• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2006 года Дело N А56-49961/2004


[Суд обязал ИФНС № 6 устранить допущенные нарушения прав общества путем возмещения НДС в порядке статьи 176 НК РФ, так как обязанность по устранению допущенных нарушений прав общества должна быть возложена на ту ИФНС, в которой общество состоит на налоговом учете и в которую передан пакет документов общества]

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2006 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Ломакина С.А., судей: Морозовой Н.А., Пастуховой М.В., при участии: от закрытого акционерного общества "Торговый дом "Титран СПб" Яковлевой Н.Н. (доверенность от 24.11.2005 N 10/1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Незнаевой М.В. (доверенность от 25.05.2006 N 03-06/05078), рассмотрев 13.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2006 по делу N А56-49961/2004 (судьи: Старовойтова О.Р., Фокина Е.А., Шульга Л.А.), установил:

Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Титран СПб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу от 07.10.2003 N 11/17 и об обязании налогового органа возвратить обществу 23766478 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области.

Судом первой инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией налоговых органов произведена замена Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области соответственно на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция N 11) и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - инспекция N 6).

Решением суда от 28.04.2005 заявление общества удовлетворено. Решение инспекции N 11 признано недействительным, инспекция N 6 обязана возвратить обществу из бюджета 23766478 руб. НДС.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2006 решение суда изменено. Решение инспекции N 11 от 07.10.2003 N 11/17 признано недействительным. Инспекция N 11 обязана устранить допущенные нарушения прав, закрытого акционерного общества "Торговый дом "Титран СПб" путем возмещения 18240773 руб. НДС за март, май, июнь, июль, август 2003 года в порядке статьи 176 НК РФ.

В кассационной жалобе инспекция N 11, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по данному делу новое решение. Податель жалобы указывает на то, что право налоговых органов истребовать у налогоплательщиков при проведении камеральных проверок необходимые для проверки документы предусмотрено статьями 88 и 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Обществу было направлено требование от 22.09.2003 N 11-05/3184 о представлении документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов (копии договоров с поставщиками и покупателями, документы, подтверждающие факт реализации товаров (товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения), копии книг покупок и продаж, расшифровку дебиторской задолженности). Однако налогоплательщик не представил запрошенные документы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество 12.09.2003 представило в инспекцию N 11 уточненные декларации по НДС за март-июль 2003 года и декларацию по НДС за август 2003 года.

Инспекция N 11 в связи с проводимой налоговой проверкой правомерности применения налоговых вычетов по указанным декларациям в соответствии со статьями 31, 88, 93 НК РФ направила обществу требование от 22.09.2003 11-05/3184 о представлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки декларации, а именно: копий договоров с поставщиками и покупателями; документов, подтверждающих факт реализации товаров (товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, банковские выписки, акты выполненных работ), копий книг покупок и продаж, расшифровку дебиторской задолженности на 01.10.2003.

Общество не представило запрошенные документы в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов.

По результатам проверки инспекция N 11 вынесла решение от 07.10.2003 N 11/17 об отказе в подтверждении налоговых вычетов по НДС в размере 23766478 руб. за март-август 2003 года.

Общество посчитало решение инспекции N 11 незаконным и оспорило его в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований налогоплательщик указал, что требование инспекции им не получено и он не мог представить документы налоговому органу.

В судебном заседании представитель общества пояснил, что оспариваемое решение и требование было получено обществом только в ноябре 2004 года.

Представитель инспекции не смогла пояснить, было ли направлено налогоплательщику требование от 22.09.2003 11-05/3184 в сентябре 2003 года.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, указав, что налогоплательщик выполнил все требования главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации для включения суммы 23766478 руб. по налоговым декларациям за март-август 2003 года в состав налоговых вычетов и последующего возмещения НДС в названном размере. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки или непредставление их в установленные сроки влечет ответственность по статье 126 НК РФ. Однако, по мнению суда, данное нарушение не может являться безусловным основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов по НДС при наличии у него документов, подтверждающих правомерность таких вычетов. Общество представило в суд все доказательства, подтверждающие его право на применение налоговых вычетов.

Апелляционная инстанция изменила решение суда с учетом акта сверки расчетов между обществом и инспекцией N 6, обязав инспекцию N 11 устранить допущенные нарушения прав общества путем возмещению 18240773 руб. НДС за март, май, июнь, июль и август 2003 года в порядке статьи 176 НК РФ.

Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции ошибочным и подлежащим изменению в части обязания инспекции N 11 устранить допущенные нарушения прав общества.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьями 87-88 НК РФ.

Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, статьей 88 НК РФ прямо предусмотрено, что налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки дополнительные сведения и документы.

Кроме того, в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ также указано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Вместе с тем инспекция N 11 не представила в суд доказательств направления обществу требования от 22.09.2003 11-05/3184 о представлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки представленных заявителем уточненных деклараций по НДС март-июль 2003 года и декларации по НДС за август 2003 года.

Как следует из материалов дела, само оспариваемое решение получено налогоплательщиком только 09.11.2004.

При этом инспекция N 11 не ссылается на какие-либо имеющиеся в деле доказательства, которые не были оценены судами.

Как видно из материалов дела, налогоплательщик представил в суд документы подтверждающие правомерность применения вычетов по НДС за указанные периоды.

Инспекцией N 6 подтверждена заявленная обществом сумма налоговых вычетов, и НДС, подлежащий возмещению за март, май, июнь, июль и август 2003 года - 18240773 руб.

С учетом положений статей 171, 172, 173 и 176 НК РФ суд апелляционной инстанции обоснованно обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав заявителя путем возмещения 18240773 руб. НДС в порядке статьи 176 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

С учетом названной нормы кассационная инстанция считает, что обязанность по устранению допущенных нарушений прав общества должна быть возложена на инспекцию N 6, в которой с ноября 2003 года общество состоит на налоговом учете и в которую передан пакет документов общества из инспекции N 11 в ноябре 2004 года.

Ссылка суда апелляционной инстанции на пункт 4.2.5 приказа МНС РФ от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 неправомерна, поскольку в нем идет речь о наличии подлежащих возмещению сумм НДС по реализованным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), облагаемым по налоговой ставке 0 процентов. В данном случае налогоплательщиком заявлен к возмещению НДС по внутреннему рынку.

Кроме того, названный приказ утратил силу с 01.08.2005 в связи с изданием приказа ФНС РФ от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@.

Довод инспекции о том, что судами не применен закон подлежащий применению - пункт 10 статьи 165 НК РФ не может быть принят во внимание, поскольку названная норма регулирует порядок представления документов, указанных в статье 165 НК РФ, одновременно с представлением налоговой декларации по ставке 0%. В настоящем деле инспекцией проведена проверка налоговых деклараций по внутреннему рынку.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2006 по делу N А56-49961/2004 изменить.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав закрытого акционерного общества "Торговый дом "Титран СПб" путем возмещения 18240773 руб. НДС за март, май, июнь, июль и август 2003 года в порядке статьи 176 НК РФ.

В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

     Председательствующий
С.А.Ломакин

Судьи:
Н.А.Морозова
М.В.Пастухова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-49961/2004
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 13 июня 2006

Поиск в тексте