• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2005 года Дело N А64-4857/04-6


[Отказывая в удовлетворении заявления о ликвидации крестьянского фермерского хозяйства в связи с нарушением ответчиком требований ч.1 ст.23 НК РФ, суд неправильно применил нормы материального права, указав, что ликвидация КФХ в соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ не возможна, поскольку КФХ не является юридическим лицом в силу ст.23 ГК РФ, однако требования заявителя не подлежат удовлетворению, поскольку материалы дела свидетельствуют об отсутствии предпринимательской и иной деятельности КФХ]
(Извлечение)
     

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от истца - не явился, извещен; от ответчика - не явился, извещен, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 3 по Тамбовской области на решение от 28.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-4857/04-6, установил:

Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по Тамбовской области (преобразованная приказом N 16а от 25.11.2004 УФНС по Тамбовской области в Инспекцию ФНС РФ N 3 по Тамбовской области) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о ликвидации крестьянского фермерского хозяйства "Ромашка", с. Курбитчино Рассказовского района Тамбовской области, в связи с нарушением ответчиком требований ч.1 ст.23 НК РФ.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.10.2004 (судья ...), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2004 (судьи: ...), налоговому органу отказано в иске о ликвидации КФХ "Ромашка" со ссылкой на то, что правила п.2 ст.61 ГК РФ не применимы при ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, которое в силу ст.23 ГК РФ юридическим лицом не является.

Не согласившись с названными судебными актами, налоговый орган обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции как незаконные, ссылаясь на то, что факт регистрации КФХ "Ромашка" в качестве юридического лица подтвержден постановлением администрации Рассказовского района Тамбовской области N 381 от 05.08.92 и внесением КФХ 21.12.94 в Единый государственный реестр юридических лиц за N 681500190.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.284 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Ссылаясь на то, что ответчик с 1999 года в нарушение ч.1 ст.23 Налогового кодекса РФ не представляет в налоговый орган отчеты о финансово-хозяйственной деятельности КФХ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, указав, что ликвидация КФХ в соответствии с п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ не возможна, поскольку КФХ не является юридическим лицом в силу ст.23 Гражданского кодекса РФ.

В то же время суд кассационной инстанции считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства регулируется Федеральным законом "О крестьянском фермерском хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ.

Согласно п.3 ст.23 вышеназванного Закона крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1, вправе сохранять статус юридического лица на период до 01.01.2010.

Следовательно, на такие крестьянские фермерские хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных актов Российской Федерации или существа правоотношения.

В статье 21 Закона определен перечень условий прекращения деятельности крестьянского хозяйства.

Однако заявленное истцом основание в указанный перечень не включено.

Помимо этого, в соответствии с п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона и иных правовых актов. Таким образом, ликвидация на основании ст.61 Гражданского кодекса РФ возможна лишь в отношении юридических лиц, фактически осуществляющих свою деятельность.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют подтверждения того, что ответчик ведет хозяйственную деятельность, нет данных о движении денежных средств КФХ "Ромашка" на расчетных счетах в кредитных организациях.

Более того, по сведениям налогового органа, ответчик с 01.01.99 и до настоящего времени не представляет отчеты о финансово-хозяйственной деятельности КФХ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии предпринимательской и иной деятельности КФХ "Ромашка".

Ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения процедуры банкротства отсутствующего должника параграф 2 главы 11 Федерального закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)".

Учитывая изложенное, порядок ликвидации юридических лиц, предусмотренный п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ, в данном случае применению не подлежит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд постановил:

Решение от 28.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-4857/04-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит.

     Председательствующий
     ...

      Судьи
    ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А64-4857/04-6
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 16 мая 2005

Поиск в тексте