• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2006 года Дело N Ф03-А51/06-1/3118


[Иск о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг теплоснабжения, удовлетворен за счет казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись в недостаточном объеме]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - юрист, по доверенности N 71/1022Д от 03.10.2005 - Кудрявцева З.Е.; от ответчика - представители не явились, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 06.04.2006, постановление от 19.06.2006 по делу N А51-282/06 7-10 Арбитражного суда Приморского края, дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья ...; в апелляционной инстанции - судьи: ..., по иску закрытого акционерного общества "ЛуТЭК" к администрации Пожарского муниципального района, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 187403 руб. 95 коп., установил:

Закрытое акционерное общество "ЛуТЭК" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Пожарского муниципального района, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 187403 рублей 95 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением с января по ноябрь 2004 года льгот по оплате услуг теплоснабжения гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".

Решением суда от 06.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.06.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись в недостаточном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности, а следовательно, не доказал возникновение обязательства Российской Федерации по возмещению расходов истца.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, по его утверждению, предусмотрен порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", согласно которого расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований и другими получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам. Поэтому ответственность за несоблюдение установленного порядка возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и других получателей бюджетных средств, осуществляющих расходование субсидий.

По мнению заявителя жалобы, на Министерство финансов РФ возложено лишь исполнение бюджета в рамках бюджетной росписи, а не определение объема средств к утверждению в бюджете на исполнение указанного Закона. Кроме того, заявитель оспаривает размер заявленных требований, как неподтвержденный первичными документами учета предоставленных льгот, а также правомерность включения в сумму иска налога на добавленную стоимость.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ЗАО "ЛуТЭК" в 2004 году на основании договора от 15.10.2003 N 2/77, заключенного с администрацией МО Пожарский район, и в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов РФ" предоставило гражданам, имеющим согласно названного Закона право на 50% скидку, льготы по оплате тепловой энергии.

В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 187403 рублей 95 копеек, не возмещенный государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения в суд с настоящим иском.

Суд, удовлетворяя требования истца за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ, правильно применил законодательство, предусматривающее данные льготы и источник их финансирования.

Так право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 50% имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.95 N 181-ФЗ.

Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.

Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.96 (п.16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.

Указанное постановление также не называет источник финансирования этих льгот.

Вместе с тем постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

В соответствии с п.4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который определяет правила предоставления и расходования в 2001 году субсидий, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Действие указанного порядка продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80.

Согласно указанному порядку расходование предоставленных субсидий осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также их учреждениями, и других получателями бюджетных средств на выплату денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" бюджету Приморского края из Фонда компенсации выделено 368303,0 тыс.руб. в виде субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, которые Законом Приморского края "О краевом бюджете 2004 год" полностью распределены в бюджеты муниципальных образований, в том числе в бюджет Пожарского муниципального района - в сумме 7515 тыс.руб. Полученные из краевого бюджета целевые средства администрацией района в полном объеме были распределены между организациями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

Однако денежных средств оказалось недостаточно для компенсации предоставленных льгот.

Доказательств нецелевого использования субъектом и муниципальным образованием федеральных средств в деле не имеется.

При указанных обстоятельствах отсутствия достаточных средств в бюджетах края и муниципального образования для финансирования жилищно-коммунальных льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" суд правомерно, на основании статей 16, 1069 ГК РФ, возложил убытки истца на казну РФ в лице Министерства финансов РФ.

Все остальные доводы кассационной жалобы были предметом исследования в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 06.04.2006 и постановление от 19.06.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-282/06 7-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Резолютивная часть постановления от 22.08.2006.

Полный текст постановления изготовлен 25.08.2006.

     Председательствующий
      ...

      Судьи
      ...

     Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А51-282/06
Ф03-А51/06-1/3118
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
Дата принятия: 25 августа 2006

Поиск в тексте