• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2006 года Дело N А56-29928/2005


[Суд признал недействительным решение ИФНС об отказе в возмещении НДС, так как ИФНС не представлены доказательства наличия у налогоплательщика при заключении и исполнении сделок с контрагентами умысла, направленного на незаконное получение из бюджета сумм НДС, доказательства согласованных действий общества и его контрагентов, направленных на уклонение от уплаты налогов]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей: Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ладога" Лазуткиной О.В. (доверенность от 10.07.2006), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2006 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2006 (судьи: Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А56-29928/2005, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ладога" (далее - Общество, ООО "Ладога") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 01.02.2005 N 12-11/08283.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2006 заявленное Обществом требование удовлетворено.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2006 решение суда от 07.02.2006 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы ссылается на наличие обстоятельств, свидетельствующих, по его мнению, о недобросовестности Общества как налогоплательщика, о злоупотреблении им правом на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, что и послужило налоговому органу основанием для отказа Обществу в вычете налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом (определение от 12.09.2006 об отложении судебного разбирательства на 14.09.2006 направлено по факсу, а также доставлено нарочным - входящий штамп инспекции от 12.09.2006 N 25562), однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Общество на основании контракта от 28.08.2003 N 125SР осуществляло ввоз на таможенную территорию Российской Федерации приобретенных у иностранной компании "Аmаlbеrg LС GmbН" импортных товаров (строительных, хозяйственных и товаров народного потребления). При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации Общество уплачивало налог на добавленную стоимость.

По окончании налогового периода Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года, а 03.11.2004 - уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за тот же период. Согласно уточненной декларации сумма налога, полученного от покупателей, составила 85844 руб., а сумма налоговых вычетов - 344293 руб., в том числе 65115 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), приобретаемым на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и 279178 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению, составила 258449 руб.

Налоговый орган провел камеральную проверку декларации и приложенных к ней первичных бухгалтерских документов. По результатам проверки принято решение от 01.02.2005 N 12-11/08283, о доначислении Обществу 344293 руб. налога на добавленную стоимость. Одновременно налогоплательщику предложено уплатить 85844 руб. налога на добавленную стоимость за август 2004 года.

Отказывая Обществу в праве на вычет суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, налоговая инспекция исходила из наличия следующих обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности Общества:

- гражданин Тимофеев Д.Н., который при регистрации и постановке на налоговый учет ООО "Ладога" значится в качестве учредителя, руководителя и главного бухгалтера Общества, таковым не является, документы от имени организации не подписывал, никакого отношения к деятельности Общества не имеет, следовательно, сведения, представленные при государственной регистрации юридического лица, фиктивны. Это отражено в протоколе опроса названного лица. Следовательно, по мнению налоговой инспекции, Ежов Д.Д., назначенный на должность директора ООО "Ладога" решением учредителя Кистенева Н.В. от 07.06.2004 N 4, не является таковым;

- у налогоплательщика отсутствуют автотранспортные средства (не представлены договоры на перевозку товаров, товарно-транспортные накладные и иные документы, подтверждающие доставку товара российским покупателям), складские помещения (не доказан факт хранения товаров);

- покупатели импортируемых Обществом товаров (ООО "Спарта" и ООО "Сигма") являются недобросовестными налогоплательщиками: не находятся по юридическим адресам; не представляют налоговую отчетность;

- оплата за реализованный Обществом товар от российских покупателей поступает только в размере, необходимом для уплаты налога на добавленную стоимость на таможне. Перечисление покупателями денежных средств на счет Общества в банке в оплату товаров и оплата Обществом таможенных платежей производились в один операционный день, на начало и конец которого на счете Общества имелся незначительный остаток денежных средств;

- Общество имеет значительную кредиторскую задолженность перед иностранным поставщиком, а также дебиторскую задолженность российских покупателей импортируемых Обществом товаров.

Кроме того, налоговая инспекция сослалась на то, что в нарушение пункта 31 Инструкции "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)", утвержденной приказом Государственного таможенного комитета России от 21.07.2003 N 806, представленные налогоплательщиком грузовые таможенные декларации и коносаменты не имеют на оборотной стороне отметки "Ввоз подтвержден", заверенной оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица пограничной таможни. В представленных Обществом инвойсах, на которые имеются ссылки в названных грузовых таможенных декларациях, отсутствует подпись ООО "Ладога" о получении им товаров. Поскольку в коносаментах нет указания на то, что получателем товара является налогоплательщик, налоговая инспекция посчитала, что Общество предъявило к вычету суммы налога по товарам, по которым переход права собственности не подтвержден. То есть в нарушение требований статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиком не доказано наличие оснований для принятия на учет, а также фактическое принятие на учет ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров.

По мнению налоговой инспекции, счета-фактуры, составленные и выставленные ЗАО "Морское агентство "Гринвей" при оказании Обществу транспортно-экспедиционных услуг, оформлены с нарушением требований, установленных подпунктом 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ - не указан адрес грузополучателя. Следовательно, такие счета-фактуры не могут служить основанием для принятия к вычету (возмещения из бюджета) указанных в них сумм налога на добавленную стоимость.

Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя. Принимая такое решение, суды исходили из того, что Обществом соблюдены условия предъявления к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также поставщику товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость. Общество представило налоговому органу документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, подтверждающие налоговые вычеты. Недостоверность этих документов налоговый орган не доказал. Доводы налоговой инспекции о недобросовестности Общества как налогоплательщика также отклонены судами как недоказанные.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы налоговой инспекции и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по данному делу решения и постановления судов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ установлено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров, приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 НК РФ).

В статье 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов.

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Налоговые вычеты налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов (статьи 172 НК РФ).

Таким образом, право на предъявление налога на добавленную стоимость к вычету, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, а также на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию, возникает у налогоплательщика при соблюдении следующих условий:

- фактического приобретения товара, работ, услуг (ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации);

- подтверждения факта понесенных затрат по уплате сумм налога поставщикам (таможенным органам);

- принятия к учету приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (ввезенных на таможенную территорию товаров), подтвержденного соответствующими первичными документами;

- наличия оформленных в соответствии со статьей 169 НК РФ поставщиками товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации счетов-фактур.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные Обществом доказательства, подтвердили выполнение Обществом требований налогового законодательства для применения налоговых вычетов: спорные товары (работы, услуги) приобретены (ввезены) для перепродажи или совершения операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость; эти товары (работы, услуги) приняты к учету в установленном порядке на основании первичных документов; налог на добавленную стоимость по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам уплачен Обществом таможенным органам, а по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации - их поставщикам.

Этот вывод судов подтвержден материалами дела и кассационная инстанция не находит правовых оснований для его переоценки.

Факты ввоза иностранного товара на таможенную территорию Российской Федерации, уплаты налога на добавленную стоимость в составе таможенных платежей и принятия к учету ввезенного товара установлены судами и подтверждаются грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенных органов о выпуске товара в свободное обращение, платежными поручениями с отметками Балтийской таможни, подтверждающими факт поступления от Общества в бюджет денежных средств, перечисленных по этим платежным поручениям, карточкой счета 41 "Товары".

Доказательств, опровергающих достоверность представленных Обществом первичных документов, налоговый орган не представил, и в материалах дела их нет.

Ссылка налогового органа на отсутствие в грузовых таможенных декларациях отметки таможенного органа "Ввоз подтвержден", обоснованно не принята судами первой и апелляционной инстанций во внимание. В данном случае ООО "Ладога" осуществило ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме "выпуск для свободного обращения". Наличие в грузовых таможенных декларациях отметок Балтийской таможни "Выпуск разрешен" и подтверждение Обществом уплаты налога на добавленную стоимость в заявленной сумме в составе таможенных платежей, свидетельствуют о том, что товар по этим декларациям ввезен на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов.

Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 11 названного Кодекса выпуск товара - это действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом. В силу Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.08.2003 N 915, отметки о выпуске товаров в режиме "Выпуск для свободного обращения" (внутреннего потребления) проставляются в графе "Д" грузовой таможенной декларации путем проставления штампа "Выпуск разрешен".

Ввезенные импортные товары приняты Обществом к учету в установленном порядке.

Обществом выполнены и требования пункта 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. Согласно названному пункту при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в книге покупок регистрируется таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость.

Ссылка налоговой инспекции на направление Обществом денежных средств, полученных от покупателей ввезенных Обществом товаров, на исполнение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость на таможне обоснованно отклонена судами. Данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о согласованности действий участников операций купли-продажи товаров и наличии у них единственной цели - возмещения налога из бюджета.

Налоговым органом не оспаривается, что импортированные Обществом товары приобретены для их последующей перепродажи. Налогоплательщик представил в налоговый орган и суд документы, подтверждающие приобретение импортных товаров и их ввоз на территорию Российской Федерации в целях последующей реализации на территории Российской Федерации.

Судами правомерно не принят во внимание и довод налоговой инспекции о наличии у Общества кредиторской задолженности перед иностранным поставщиком и дебиторской задолженности российских покупателей. Суды обоснованно признали, что перечисленные факты - исходя из норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации - сами по себе не влияют на право налогоплательщика на налоговые вычеты и возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, приобретенных для последующей перепродажи.

Отсутствие складов для хранения груза и транспортных средств для его транспортировки на балансе Общества объясняется наличием заключенного им с ЗАО "Морское агентство "Гринвей" договора от 01.05.2004 N ТЭ-02/05 на оказание транспортно-экспедиционных услуг (л.д.39-42). Наличие такого договора позволяет налогоплательщику осуществлять реализацию ввезенного импортного товара при отсутствии складов и транспортных средств, исключить расходы, связанные с содержанием названных основных средств.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Ладога" представило в налоговый орган в подтверждение права на вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного ЗАО "Морское агентство "Гринвей", все необходимые документы, в том числе: договор от 01.05.2004 N ТЭ-02/05, акты выполненных работ (оказанных услуг), платежные документы, а также счета-фактуры, которые оформлены в соответствии с требованиями пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Документы оценены судами и признаны надлежаще оформленными.

Таким образом, Обществом выполнены требования налогового законодательства для применения налоговых вычетов, указанных в уточненной налоговой декларации за август 2004 года.

Кассационная инстанция считает обоснованным отклонение судами довода налогового органа о недобросовестности Общества как налогоплательщика.

В случаях, когда налоговый орган отказывает лицу в праве на вычет налога на добавленную стоимость по мотиву его недобросовестности как налогоплательщика, он обязан доказать именно недобросовестность в его действиях, а не ограничиваться формальным перечислением каких-либо фактов.

Налоговым органом не представлены доказательства наличия у налогоплательщика при заключении и исполнении сделок с контрагентами (поставщиками и покупателями) умысла, направленного на незаконное получение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, доказательства согласованных действий Общества и его контрагентов, направленных на уклонение от уплаты налогов.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2005 по делу N А56-10304/05, в ходе рассмотрения которого исследовался вопрос о признании недействительной регистрации ООО "Ладога" в связи с заявлением Тимофеева Д.Н. о том, что он не имеет отношения к созданию и регистрации названного Общества, подтверждено, что ООО "Ладога" создано с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации. Тимофеев Д.Н. являлся учредителем и руководителем ООО "Ладога", а впоследствии он продал 100% доли в уставном капитале Кистеневу Н.В., который назначил директором Общества Ежова Д.Д.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права судами не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2006 по делу N А56-29928/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

     Председательствующий
Н.Г.Кузнецова

Судьи:
Т.В.Клирикова
Л.А.Самсонова

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А56-29928/2005
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 14 сентября 2006

Поиск в тексте