• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2006 года Дело N А40-7773/06-80-49


[На дату расчета акциза ст.193 НК РФ действовала в редакции Закона N 110-ФЗ и предусматривала ставку акциза по природному газу, реализуемому на территории РФ, в размере 15%, следовательно, общество правомерно осуществило расчет по указанной ставке, а МИФНС при принятии оспариваемого решения необоснованно применены утратившие силу нормативные правовые акты]

___________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 октября 2006 года N КА-А40/9465-06 данное решение оставлено без изменения.

___________________________________________________________________


Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 20 апреля 2006 года.

Арбитражный суд рассмотрел дело по заявлению ООО "Волгоградтрансгаз" к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительными решения N 20 от 26.01.2006, требования от 26.01.2006 N 22, установил:

ООО "Волгоградтрансгаз" обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании недействительными решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 26.01.2006 и требования от 26.01.2006 N 22 об уплате налога.

Заявление со ссылками на п.5 ст.194. п.1 ст.195, ст.69 НК РФ мотивировано тем, что решение МИФНС не соответствуют налоговому законодательству, так как заявитель правильно применил положения главы 22 НК РФ и ставку акциза на природный газ при исчислении налога по налоговой декларации по акцизу на природный газ за сентябрь 2005 года. Требование об уплате налога выставлено при отсутствии недоимки, основания возникновения задолженности не указаны; не приведен расчет взыскиваемой суммы налога и пени; требование направлено налогоплательщику с нарушением срока, установленного ст.70 НК РФ.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на правомерность принятого решения и то, что обществом неправомерно применена ставка 15 процентов по отношению к природному газу, отгруженному покупателю до 01.04.97 в период действия ставки 30 процентов и оплаченному в сентябре 2005 года; применение налогоплательщиком главы 22 НК РФ к спорным отношениям является незаконным, так как в период отгрузки природного газа потребителям действовал ФЗ от 06.12.91 N 1193-ФЗ "Об акцизах" и с учетом длящихся правоотношений нормы главы 22 НК РФ к этим отношениям не применяются; в связи с произвольным изменением обществом ставки налога, заявителем получена необоснованная и незаконная прибыль, а бюджету РФ нанесен ущерб в части недополучения суммы законно установленного налога (акциза). Требование инспекции соответствует нормам ст.ст.69, 70 НК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 20.10.2005 ООО "Волгоградтрансгаз" представило в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговую декларацию по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за сентябрь 2005 года, в которой отражено: налоговая база в размере 24052180 руб., ставка налога - 15%, сумма акциза на подакцизное минеральное сырье (природный газ), исчисленная к уплате в бюджет в размере 3607827 руб.

Для проведения камеральной проверки инспекцией направлено в адрес заявителя требование N 53-18-09/014267 от 12.12.2005 о предоставлении документов и пояснений, подтверждающих правильность исчисления акциза на природный газ за сентябрь 2005 года.

Письмом от 23.12.2005 N 06/7053 заявителем представлены в МИФНС: выписки из бухгалтерского учета по сч.76.3.1; 62.1.1 за сентябрь 2005 года; копия платежного поручения N 5286 от 25.10.2005; расчет акциза; выписка из ведомости N 16 по учету дебиторской задолженности за газ за сентябрь 2005 года; копии договоров о прекращении обязательств зачетом (л.д.106-121).

Инспекцией проведена камеральная проверка представленной декларации и документов налогоплательщика, по результатам которой принято решение от 26.01.2006 N 20 (л.д.7-9), которым ООО "Волгоградтрансгаз" доначислен акциз за сентябрь 2005 года в сумме 3765653 руб. и пени - 147739,12 руб.

Основанием для принятия решения явилось то, что поскольку глава 22 НК РФ "Акцизы" вступила в действие с 01.01.2001, применение ставки 15% по отношению к дебиторской задолженности по природному газу, отгруженному до 01.01.2001 в период действия ставки 30%, а оплаченному в 2005 года, ООО "Волгоградтрансгаз" неправомерно. В нарушение ст.31 ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации..." от 05.08.2000 N 118-ФЗ, п.1 ст.3, п.3 ст.4, п.1.5 ст.5 Закона "Об акцизах" ООО "Волгоградтрансгаз" занижены суммы акциза на природный газ, подлежащие уплате в бюджет, на 3765653 руб. (24052177,45На дату расчета акциза ст.193 НК РФ действовала в редакции Закона N 110-ФЗ и предусматривала ставку акциза по природному газу, реализуемому на территории РФ, в размере 15%, следовательно, общество правомерно осуществило расчет по указанной ставке, а...30%) - 3450000).

Налоговым органом направлено обществу требование N 22 об уплате налога по состоянию на 26.01.0206, в котором налогоплательщику предложено в срок до 16.02.2006 уплатить сумму акциза на природный газ - 3765653 руб. и пени - 147739,12 руб.

Суд считает решение и требование МИФНС не соответствующими налоговому законодательству, исходя из следующего.

Из материалов дела и решения инспекции усматривается, что ООО "Волгоградтрансгаз" осуществляло поставку газа конечным потребителям до 01.04.97, дебиторская задолженность за который учтена на балансовом счете 62 "расчеты с внешними покупателями и заказчиками".

В сентябре 2005 года обществу поступила выручка в счет оплаты дебиторской задолженности за отгруженный газ до 01.04.97 покупателям - АО "Волгоградгоргаз", "Волгоградоблгаз". Сумма выручки составила 24052177 руб. Данная сумма заявлена как налогооблагаемая база для исчисления суммы акциза в налоговой декларации за сентябрь 2005 года (л.д.98-103). Заявителем при исчислении налога применена ставка 15%. Сумма налога составила 3607827 руб. (оплачено платежным поручением N 5286 от 25.10.2005 3450000 руб.).

Глава 22 НК РФ "Акцизы" введена в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ...".

Согласно пп.1 п.2 ст.181 НК РФ (в редакции Закона РФ от 08.08.2001 N 126-ФЗ) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем. Объектом налогообложения акцизом являлась реализация и (передача), в том числе на безвозмездной основе природного газа на территории РФ газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям, что предусмотрено пп.16 п.1 ст.182 НК РФ в редакции Закона РФ от 24.07.2002 N 110-ФЗ, пп.18 п.1 ст.182 НК РФ в первоначальной редакции.

С введением в действие Закона РФ от 07.07.2003 N 117-ФЗ, то есть с 01.01.2004, природный газ объектом налогообложения акцизом не признается.

Статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ и регулирующим порядок исчисления и уплаты акциза, являлась глава 22 НК РФ в редакции законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ.

Пунктом 1 ст.188 НК РФ установлено, что налоговой базой при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке является стоимость реализованного (переданного) транспортируемого газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании.

Пунктом 5 ст.194 НК РФ в редакции ФЗ от 24.07.2002 N 110-ФЗ установлен порядок исчисления акциза на природный газ по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизного минерального сырья (природного газа), дата реализации которого относится к соответствующему налоговому периоду.

В соответствии с п.1 ст.195 НК РФ (в редакции Закона N 110-ФЗ) в целях главы 22 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья определяется как день оплаты указанного минерального сырья.

Статьей 193 НК РФ предусмотрена налоговая ставка по природному газу, реализуемому на территории РФ, - 15 процентов.

Таким образом, законодатель статьей 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ определил на переходный период порядок исчисления и уплаты акциза в отношении всего природного газа добытого, но не реализованного (не оплаченного) до 01.01.2004.

Суд принимает во внимание и то, что согласно п.25 Порядка заполнения формы налоговой декларации по акцизу на минеральное сырье (природный газ) "по строкам 5.1.1-5.1.4 графы 3 указываются ставки акциза на реализуемый (передаваемый) природный газ, которые определяются в соответствии со ст.193 Кодекса в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2003 года". Данный Порядок является приложением N 10 к приказу Министерства финансов РФ от 03.03.2005 N 32н, зарегистрированном в Минюсте РФ 30.03.2005 N 6454.

На дату 31.12.2003 ст.193 НК РФ действовала в редакции Закона N 110-ФЗ и предусматривала ставку акциза по природному газу, реализуемому на территории РФ, в размере 15%.

С учетом изложенного суд считает, что ООО "Волгоградтрансгаз" правильно осуществило расчет акциза за сентябрь 2005 года с применением ставки 15%.

Ссылки ответчика на то, что отгрузка газа производилась заявителем в 1996, 1997 гг. и ставка налога в этих периодах устанавливалась на основании п.3 ст.4 Закона РФ "Об акцизах" N 1193-1 от 06.12.91 постановлениями Правительства РФ N 859 от 01.09.95, от 03.09.98 N 1018 в размере 30 процентов от цены реализации (без учета НДС и специального налога) за 1 тыс.куб.м, оплата покупателями была произведена в сентябре 2005 года с учетом 30-процентной ставки акциза, действующей на момент отгрузки товара, и заявитель обязан был исчислить акциз с учетом данной ставки налога, суд считает несостоятельными.

В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой ставки и налоговых льгот.

В силу п.1 ст.53 НК РФ налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются настоящим Кодексом.

Исходя из системной связи положений ст.ст.44, 52, 53 НК РФ можно сделать вывод о том, что порядок исчисления и уплаты в бюджет акциза на природный газ в 2005 году должен осуществляться ООО "Волгоградтрансгаз" в соответствии с требованиями НК РФ - главой 22 "Акцизы".

В соответствии со ст.2 Закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации...", были признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй НК РФ ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе Закон РФ от 06.12.91 N 1993-1 "Об акцизах", а также принятые в соответствии с ним постановления Правительства РФ от 28.02.95 N 205 "О ставке акциза на природный газ", от 01.09.95 N 859, от 03.09.98 N 1018 и другие.

С учетом изложенного суд считает, что ответчиком при принятии оспариваемого решения необоснованно применены утратившие силу нормативные правовые акты, ссылки ответчика на наличие длящихся правоотношений в сфере налогообложения являются несостоятельными.

Доводы ответчика о получении обществом необоснованной и незаконной прибыли и оплате покупателями природного газа по более завышенной, чем указано в договоре, цене в связи с применением заявителем ставки акциза 15%, не могут быть приняты судом. На момент отгрузки цена газа определялась сторонами в соответствии с действовавшими на тот момент нормативными актами, определявшими порядок исчисления акциза (акциз включался в цену товара и минерального сырья). Что касается необоснованного получения обществом прибыли, то данный вопрос не относится к существу рассматриваемого спора. Уплата налога на прибыль не являлась предметом проверки. Нарушение норм антимонопольного законодательства, на что ссылается ответчик, также не относится к предмету проверки.

При таких обстоятельствах суд считает, что решение МИФНС не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права заявителя, оснований для доначисления налога и пени у ответчика не имелось. Требование МИФНС от 26.01.2006 N 22 об уплате налога и пени направлено налогоплательщику без законных оснований.

Кроме того, суд считает, что в нарушение п.4 ст.69 НК РФ требование не содержит расчета пени.

Доводы заявителя об отсутствии в требовании оснований возникновения задолженности и нарушении срока выставления требования судом не принимаются.

Основания взимания налога (решение N 20 от 26.01.2006), ст.ст.44, 45, 75 НК РФ в требовании указаны. Требование направлено обществу 26.01.2006 с соблюдением 10-дневного срока с даты вынесения решения, что предусмотрено абз.2 ст.70 НК РФ.

Госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии со ст.110 АПК РФ, поскольку ответчик от уплаты госпошлины освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110 ч.3, 167, 169, 170, 201 АПК РФ, суд решил:

Признать недействительными, не соответствующими НК РФ, решение N 20 от 26.01.2006 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", требование N 22 от 26.01.2006 об уплате налога, вынесенные Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в отношении ООО "Волгоградтрансгаз".

Возвратить ООО "Волгоградтрансгаз" из федерального бюджета госпошлину в размере 4000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.



Судья
...

     
     
     
Текст документа сверен по:
рассылка


Номер документа: А40-7773/06-80-49
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 20 апреля 2006

Поиск в тексте