ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2006 года Дело N КА-А40/1245-06


[Дело о признании недействительным решения ИФНС и обязании возместить обществу НДС направлено на новое рассмотрение с указанием суду проверить и установить реальность и достоверность экспортных операций и иных обстоятельств, с которыми НК РФ связывает право налогоплательщика на возмещение сумм НДС, проверить и оценить довод инспекции о невыполнении обществом п.9 ст.165 НК РФ и о правовых последствиях такого нарушения]

(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Решением от 16.08.2005 Арбитражного суда г.Москвы, оставленным без изменения постановлением от 06.12.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда, признано частично недействительным решение ИФНС РФ N 30 по г.Москве от 20.01.2005 N 35, вынесенное в отношении ЗАО "Дестер XXI", и на инспекцию возложена обязанность возместить обществу НДС за сентябрь 2004 года в размере 4596868 руб. путем возврата.

При этом судебные инстанции исходили из того, что обществом надлежащими доказательствами подтверждено право на применение налоговой ставки 0% и возмещение НДС.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИФНС РФ N 30 по г.Москве, в которой ставится вопрос об их отмене.

В судебном заседании представитель инспекции доводы жалобы поддержал, а также представил письменные пояснения и дополнительные документы, которые приобщены к материалам дела, представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в судебных актах.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, письменных пояснений, отзыва на кассационную жалобу, заслушав представителей сторон считает, что судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.

В письменных пояснениях налоговый орган указывает, что Управлением ФНС РФ по г.Москве в письме от 23.01.2006 "О направлении списка проблемных иностранных компаний" были сообщены сведения, касающиеся, в том числе, одного из иностранных покупателей по экспортным контрактам - компании "Capital Aliance Corp" (США). Из представленной информации следует, что вышеназванная компания содержится в списке проблемных иностранных компаний, как компания "почтовый ящик", что согласно информации, полученной из Службы внутренних доходов США, компания была инкорпорирована 13.05.85 в штате Флорида, однако, в соответствии с законами штата регистрация компании была аннулирована и в настоящее время компания имеет статус "не действующая", что данная организация не имеет федерального идентификационного номера налогоплательщика и реального юридического адреса.

Налоговый орган также считает, что общество проводит видимость хозяйственных организаций на внутрироссийском рынке, используя поставщиков ООО "Универсал-Климат" и ООО "Карат", проверить деятельность которых не представляется возможным. При этом налоговый орган ссылается на сведения и документы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.

Помимо этого инспекция ссылается на участие общества в сделках с организациями, признанными судом недобросовестными налогоплательщиками по делам Арбитражного суда г.Москвы N А40-49811/04-139-82, А40-23128/05-75-199.

Налоговый орган также указывает, что из бухгалтерской и налоговой отчетности общества следует, что фактически финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется.

Согласно п.4 ст.176 НК РФ возмещение сумм НДС возможно лишь при условии представления налоговому органу отдельной налоговой декларации (по НДС по налоговой ставке 0%) и документов по перечню, содержащемуся в ст.165 НК РФ. Причем представленные документы в совокупности должны с достоверностью подтверждать реальность экспортной операции и наличие иных обстоятельств, с которыми НК РФ связывает право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС.

При этом представление полного пакета документов, соответствующих требованиям ст.165 НК РФ, не влечет автоматического применения налоговой ставки 0 процентов и возмещение налога на добавленную стоимость. Это является лишь условием, подтверждающим факт реального экспорта и уплату налога на добавленную стоимость, в связи с чем при решении вопроса о применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов, проверки предприятий - поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.

Кроме того, положения ст.176 НК РФ находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций и при осуществления сделок с реальными товарами, что, в свою очередь, предполагает уплату налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет. Право налоговых органов истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, проводить встречные проверки, в том числе в указанных выше целях, представлено налоговым органам ст.ст.88, 93 НК РФ.

Данная правовая позиция была неоднократно высказана в постановлениях Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (в частности, от 09.03.2004 N 12073/03, от 03.08.2004 N 2870/04, от 13.12.2005 N 10048/05, от 23.11.2005 N 7088/05, от 15.11.2005 N 5734/05 и др.).

Таким образом, при новом рассмотрении дела подлежат проверке и установлению реальность и достоверность экспортных операций и иных обстоятельств, с которыми НК РФ связывает право налогоплательщика на возмещение сумм НДС.

Кроме того, при новом рассмотрении дела, подлежит дополнительной проверке и оценке довод инспекции о невыполнении обществом п.9 ст.165 НК РФ и о правовых последствиях такого нарушения.

При этом необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с п.9 ст.165 НК РФ реализация товаров на экспорт, по которой применение ставки налога 0 процентов не подтверждено в течение 180 дней с момента выпуска товара региональными таможенными органами в режиме экспорта, подлежит налогообложению по ставке 20% (18%).

Следовательно, общество при непредставлении документов, оформленных надлежащим образом, обязано было своевременно уплатить налог по соответствующей ставке. Неисполнение такой обязанности влечет начисление пеней согласно ст.75 НК РФ и привлечение к ответственности в виде штрафа на основании п.1 ст.122 Кодекса.

Вместе с тем, в силу ст.165 НК РФ, в случае если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.176 Кодекса.

Данная правовая позиция высказана в постановлении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.11.2005 N 5734/05.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 16.08.2005 Арбитражного суда г.Москвы и постановление от 06.12.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-20867/05-116-174 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.

Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2006.

Полный текст постановления изготовлен 12.04.2006.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

     Текст документа сверен по:
рассылка