• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2006 года Дело N А21-979/2006-С1


[Суд отказал ИФНС в удовлетворении требования о взыскании с предпринимателя НДС и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, так как представление заявления об  уплате косвенных налогов в полном объеме налогоплательщиком в налоговый орган не влечет изменения порядка применения налоговых вычетов, установленных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, подлежащего применению в силу пункта 8 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Морозовой Н.А., судей: Ломакина С.А., Пастуховой М.В., рассмотрев 06.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.04.2006 по делу N А21-979/2006-С1 (судья Лузанова З.Б.), установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Кабычкина Сергея Владимировича 132933 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 1648 руб. пеней по этому налогу и 26586 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 19.04.2006 в удовлетворении заявления инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 19.04.2006, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению инспекции, предприниматель неправомерно предъявил налоговые вычеты по декларации за май 2005 года без представления в налоговый орган полного комплекта документов, необходимых для подтверждения заявленных вычетов.

В судебное заседание представители сторон не явились, что не служит препятствием для судебного разбирательства, поскольку стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, предприниматель в мае 2005 года ввез на территорию Российской Федерации товары с территории Республики Беларусь и в том же месяце принял их на учет.

Предприниматель 20.07.2005 представил в инспекцию уточненную декларацию по НДС за май 2005 года, в которой предъявил к вычету 345306 руб. налога, в том числе по товарам, вывезенным из Республики Беларусь.

Инспекцией проведена камеральная проверка декларации, по итогам которой вынесено решение от 29.08.2005 N 11/74 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением предпринимателю доначислено 132933 руб. НДС за май 2005 года, начислено 1648 руб. пеней. Кроме того, он привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 26586 руб. штрафа. На основании данного решения Кабычкину С.В. выставлены требования от 07.09.2005 N 13670 об уплате налога и пеней и N 584 об уплате налоговой санкции.

Основанием для принятия указанных ненормативных правовых актов послужил вывод инспекции о том, что право на налоговый вычет, уплаченный в бюджет за импортированный в мае 2005 из Белоруссии на территорию Российской Федерации товар, возникло у налогоплательщика в июне 2005 года, поэтому предприниматель неправомерно заявил 132933 руб. налоговых вычетов в декларации за май 2005 года.

При проведении проверки инспекция установила, что сумма НДС в размере 132933 руб. уплачена в бюджет в мае 2005 года. Вместе с тем заявление о ввозе товаров из Белоруссии на территорию Российской Федерации и уплате косвенных налогов представлено в инспекцию лишь 15.06.2005. По мнению инспекции, поскольку перечисленная в бюджет сумма налога признается фактически уплаченной только в случае ее отражения в налоговой декларации, а декларация и пакет документов представлены налогоплательщиком в июне 2005 года, то налог в размере 132933 руб. по товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь, необоснованно принят Кабычкиным С.В. к вычету в мае 2005 года.

Суд первой инстанции, отказывая инспекции в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что предприниматель представил в инспекцию все предусмотренные действующим законодательством документы, свидетельствующие о постановке на учет товара, ввезенного в режиме импорта в Российскую Федерацию из Белоруссии, и уплате суммы налога в мае 2005 года, а следовательно, правомерно применил вычеты по НДС.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены или изменения принятого по делу решения.

Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС и порядок реализации этого права установлены статьями 171-173 НК РФ.

Согласно названным нормам налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам в силу пункта 2 этой статьи подлежат и суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. При этом вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет этих товаров с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов. Согласно же пункту 2 статьи 173 НК РФ положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 НК РФ.

По смыслу названных норм право налогоплательщика на вычет и возмещение из бюджета НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, обусловлено фактами уплаты им сумм налога, начисленных таможенными органами в составе таможенных платежей, и оприходования товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации в соответствующих таможенных режимах, а правовое значение такого возмещения - компенсация реальных затрат налогоплательщика по уплате установленного законом налога.

Пункт 8 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (приложение к Соглашению от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг; далее - Положение) устанавливает, что суммы косвенных налогов, уплаченных по товарам, ввозимым с территории государства одной из сторон на территорию государства другой стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств сторон.

Факты оприходования ввезенного с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации товара и уплаты налога именно в мае 2005 года установлены судом, подтверждаются материалами дела и не оспариваются налоговым органом. Следовательно, предпринимателем соблюдены те условия, с которыми законодательство о налогах и сборах Российской Федерации связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС в связи с импортом товаров. Поскольку ничего иного в данном случае (ввоз товара с территории Республики Беларусь) законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит, то суд правильно сослался на обоснованность применения налогоплательщиком вычетов в спорном налоговом периоде в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской федерации.

Кассационной инстанцией не принимается довод инспекции о том, что "в случае с белорусским импортом для подтверждения уплаты НДС одной платежки недостаточно, организации, чтобы применить вычет, необходимо иметь еще два документа: заявление о ввозе товаров с отметкой инспекции об уплате налога; декларацию по НДС, в которой отражена начисленная к уплате сумма налога по импортированной продукции". Только при наличии этих дополнительных документов с проставленными на них отметками инспекции, по мнению налогового органа, у импортера возникает право на налоговые вычеты, которые он должен заявить в другой налоговой декларации и в другом налоговом периоде.

Поэтому в жалобе инспекция указывает на то, что налогоплательщик неправомерно предъявил НДС к вычету за май 2005 года (когда он был фактически перечислен в бюджет), поскольку заявление об уплате косвенных налогов подано в инспекцию только в июне 2005 года. По мнению налогового органа, право на вычеты возникает у налогоплательщика только в июне после подтверждения факта уплаты дополнительным документом (заявлением) с отметкой налогового органа.

В соответствии с пунктом 6 Положения налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

- заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами государств сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога;

- выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

- договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны;

- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны;

- налогоплательщики Республики Беларусь - счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа РФ; налогоплательщики РФ - товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.

Первый экземпляр заявления остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара.

Порядок проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Порядок) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь утвержден приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н, зарегистрированным в Минюсте России 1 марта 2005 года.

Согласно пункту 4 Порядка проставление на заявлениях отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (наличие освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации), производится налоговым органом при соответствии сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в соответствующей налоговой декларации и документах, представленных в соответствии с пунктом 6 раздела 1 Положения, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты представления в налоговый орган документов, указанных в пункте 2 Порядка.

Однако из этих норм не следует, что проверка налоговым органом указанного заявления является самостоятельным этапом осуществления проверки декларации, после проставления на котором в 10-дневный срок отметки инспекции возможно только проведение предусмотренных законом мероприятий налогового контроля и возникновение у налогоплательщика права заявить налоговые вычеты. По мнению кассационной инстанции, данное заявление является дополнительным документом налогового контроля за уплатой косвенных налогов при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, поскольку согласно пункту 1 Положения взимание налога по товарам, ввозимым на территорию государства одной стороны с территории государства другой стороны, осуществляется не таможенными органами, а налоговыми по месту постановки на учет налогоплательщика, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения. Поэтому представление такого заявления налогоплательщиком в налоговый орган не влечет изменения порядка применения налоговых вычетов, установленных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, подлежащего применению в силу пункта 8 Положения.

Тем более установленный законодательством о налогах и сборах Российской Федерации порядок применения налоговых вычетов по НДС по ввозимым с территории Республики Беларусь товарам, подлежащий применению в соответствии с пунктом 8 Положения к международному Соглашению, не может быть изменен на основании письма Федеральной налоговой службы. Следовательно, приведенная в жалобе позиция налогового органа не соответствует как положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, так и Соглашению от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

На основании вышеизложенного кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции, которым признано неправомерным привлечение Кабычкина С.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения и которым отказано инспекции в удовлетворении заявления о взыскании с ответчика штрафа, доначисленного НДС и начисленных пеней, является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.04.2006 по делу N А21-979/2006-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.А.Морозова

Судьи:
С.А.Ломакин
М.В.Пастухова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А21-979/2006-С1
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 06 сентября 2006

Поиск в тексте