• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2006 года Дело N Ф09-9497/06-С4


[Признавая незаконными действия налоговой инспекции по отказу в принятии ликвидационного баланса и возлагая на нее обязанность по принятию ликвидационного баланса больницы и выдаче свидетельства о ликвидации, суд указал на соблюдение больницей установленного законом порядка ликвидации юридического лица и отсутствие у нее правовых оснований по включению сумм задолженности, указанных в требовании об уплате налога, в промежуточный баланс, поскольку данные требования предъявлены должнику по истечении двухмесячного срока и подлежат удовлетворению за счет имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - управление) на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2006 по делу N А60-4063/06 по заявлению государственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на ст.Серов Свердловской железной дороги" (далее -больница) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области (далее - инспекция), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица управления, о признании незаконными действий инспекции по отказу в принятии ликвидационного баланса и возложении на инспекцию обязанности по принятию ликвидационного баланса больницы и выдаче свидетельства о ее ликвидации, а также о признании недействительным требования инспекции N 6570 об уплате налога по состоянию на 13.09.2005.

В судебном заседании приняли участие представители: управления - Пушкарева М.В. (доверенность от 23.10.2006 N 5); инспекции - Гостюхина А.В. (доверенность от 09.06.2006 N 34-юр).

Представители больницы, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Больница обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица управления, о признании незаконными действий инспекции по отказу в принятии ликвидационного баланса и возложении на инспекцию обязанности по принятию ликвидационного баланса больницы и выдаче свидетельства о ее ликвидации, а также о признании недействительным требования инспекции N 6570 об уплате налога по состоянию на 13.09.2005.

Решением суда первой инстанции от 13.04.2006 (судья ...) заявление удовлетворенно в части признания незаконными действий инспекции по отказу в принятии ликвидационного баланса больницы. На инспекцию возложена обязанность по принятию ликвидационного баланса больницы и вынесению решения по заявлению о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с учетом принятого ликвидационного баланса. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.07.2006 (судьи: ...) решение отменено. В удовлетворении заявления отказано.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанное постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, поскольку больницей соблюден установленный ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица, а инспекцией нарушены требования ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном ст.ст.274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.04.2005 N 366-р принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений здравоохранения, имущество которых внесено в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", по перечню согласно приложению. В данный перечень включена и больница.

Инспекцией внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации больницы (свидетельство от 06.06.2005 N серии 66 N 001895022).

Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 10.06.2005 N 27 утвержден состав ликвидационной комиссии больницы.

Ликвидационной комиссией в журнале "Вестник государственной регистрации" от 15.06.2005 N 21 помещена публикация о ликвидации больницы и установлен двухмесячный срок с момента публикации для предъявления требований кредиторов.

По истечении данного срока ликвидационной комиссией составлен промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 15.08.2005, который представлен в инспекцию. Инспекцией внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (свидетельство от 16.11.2005 серии 66 N 002407296).

Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки направлено требование N 6570 об уплате налога по состоянию на 13.09.2005, согласно которому больнице предложено уплатить в срок до 24.09.2005 налоги в общей сумме 604073 руб. 61 коп. и пени в общей сумме 302742 руб. 08 коп. В требовании справочно указана общая сумма задолженности больницы по платежам в бюджет 8998264 руб. 73 коп.

23.12.2005 в инспекцию представлен для согласования ликвидационный баланс больницы по состоянию на 01.12.2005.

Письмом от 30.12.2005 N 10432 инспекция отказала в согласовании ликвидационного баланса в связи с нарушением больницей предусмотренного ст.ст.61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядка ликвидации юридического лица и требований ст.49 Налогового кодекса Российской Федерации.

Считая данные действия инспекции незаконными, а ее требование об уплате налога недействительным, больница обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Признавая незаконными действия инспекции по отказу в принятии ликвидационного баланса и возлагая на нее обязанность по принятию ликвидационного баланса больницы и выдаче свидетельства о ликвидации, суд первой инстанции указал на соблюдение больницей установленного законом порядка ликвидации юридического лица и отсутствие у нее правовых оснований по включению сумм задолженности, указанных в требовании об уплате налога, в промежуточный баланс, поскольку данные требования предъявлены должнику по истечении двухмесячного срока и подлежат удовлетворению за счет имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Отказывая в признании недействительным оспариваемого требования инспекции об уплате налога, суд первой инстанции сослался на пропуск больницей предусмотренного ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отменяя решение и отказывая больнице в удовлетворении ее требований, суд апелляционной инстанции установил, что инспекция отказала в согласовании ликвидационного баланса, в то время как предметом спора является признание незаконными ее действий по отказу в принятии ликвидационного баланса. Таким образом, отказ в принятии ликвидационного баланса отсутствовал, а также больницей не указано, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствуют действия инспекции, нарушающие права и законные интересы больницы.

Однако судом апелляционной инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п.2 названной статьи Закона после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В настоящем споре 15.08.2005 истекает срок для предъявления требований кредиторами, в то время как требование N 6570 об уплате налога по состоянию на 13.09.2005 получено больницей после истечения этого срока. Таким образом, суммы налогов и пеней, предъявленные инспекцией к уплате в данном требовании, правомерно не включены больницей в промежуточный ликвидационный баланс, составленный по состоянию на 15.08.2005.

В силу п.п.4 и 5 той же статьи Закона выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.

Поскольку при составлении ликвидационного баланса ликвидационной комиссией больницы требования закона нарушены не были, правовые основания для его возврата и вынесения решения об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением больницей ликвидационного баланса у инспекции отсутствовали.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал действия инспекции незаконными и возложил на нее обязанность по принятию ликвидационного баланса больницы и вынесению решения по заявлению о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с учетом принятого ликвидационного баланса.

Кроме того, в соответствии с п.5 ст.64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Доказательств того, что больницей не удовлетворено требование инспекции как кредитора по уплате в бюджет налогов в общей сумме 604073 руб. 61 коп. и пеней в общей сумме 302742 руб. 08 коп. до составления ликвидационного баланса, инспекцией не представлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2006 по делу N А60-4063/06 отменить.

Решение суда первой инстанции от 13.04.2006 оставить в силе.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А60-4063/06
Ф09-9497/06-С4
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 25 октября 2006

Поиск в тексте