АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 30 июня 2006 года Дело N А40-17096/06-148-162


[В удовлетворении требования о признании недействительными решения и предписания УФАС о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отказано, т.к. протокол разногласий к договору поставки газа не соответствует действующему законодательству в связи с тем, что у потребителя поставляемой энергии (3-е лицо по делу) не имелось реальной возможности исполнения условий договора в части осуществления авансирования отпуска газа ввиду отсутствия у предприятия, осуществляющего расчеты с потребителями на основе регулируемых государством тарифов, свободных денежных средств, обязанность осуществлять авансовые платежи поставило бы предприятие в крайне тяжелые экономические условия, что в свою очередь повлекло бы за собой срыв наложенной системы теплоснабжения в городе и могло привести к непредсказуемым социальным последствиям, значит, предложение заключения договора в связи с тем, что заявитель является монополистом в данной области деятельности, носило навязывающий характер, а акцепт со стороны 3-го лица - вынужденный характер]

Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 30 июня 2006 года.

Арбитражный суд г.Москвы, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: ООО "Мосрегионгаз" к ответчику - Управлению Федеральной антимонопольной службы по г.Москве и Московской области, третье лицо - МУП "Теплосеть", о признании недействительными решения и предписания от 20.01.2006, установил:

ООО "Мосрегионгаз" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительными решения по делу N 7-56/2002 от 20.01.2006 и предписания N 7-56/2005 "О прекращении нарушения антимонопольного законодательства" от 20.01.2006 Управления ФАС по г.Москве и Московской обл.

Требование мотивировано тем, что протокол разногласий к договору поставки газа N 61-4-0896/05, представленный МУП "Теплосеть" г.Королева, не соответствует закону, поскольку последний должен был обратиться в суд для урегулирования разногласий.

Оспариваемые акты об исключении условия из действующего договора являются прямым вмешательством антимонопольного органа в гражданско-правовые отношения сторон.

Факт навязывания на не выгодных условиях договора МУП "Теплосеть" г.Королева ответчиком является бездоказательным, поскольку общество действовало исключительно в правовом поле и взаимодействовало с потребителями только на основании заключенных договоров.

Ответчик не признает требование заявителя по доводам отзыва, в котором указывает, что протокол разногласий к договору поставки газа, направленный третьим лицом заявителю, соответствует действующему законодательству, так как в соответствии с п.1 ст.445 ГК РФ - когда заключение договора обязательно для стороны, направившей проект договора и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, это сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции, либо об отклонении протокола разногласий.

Действующим законодательством предусмотрено право антимонопольного органа во исполнение возложенных на него функций выдавать предписания об исключении условия из действующего договора.

Также считает, что предложение заключения договора (в связи с тем, что ООО "Мосрегионгаз" является монополистом в данной области деятельности) носило навязывающий характер, а акцепт со стороны МУП "Теплосеть" - вынужденный.

МУП "Теплосеть" не является потребителем поставляемой энергии, поэтому с применением заявителем п.2 Порядка расчетов за газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294, согласиться невозможно.

Третье лицо - Королевское МУП "Теплосеть" поддержало доводы УФАС по г.Москве и Московской области. Также указывает, что у него не имелось реальной возможности исполнения условий договора поставки газа в части осуществления авансирования отпуска газа в виду отсутствия у предприятия, осуществляющего расчеты с потребителями на основе регулируемых государством тарифов, свободных денежных средств. Обязанность осуществлять авансовые платежи поставило бы предприятие в крайне тяжелые экономические условия, что в свою очередь повлекло бы за собой срыв наложенной системы теплоснабжения в г.Королеве и могло привести к непредсказуемым социальным последствиям.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требования ООО "Мосрегионгаз" в силу следующего.

Из материалов дела усматривается.

ООО "Московская региональная компания по реализации газа" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании устава, утвержденного решением общего собрания участников (протокол N 3 от 25.08.2005). В соответствии с уставом ООО "Мосрегионгаз", ООО "Мосрегионгаз" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 29.08.2005 МИ ФНС РФ N 5 по Московской области за N 2055014752194.

ООО "Мосрегионгаз" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ N 1024 от 30.11.2001) с долей более 65% на рынке услуг по реализации природного газа в географических границах г.Москвы и Московской области. Таким образом, ООО "Мосрегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке реализации природного газа на территории г.Москвы и Московской области.

ООО "Мосрегионгаз" в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ", Правилами поставки газа в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.02.98 N 162, а также иными нормативными актами, регулирующими оказание услуг газоснабжения в РФ.

Королевское МУП "Теплосеть" является предприятием жилищно-коммунального хозяйства, к одному из основных видов деятельности которого относится оказание услуг ЖКХ населению и бюджетным организациям (93% вырабатываемой тепловой энергии), а также прочим потребителям (7%).

23.12.2004 ООО "Мосрегионгаз" в адрес Королевского МУП "Теплосеть" направлен договор поставки газа N 61-4-0896/05 от 23.12.2004 для дальнейшего его заключения (вх. N 8101 от 21.11.2005).

Согласно ст.426 ГК РФ, договор на поставку газа, заключенный между ООО "Мосрегионгаз" (поставщиком) и Королевским МУП "Теплосеть" (потребителем), является публичным.

В соответствии с п.5 Правил поставки газа в РФ, договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 ГК РФ.

Договор поставки газа N 61-4-0896/05 от 23.12.2004 подписан Королевским МУП "Теплосеть" с протоколом разногласий и направлен 13.01.2005 в адрес ООО "Мосрегионгаз" для рассмотрения. В соответствии с данным протоколом разногласий Королевское МУП "Теплосеть" не согласно с применением п.п.5.3, 5.9, 6.2, 6.3, 6.4.1, 6.4.2, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12, 7.1 указанного договора в редакции ООО "Мосрегионгаз".

ООО "Мосрегионгаз" в адрес Королевского МУП "Теплосеть" направлено письмо об отказе в удовлетворении протокола разногласий (исх. N АС-382 от 21.02.2005), со ссылкой на ст.426 ГК РФ, согласно которой ООО "Мосрегионгаз" не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора (вх. N 8108 от 21.11.2005).

В Московское УФАС России представлено письмо Королевского МУП "Теплосеть", направленного ООО "Мосрегионгаз", в соответствии с которым Королевское МУП "Теплосеть" принимает пункты 5.9, 6.2, 6.3, 6.4.1, 6.4.2, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12, 7.1 договора поставки газа N 61-4-0896/05 от 21.11.2004, считая их урегулированными, за исключением пунктов 5.3 (N 535 от 03.06.2005).

Применение пунктов 5.9, 6.2, 6.3, 6.4.1, 6.4.2, 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12, 7.1 договора поставки газа N 61-4-0896/05 от 23.12.2004 в редакции ООО "Мосрегионгаз", за исключением пункта 5.3, не ущемляет интересов Королевского МУП "Теплосеть" (вх. N 8108 от 21.11.2005).

Пункт 5.3 договора поставки газа N 61-4-0896 от 23.12.2004 предусматривает, что расчеты за поставляемый газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производится ежемесячно 100% авансовыми платежами денежными средствами за каждую декаду расчетного месяца. Расчеты производится со счета покупателя на расчетный счет поставщика тремя равными долями от суммы планируемой поставки расчетного периода путем выписки платежных поручений 1, 10, 20 числа расчетного месяца: раздельно по потребленному газу и полученным снабженческо-сбытовым услугам. Одновременно пунктом 7.1 договора поставки газа N 61-4-0896/05 от 21.11.2004 установлено, что неотъемлемой частью договора является копия приказа ООО "Мосрегионгаз" о том, что оно может применить авансовые платежи при расчетах с потребителями за потребляемый газ.

Постановлением Правительства РФ от 05.02.98 N 162 "Об утверждении правил поставки газа в РФ" определено, что расчетный период - это согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре.

Статьей 544 ГК РФ определено, что оплата энергии производится за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 "Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и газ", установлено, что с 01.04.2000 оплата потребителями (юридическими лицами, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий) электрической, тепловой энергии и природного газа на территории РФ осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке установленном соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения.

Пунктом 2.1 договора поставки газа, заключенного между ООО "Мосрегионгаз" и Королевским МУП "Теплосеть" от 23.12.2004 N 61-4-0896/05, стороны по договору определили помесячное выделение (потребление) газа, выделяемого для производства тепловой энергии, отпускаемой для жилого фонда (население) и социальной сферы (бюджетные организации) с оплатой стоимости газа в указанных объемах, а также оказанные снабженческо-сбытовые услуги ООО "Мосрегионгаз".

Применение ООО "Мосрегионгаз" при расчетах за поставляемый газ авансовой схемы расчетов за каждую декаду расчетного месяца привело к образованию текущей задолженности у Королевского МУП "Теплосеть" с постоянным накоплением (по состоянию на 31.12.2005 долг МУП "Теплосеть" составил 25070623,94 рублей).

В период с февраля 2005 года ООО "Мосрегионгаз" регулярно направляло в адрес Королевского МУП "Теплосеть" факсограммы - уведомления о прекращении подачи газа (N 06-1272/9-Д от 28.02.2005, N 06-1573/9 от 12.04.2005, N 06-2057/9-Д от 16.06.2005, N 06-2999/9-Д от 12.09.2005, N 06-4016/9-Д от 20.10.2005, N 061096/9-Д от 09.11.2005), в связи с текущей задолженностью предприятия за поставляемый газ. Согласно пояснений представителя ООО "Мосрегионгаз" осуществляло 10% ограничение подачи газа путем закрытия заслонки и установки пломбы, которое сохраняется до настоящего времени (акт на ограничение подачи газа от 23.10.2005 N 1102).

В соответствии со ст.26 ФЗ от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителем газа условий договоров, не относящихся к предмету договора.

В соответствии со ст.5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств и других).

С учетом изложенного, суд считает, что ответчиком был сделан правильный вывод о нарушении заявителем п.1 ст.5 вышеназванного Закона в части злоупотребления своим доминирующим положением на рынке услуг по реализации природного газа путем навязывания Королевского МУП "Теплосеть" условий договора газоснабжения на не выгодных для него условиях.

Не может быть принят судом во внимание довод заявителя о том, что протокол разногласий к договору поставки газа N 61-4-0896/05 от 23.12.2004 не соответствует закону, в связи со следующим.

Согласно п.2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294, оплата потребителями (юридическими лицами, за исключением бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий) электрической, тепловой энергии и природного газа на территории РФ осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения.

Согласно п.1 ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Таким образом, протокол разногласий, направленный в адрес ООО "Мосрегионгаз", соответствует действующему законодательству и направлен на реализацию прав МУП "Теплосеть", предоставленных данному хозяйственному субъекту ст.ст.445, 544 ГК РФ.

Суд также не согласен с доводом заявителя о том, что оспариваемые акты об исключении условия из действующего договора являются прямым вмешательством антимонопольного органа в гражданско-правовые отношения сторон. При этом суд руководствуется следующим.

Согласно п.1 Положения о территориальном органе ФАС, утвержденного приказом ФАС России от 13.10.2004 N 135, территориальный орган ФАС осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Согласно п.4.1.1 Положения территориальный орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), в том числе за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии на территории региона, занимающих исключительное положение на указанных рынках (пп."ж" п.4.1.4 Положения).

В соответствии с абзацем 3 п.1 ст.15 ФЗ от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также абз.6 п.1 ст.12 Закона РСФСР от 22.04.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о внесении изменения в заключаемые договоры.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право антимонопольного органа во исполнение возложенных на него функций выдавать предписания об исключении условия из действующего договора.

Довод заявителя о том, что со стороны ООО "Мосрегионгаз" отсутствовало навязывания условий договора МУП "Теплосеть" г.Королева, поскольку поставщик действовал исключительно в правовом поле и взаимодействует с потребителями только на основании заключенных договоров, является необоснованным.

Согласно абз.3 п.1 ст.4 ФЗ от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам относится к деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Согласно п.2 ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Таким образом, в силу п.1 ст.8 ФЗ от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также п.2 ст.445 ГК РФ в их совокупности и взаимосвязи, исходя из буквального содержания этих норм, можно сделать вывод о том, что субъекты естественных монополий вправе отказаться от заключения договора только путем отсутствия у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) товары, либо несоответствия условий договора действующему законодательству.

Согласно абз.3 п.11 Правил поставки газа в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.98 N 162, при несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Однако в силу того, что 93% абонентов, обслуживаемых МУП "Теплосеть", являются населением и бюджетными организациями, МУП "Теплосеть" не имело возможности прекратить отбор газа.

Таким образом, предложение заключения договора в связи с тем, что ООО "Мосрегионгаз" является монополистом в данной области деятельности, носило навязывающий характер, а акцепт со стороны МУП "Теплосеть" - вынужденный характер.

С применением заявителем п.2 Порядка расчетов за электрическую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294, невозможно согласится по следующим основаниям.

Как указано в п.1 данного Порядка настоящий Порядок, устанавливает правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно-правовой формы и потребителей (юридические лица) энергии и природного газа.

Однако МУП "Теплосеть" не является потребителем поставляемой энергии, что соответственно не наделяет заявителя применить к возникшим договорным отношениям указанное выше постановление Правительства РФ.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о необоснованности заявленного требования.

На основании ст.ст.4, 8, 15 Федерального закона от 17.08.95 N ФЗ-147 "О естественных монополиях", ст.12 Закона РСФСР от 22.04.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ст.ст.445, 544 ГК РФ, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 201 АПК РФ, суд решил:

В удовлетворении заявления ООО "Мосрегионгаз" о признании недействительными решения по делу N 7-56/2002 от 20.01.2006 и предписания N 7-56/2005 "О прекращении нарушения антимонопольного законодательства" от 20.01.2006 Управления ФАС по г.Москве и Московской обл. отказать.

Решение может быть обжаловано в 9 апелляционный суд в течение месяца после принятия решения.

Судья
...




Текст документа сверен по:

рассылка