ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/3104


[Требования о взыскании расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением гражданам скидки по оплате зубного протезирования, удовлетворены за счет казны РФ в лице Минфина РФ в связи с неисполнением Российской Федерацией в полном объеме установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъекта Федерации и муниципального образования средств для компенсации спорных расходов]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - юрисконсульт, по доверенности б/н от 10.01.2006, Подзирей А.Ю.; от ответчика: от Финансового депатамента - консультант отделения, по доверенности N 04-02/2601 от 01.12.2005, Фадеева Е.А.; от Министерства финансов РФ - гл. специалист, по доверенности N 1557 от 31.01.2006 Бертина Н.В.; от третьего лица - представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 28.02.2006, постановление от 04.05.2006 по делу N А73-15788/2005-30 (АИ-1/495/06-7) Арбитражного суда Хабаровского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ..., в апелляционной инстанции судьи: ..., по иску ГОУ "ДПО "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения" к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г.Хабаровска о взыскании 120609 рублей, установил:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт усовершенствования квалификации специалистов здравоохранения" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 120609 руб. расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в 2002 году гражданам, проживающим в г.Хабаровске, льготной скидки по оплате зубного протезирования, предусмотренной ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.91, ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.95.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, к участию в деле привлечены Министерство финансов Хабаровского края и Финансовый департамент администрации г.Хабаровска, которые затем привлечены в качестве соответчиков по делу с соглашения истца.

До рассмотрения спора по существу истец заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 45795 руб., отказавшись от требований взыскания выпадающих доходов от предоставления льгот по ФЗ "О ветеранах" в сумме 74814 руб.

Решением суда от 28.02.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2006, требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет казны РФ в лице Минфина РФ. В иске к Минфину Хабаровского края, Финансовому департаменту г.Хабаровска отказано.

Судебные акты мотивированы неисполнением Российской Федерацией в полном объеме установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъекта Федерации и муниципального образования средств для компенсации спорных расходов.

Законность решения и постановления суда проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он просит их отменить как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, в иске к Российской Федерации истцу отказать.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих расходные полномочия по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным гражданам.

По мнению заявителя, федеральные органы исполнительной власти в полном объеме исполнили свои полномочия, предусмотрев в федеральном бюджете ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", целевые субвенции.

Установленным во исполнение ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.94 порядком предоставления льгот, предусмотрено их предоставление за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, ГОУ "ДПО "Институт усовершенствования квалификации специалистов здравоохранения" на основании заключенного с администрацией г.Хабаровска соглашения N 4/7 от 21.01.2003 оказывало гражданам в декабре 2002 года за счет собственных средств услуги по зубопротезированию, предоставляя в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" льготу в виде 100% скидки жителям г.Хабаровска, подпадающим под действие этого закона.

В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 45795 рублей на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.

Факт предоставления истцом льгот по оплате услуг зубопротезирования в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" подтверждается актами сверки взаиморасчетов и не оспаривается ответчиками.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Согласно ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" оказание квалифицированной медицинской помощи реабилитированным гражданам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях.

В статьях 16, 17 вышеназванного Закона сказано, что финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими и иными средствами реабилитации, то есть изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также иных протезных изделий, кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ N 419 от 03.05.94 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, пунктом 14 которого предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот вышеуказанным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.

Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусматривается возложение на субъект РФ ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Статьями 12, 132 Конституции РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что передача отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.

Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" на возмещение льгот, предусмотренных ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" утверждено в Фонде компенсаций 1259800000 руб., из них Хабаровскому краю поступило 25035600 руб. Доказательств нецелевого использования поступивших средств в деле не имеется.

Однако, приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2002 N 69н "О введении отчетности по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" из формы отчетности (2-р), на основании которой производится компенсация расходов из федерального бюджета, исключены расходы на изготовление и ремонт зубных протезов, в связи с чем в бюджете г.Хабаровска на компенсацию расходов по предоставлению льгот по зубопротезированию реабилитированным гражданам в 2002 году не предусматривались.

Ввиду того, что компенсация расходов истца не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов органами власти Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края правомерно возместил истцу убытки в сумме 45795 рублей за счет казны Российской Федерации.

Поскольку решение от 28.02.2006 и постановление от 04.05.2006 приняты судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами, и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 28.02.2006 и постановление апелляционной инстанции от 09.05.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-15788/2005-30 (АИ-1/495/06-7) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2006 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2006 года.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

     Текст документа сверен по:
рассылка