ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2006 года Дело N А42-3603/2005-29


[Суд признал незаконными действия ИФНС по принудительному взысканию пеней по единому социальному налогу со счетов ОАО "РЖД" на основании решения и требования путем направления в банк инкассовых поручений, так как ИФНС пропущен срок принудительного взыскания с ОАО "РЖД" пеней, как в судебном, так и во внесудебном порядке, следовательно, действия ИФНС по списанию со счета ОАО "РЖД" пеней правомерно признаны судом незаконными]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Дмитриева В.В. и Самсоновой Л.А., рассмотрев 05.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2006 по делу N А42-3603/2005-29 (судья Быкова Н.В.), установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Мурманского отделения "Октябрьская железная дорога" - филиала ОАО "Российские железные дороги" (далее - Дорога) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) по принудительному взысканию пеней по единому социальному налогу со счетов ОАО "Российские железные дороги" на основании решения от 22.09.2003 N 7392 и требования от 26.08.2003 N 16086 путем направления в банк налогоплательщика инкассовых поручений от 01.02.2005 N 37495, 37496 и 37497.

Решением от 20.01.2006 заявленные Дорогой требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение, ссылаясь на то, что инкассовые поручения были направлены в банк налогоплательщика в рамках полномочий, предоставленных налоговым органам Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 46 Кодекса). Инспекция также ссылается на то, что срок направления в банк инкассовых поручений нормами Налогового кодекса Российской Федерации не установлен. Позиция инспекции сводится к тому, что направление инкассового поручения в банк осуществляется в рамках организационно-распорядительной деятельности налогового органа по исполнению решения о взыскании задолженности по налогу, а решение о взыскании принято с соблюдением срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы также указывает на правомерность ежемесячного начисления пеней по единому социальному налогу.

Дорога и инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились. В связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" является универсальным правопреемником прав и обязанностей федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога".

Инспекция 29.08.2003 направила федеральному государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога" требование N 16086 об уплате 928550 руб. 88 коп. пеней по налогу на имущество и единому социальному налогу по состоянию на 26.08.2003 (лист дела 34). В связи с неисполнением данного требования налоговым органом вынесено решение от 22.09.2003 N 7392 об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика, находящиеся в банках (лист дела 35). Решение направлено ОПЮЛ Мурманская дистанция гражданских сооружений, водоснабжения, водоотведения, которое являлось структурным подразделением Мурманского отделения - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога".

Во исполнение решения от 22.09.2003 N 7392 инспекция 01.02.2005 направила в банк налогоплательщика три инкассовых поручения - N 37495, 37496, 37497. По данным инкассовым поручениям со счета заявителя списано 869061 руб. 82 коп.

Суд первой инстанции установил, что пени начислены налоговым органом за период с февраля 2001 года по октябрь 2003 года.

Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно признал действия инспекции по принудительному взысканию пеней незаконными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, налоговый орган имеет право принять решение о взыскании налога и пеней принудительно. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (пункт 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации законодательно ограничен срок, предоставленный законодателем налоговым органам для обращения в суд с заявлением о взыскании налога и пеней за счет имущества налогоплательщика. Такое исковое заявление может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Общий срок на принудительное взыскание налога и пеней складывается из сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, срока, установленного требованием об уплате налога и пеней, и срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому по настоящему делу следует признать, что налоговым органом пропущен срок принудительного взыскания с заявителя пеней как в судебном, так и во внесудебном порядке. Следовательно, действия инспекции по списанию со счета дороги пеней правомерно признаны судом незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2006 по делу N А42-3603/2005-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.

     Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи:
В.В.Дмитриев
Л.А.Самсонова

Текст документа сверен по:

рассылка