ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2006 года Дело N А43-47426/2005-22-1242


[В иске о возмещении убытков, возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате содержания жилья и коммунальных услуг на основании ФЗ 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" отказано, поскольку основания для взыскания убытков с казны субъекта Федерации отсутствуют в связи с тем, что  взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, а от требований к Министерству финансов Российской Федерации истец заявил отказ]

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Прониной С.А., судей Отдельной Л.И., Синякиной Т.В. при участии представителей от истца: Корнилова А.В. по доверенности от 04.04.2006, от ответчиков: Ионовой Ж.А. по доверенности от 30.12.2005, Евсеевой Н.А. по доверенности от 30.12.2005, Цыгановой И.Г. по доверенности от 03.02.2006 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Нижегородской области, на решение от 25.04.2006 по делу N А43-47426/2005-22-1242 Арбитражного суда Нижегородской области, принятое судьей Корнеевой Л.А., по иску муниципального жилищно-коммунального учреждения "Дирекция единого заказчика" Приокского района, Нижний Новгород, к Министерству финансов Нижегородской области, Департаменту социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, Управлению социальной защиты населения Приокского района, Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Нижнего Новгорода, администрация Приокского района, правительство Нижегородской области, о взыскании 10 136 912 рублей 41 копейки и установил:

муниципальное жилищно-коммунальное учреждение "Дирекция единого заказчика" Приокского района (далее - МЖКУ "ДЕЗ") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Нижегородской области о возмещении 10 136 912 рублей 41 копейки убытков, возникших вследствие предоставления в 2003 - 2005 годах отдельным категориям граждан льгот по оплате содержания жилья и коммунальных услуг на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон "О ветеранах").

Определением от 06.02.2006 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, Управление социальной защиты населения Приокского района (далее - Управление) и Министерство финансов Российской Федерации.

До принятия решения истец в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер иска до 9 855 564 рублей 91 копейки, исключив из суммы требований убытки за 2005 год, и отказался от требований к Министерству финансов Российской Федерации.

Определением от 02.03.2006 производство по иску МЖКУ "ДЕЗ" к Министерству финансов Российской Федерации прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением от 25.04.2006 суд взыскал с Министерства финансов Нижегородской области за счет казны Нижегородской области 9 423 585 рублей 84 копейки убытков, исключив из них сумму налога на добавленную стоимость. В иске к Департаменту социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области и Управлению отказал. При этом суд руководствовался пунктом 1 статьи 10 Закона "О ветеранах" и статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Нижегородской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать МЖКУ "ДЕЗ" в иске к Министерству финансов Нижегородской области.

Лицо, подавшее жалобу, считает, что при определении источника финансирования льгот суду следовало применить пункт 2 статьи 10 Закона "О ветеранах", из содержания которого следует, что в конечном итоге расходы возмещаются из федерального бюджета.

Заявитель указывает, что суд не учел противоречие подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Закона "О ветеранах" принятому позднее Бюджетному кодексу Российской Федерации. Принцип самостоятельности бюджетов, предусмотренный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляет право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов. Суд не применил пункт 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2005), согласно которому распределение и закрепление между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов, связанных с обеспечением социальной защиты населения, производится по согласованию между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данная правовая норма означает добровольность принятия субъектом Российской Федерации бюджетных обязательств по финансированию из бюджета субъекта Российской Федерации расходов в сфере социальной защиты населения, в том числе льгот населению.

Министерство финансов Нижегородской области оспаривает выводы суда о бездействии субъекта Российской Федерации в исполнении обязательств по компенсации затрат ветеранам. Ответчик обращает внимание на то, что расходы на реализацию федеральных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам в составе расходов федерального бюджета в Федеральных законах о федеральном бюджете на 2003, 2004 годы не утверждались, компенсация затрат, понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации, в том числе Нижегородской области, не предусматривалась. В этих условиях Нижегородская область добровольно приняла на себя бюджетные обязательства и исполнила их в пределах своих финансовых возможностей. Исходя из изложенного, Министерство финансов Нижегородской области считает, что исковые требования подлежат возмещению за счет федерального бюджета.

Законность решения от 25.04.2006 Арбитражного суда Нижегородской области по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании суда кассационной инстанции представители заявителя жалобы поддержали изложенные в ней доводы.

МЖКУ "ДЕЗ", Министерство финансов Российской Федерации в отзывах и устно в судебном заседании, а администрация города Нижнего Новгорода в отзыве отклонили жалобу и просили оставить решение в силе, считая его законным и обоснованным.

Правительство Нижегородской области в отзыве поддержало доводы, изложенные в жалобе.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассмотрено в их отсутствие.

По ходатайству Министерства финансов Российской Федерации рассмотрение дела по жалобе откладывалось на 22.08.2006.

Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, суд округа установил следующее.

МЖКУ "ДЕЗ" на основании договоров от 24.02.2003 N 3 и от 13.02.2004 N 3, заключенных с Управлением, предоставляло в 2003 - 2004 годах гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные Законом "О ветеранах".

В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать с ответчиков 9 423 585 рублей 84 копейки (без налога на добавленную стоимость).

Удовлетворяя иск за счет казны Нижегородской области, суд исходил из правил пункта 1 статьи 10 Закона "О ветеранах", согласно которому расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплате коммунальных услуг, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 названной нормы предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение. Таким образом, источником финансирования льгот законом определен федеральный бюджет.

Порядок возмещения субъектам Российской Федерации расходов на реализацию льгот ветеранам Правительством Российской Федерации не определен.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

По утверждению Министерства финансов Нижегородской области, не оспоренному Министерством финансов Российской Федерации, денежные средства на возмещение расходов по предоставлению ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в спорный период из федерального бюджета не выделялись.

При таких условиях основания для взыскания убытков с казны Нижегородской области отсутствуют. Решение в этой части подлежит отмене.

Истец заявил отказ от требований к Министерству финансов Российской Федерации. Данный отказ от иска не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит закону. Поэтому, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно прекратил производство по делу в отношении названного ответчика.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 2 части 1), 288 (пунктом 1 части 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение от 25.04.2006 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-47426/2005-22-1242 в части удовлетворения иска отменить. В иске к Министерству финансов Нижегородской области, Департаменту социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области, Управлению социальной защиты населения Приокского района Нижнего Новгорода отказать. В части прекращения производства по делу в отношении Министерства финансов Российской Федерации решение оставить без изменения.

Арбитражному суду Нижегородской области в соответствии со статьями 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести поворот исполнения решения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     С.А. Пронина

     Судьи
   Л.И. Отдельная
 Т.В. Синякина

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка