• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2006 года Дело N КА-А40/4812-06


[Дело о признании недействительным решения ИФНС о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, за неполную уплату НДС, направлено на новое рассмотрение, т.к. в материалах дела отсутствуют как надлежащим образом заверенные копии ГТД и платежных документов, так и сведения об изучении судом подлинных документов]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "АНК" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительными решений от 30.06.2005 N 17-13-034, от 03.08.2005 N 1868, требования N 1868/1, инкассовых поручений N 3884 и 3484 Инспекции ФНС России N 28 по г.Москве.

Решением суда от 08.12.2005 заявление удовлетворено частично.

Суд (с учетом определения от 19.12.2005) признал недействительными как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) решение от 30.06.2005 N 17-13-034 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", требование 1868/1 об уплате налога по состоянию на 06.07.2005, решение от 03.08.2005 N 1868 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента-организации на счетах в банках", инкассовые поручения от 08.08.2005 N 3483 и от 08.08.2005 N 3484 в части начислений, произведенных в связи с нарушениями, отраженными в пунктах 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5 решения N 17-13-034.

В удовлетворении требований в части пунктов 2.1.1 и 2.1.2 решения N 17-13-034 отказано.

При этом отказ в иске мотивирован тем, что: представленный налогоплательщиком в подтверждение права на вычет НДС счет-фактура N 82/1 от 31.07.2003 (аренда имущества) составлен с нарушением правил, установленных ст.169 НК РФ, а потому не может служить основанием для уменьшения подлежащей уплате в июле 2003 года суммы НДС; к вычету в декабре 2003 года предъявлены суммы НДС по 2 счетам-фактурам - N 125/2 от 30.11.2003 (предоплата) и N 50 от 31.12.2003 за аренду одного и того же помещения, и заявитель не опроверг выводы налогового органа о завышении сумм вычетов.

Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что уплата НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации подтверждается письмом Центральной акцизной таможни от 13.07.2005 N 16-14/8366, являющимся надлежащим доказательством по делу. Суд счел, что в номере ГТД 10118150/291204/0014835 очевидно допущена ошибка, так как, согласно авансовому отчету N 2, НДС уплачен по ГТД N 10110080/291204/0014835 платежным поручением от 29.12.2004, на котором имеется отметка таможни.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 01.03.2006 оставил решение суда первой инстанции без изменения, отметив, что таможенное оформление товаров, в силу указания ГТК РФ от 10.12.96 N 01-14/1344, производится только при условии фактического поступления подлежащих уплате сумм таможенных платежей на счета таможенного органа, и, поскольку Центральная акцизная таможня своим письмом подтвердила отсутствие претензий к оформлению платежных документов, засвидетельствовав выпуск товаров в свободное обращение, налогоплательщик выполнил при предъявлении вычетов на суммы таможенного НДС требования п.п.1 п.1 ст.151, п.2 ст.171, п.1 ст.172 НК РФ.

Не согласившись с судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление отменить в части признания незаконным решения инспекции от 30.06.2005 N 17-13-034.

Инспекция в жалобе указывает, что отметки Центральной акцизной таможни на платежных поручениях не подтверждают списание средств по ГТД N 10118150/080803/0002923 и N 10118150/080803/0002924, предъявленным налогоплательщиком в обоснование вычетов по НДС в декларации за август 2003 года, так как в платежных поручениях указаны иные номера контрактов.

Кроме того, в нарушение приказа ГТК РФ от 04.01.95 N 2, платежные поручения N 1 от 15.04.2003, N 3 от 13.05.2003, 88 от 18.11.2003, 87 от 18.11.2003 представлены без отметок инспектора отдела таможенного оформления, то есть уплата НДС по ГТД N 10118150/160403/0001489, 10118150/130503/0001775, 10118150/201103/0004432, 10118150/201103/0004436 не подтверждена.

В отзыве на жалобу общество возражает против ее удовлетворения, считая выводы судов законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, представители общества возражали против ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 30.06.2005 инспекцией принято решение N 17-03-034 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, за неполную уплату НДС. Обществу предложено уплатить налог в сумме 1481148 руб., соответствующие ему пени. Этим же решением уменьшен НДС на сумму 761817 руб., неправомерно предъявленную к вычету в 2003-2004 годах.

В соответствии с решением обществу выставлено требование N 1868/1 от 06.07.2005 об уплате налога. Ввиду неисполнения требования принято решение N 1868 от 03.08.2005 о взыскании налога и пени за счет денежных средств на счетах в банках и выставлены инкассовые поручения N 3483, 3484 от 03.08.2005 на суммы налога 2117269 руб. и пени 210449 руб.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.

В силу пунктов 1, 2 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.

В соответствии с пунктом 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и фактом наличия соответствующих первичных документов.

Порядок подтверждения уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговым законодательством не регулируется, поэтому для определения состава документации и ее оформления подлежат применению положения таможенного законодательства.

В соответствии с приказом N 2 от 04.01.95 ГТК РФ в случае уплаты таможенных платежей авансом, платежный документ должен быть зарегистрирован в отделе таможенных платежей и заверен специально уполномоченным должностным лицом отдела таможенных платежей. Отдел таможенных платежей регистрирует авансовые платежные документы только после фактического поступления денежных средств на счета таможенного органа.

Инспектор отдела таможенного оформления (ОТО) на оборотной стороне авансового платежного документа указывает номер ГТД, выводит остаток денежных средств и заверяет данную запись личной номерной печатью.

При наличии остатка денежных средств по данному авансовому платежному документу инспектор ОТО возвращает платежный документ декларанту.

В случае если по данному авансовому платежному документу денежные средства использованы полностью, инспектор ОТО на оборотной стороне платежного документа делает запись "остатка нет" и представляет его вместе с ГТД и другими документами на следующий этап таможенного оформления.

В силу ст.330 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. В случае несогласия плательщика с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств плательщика. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов.

Подпунктом 23 пункта 1 статьи 11 ТК РФ установлено, что выпуск товаров - это действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.08.2003 N 915, определено, что отметки о выпуске товаров в режиме "Выпуск для свободного обращения" (внутреннего потребления) проставляются в графе "Д" грузовой таможенной декларации путем проставления штампа "Выпуск разрешен".

Исходя из изложенного доказательствами уплаты НДС на таможне являются как ГТД, так и платежные документы, подтверждающие перечисление сумм налога в бюджет.

Согласно ст.71 АПК РФ суд непосредственно оценивает доказательства, на которых основывает свои выводы.

В соответствии с п.8 ст.75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Между тем, в материалах дела отсутствуют как надлежащим образом заверенные копии ГТД и платежных документов, так и сведения об изучении судом подлинных документов.

Выводы суда о надлежащем подтверждении вычетов основаны только на письме Центральной акцизной таможни, которое должно оцениваться не как единственное доказательство уплаты налога, а наряду с другими документами.

Кроме того, в письме имеются ссылки на коды классификации платежей, в том числе 32 и 33.

Заявитель утверждает, что оба кода относятся к НДС, однако нормативного обоснования своего довода не представил, а судебные акты такового не содержат.

Таким образом, в части признания недействительным решения судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в 1 инстанцию.

Следует отметить, что в заявлении общества выводы налогового органа по пункту 2.1.5 решения налогового органа не оспаривались, однако суд признал его недействительным и в этой части.

При новом рассмотрении суду надлежит предложить заявителю уточнить требования, представить надлежащим образом заверенные копии ГТД и платежных документов в материалы дела, изучить подлинники с целью проверки заявления налогоплательщика о фактической уплате НДС и соответствии первичных документов установленным требованиям, более тщательно и всесторонне проверить и оценить доводы налогового органа о ненадлежащем подтверждении права на вычеты.

Выводы суда относительно неправомерного предъявления к вычетам сумм НДС по аренде имущества заявителем не оспариваются, соответствуют закону и обстоятельствам дела, установленным при его рассмотрении.

Вместе с тем, поскольку суммы налога по аренде в резолютивной части судебных актов не выделены, и непринятие налоговой инспекцией суммы налоговых вычетов, заявленных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, стало основанием для начисления налога, наложения санкций, признание обоснованности (необоснованности) заявления вычетов повлечет отмену или отказ в отмене решения инспекции в части налога и санкций, а также требования, решения о взыскании налога за счет денежных средств и инкассовых поручений, судебные акты подлежат отмене в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

Решение от 08.12.2005 по делу N А40-54441/05-4-273 Арбитражного суда г.Москвы и постановление от 01.03.2006 N 09АП-09АП-752/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.

Резолютивная часть объявлена 31.05.2006.

Полный текст изготовлен 02.06.2006.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А40-54441/05-4-273
КА-А40/4812-06
Принявший орган: Арбитражный суд Московского округа
Дата принятия: 02 июня 2006

Поиск в тексте