л.Никитушкина

Судьи:
Н.А.Морозова
Л.Б.Мунтян

Текст документа сверен по:

рассылка