ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2006 года Дело N А66-15407/2005


[Суд отказал в удовлетворении заявления ИФНС о взыскании с учреждения задолженности и пеней по земельному налогу, а также штрафа по п.1 ст.122 НК РФ, т.к. учреждение правомерно применило льготу, установленную п.14 ст.12 Закона РФ "О плате за землю"]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кочеровой Л.И., судей: Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В., рассмотрев 02.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение от 21.03.2006 (судья Бажан О.М) и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 (судьи: Рощина С.Е., Владимирова Г.А., Голубева Л.Ю.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-15407/2005, установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" (далее - учреждение) 2972914,50 руб. задолженности по земельному налогу за 2003, 2004 годы, 1825314 руб. пеней и 3894623 руб. штрафа, начисленного за неуплату земельного налога на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.

Решением суда от 21.03.2006 в удовлетворении заявленных инспекцией требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2006 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное толкование судом положений пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон РФ "О плате за землю"). По мнению налогового органа, учреждение неправомерно применило предусмотренную пунктом 14 статьи 12 названного Закона льготу по налогу за земли, занятые территориальными дорогами, поскольку учреждение не является органом государственной власти.

Жалоба рассмотрена без участия представителей учреждения и инспекции, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки представленных учреждением уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2003, 2004 годы по Удомельскому, Фировскому, Бологовскому и Вышневолоцкому районам, инспекцией установлено необоснованное применение налогоплательщиком льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю".

По результатам проверки названных деклараций налоговый орган принял решение от 15.08.2005 N 925 о доначислении учреждению 19473116 руб. земельного налога, пеней, а также привлек налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 3894623 руб. штрафа. В адрес налогоплательщика инспекция направила требования об уплате налога пеней и штрафа. Требования инспекции исполнены частично. Задолженность по земельном налогу составила 2972914,5 руб. (по подразделению в Фировском районе), по пеням - 1825314 руб. и по штрафу - 3894623 руб., в связи с чем инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения этих сумм.

Отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что учреждение, являясь специально уполномоченным органом, наделено функциями государственного органа управления дорожным хозяйством по управлению автомобильными дорогами общего пользования, в связи с чем имеет право на применение льготы по земельному налогу, установленной пунктом 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю".

Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.

В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.

Согласно статье 1 Закона Тверской области "О схеме управления Тверской областью" от 28.02.2002 N 12-ОЗ-3 (далее - Закон от 28.02.2002 N 12-ОЗ-3) к органам управления Тверской областью относятся органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области, наделенные отдельными функциями государственного управления и обеспечивающие деятельность органов государственной власти Тверской области, а также органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и муниципальные учреждения Тверской области, наделенные отдельными управленческими функциями.

В соответствии со статьей 5 названного Закона к исполнительным органам государственной власти Тверской области относятся администрация Тверской области, областные исполнительные органы государственной власти Тверской области и территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области.

В статье 14 Областного закона указано, что территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области - органы специальной компетенции, осуществляющие в городах, районах и иных территориях Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных (подведомственных) отраслях и сферах государственного управления.

Территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области находятся в подчинении администрации Тверской области либо соответствующих областных исполнительных органов государственной власти Тверской области.

Согласно пункту 1.2 устава государственного учреждения "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области", утвержденного постановлением главы администрации Тверской области от 19.03.2002 N 78-па (далее - Устав), Дирекция является юридическим лицом - государственным учреждением с наделением его функциями государственного органа управления дорожным хозяйством Тверской области. Из раздела 2 Устава следует, что учреждение осуществляет совокупность функций по управлению автомобильными дорогами общего пользования и целью его деятельности является реализация государственной политики в дорожном хозяйстве. Поэтому вывод инспекции о том, что налогоплательщик не относится к органам государственной власти и управления, является необоснованным.

При таких обстоятельствах следует признать, что спорные земли предоставлены органу государственного управления в пользование для обеспечения надлежащего состояния автомобильных дорог общего пользования, то есть для деятельности, осуществляемой им в соответствии с положением об этом государственном органе. Следовательно, учреждение правомерно применило льготу, установленную пунктом 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю".

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 21.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-15407/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
Л.И.Кочерова

Судьи:
Н.Н.Малышева
Д.В.Хохлов

Текст документа сверен по:

рассылка