АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 31 октября 2006 года Дело N А40-32227/06-2-112


[Заявителем в январе 2006 года в адрес ТУ Росимущества были направлены отчеты об оценке рыночной стоимости имущества должника, выполненные с учетом предшествующего отрицательного экспертного заключения Росимущества, т.о., отсутствие экспертного заключения по отчетам на момент рассмотрения дела в суде нарушает права истца, поскольку препятствует проведению процедуры банкротства и влечет дополнительные имущественные издержки, бездействие ТУ Росимущества не соответствует требованиям ст.130 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", приказу Росимущества N 134 от 03.05.2005, в связи с чем признается незаконным в судебном порядке]


Резолютивная часть объявлена 30 октября 2006 года.

Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2006 года.

Арбитражный суд г.Москвы рассмотрел дело по заявлению ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" к ответчику: Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г.Москве, 3-е лицо: Росимущество, о признании незаконным бездействия, установил:

Конкурсный управляющий ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г.Москве, выразившееся в уклонении от выдачи экспертных заключений по отчетам об оценке рыночной стоимости имущества ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" N 11РН-024/05 от 09.11.2005, 11РН-025/05 от 01.11.2005, 11РН-026/05 от 09.11.2005, выполненным ЗАО "Центр развития промышленных технологий и безопасности предприятий САФЕТИ", незаконным. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г.Москве выдать ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" экспертные заключения по отчетам об оценке рыночной стоимости имущества N 11РН-024/05 от 09.11.2005 11РН-025/05 от 01.11.2005, 11РН-026/05 от 09.11.2005, выполненным ЗАО "Центр развития промышленных технологий и безопасности предприятий САФЕТИ".

В обоснование требований заявитель указал на следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25 мая 2004 года по делу N А40-35373/03-123-25Б ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства.

27 января 2006 года ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" в адрес ТУ ФАУФИ по г.Москве в целях получения заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке были направлены отчеты об оценке имущества предприятия-должника, выполненные ЗАО "Центр развития промышленных технологий и безопасности предприятий САФЕТИ", а именно: отчет об оценке 11РН-024/05 от 09.11.2005 на 276 листах, отчет об оценке N 11РН-025/05 от 01.11.2005 на 170 листах, отчет об оценке 11РН-026/05 от 09.11.2005 на 147 листах, что подтверждается соответствующим штампом на сопроводительном письме (исх. N 3 от 27.01.2006).

В соответствии с п.2 ст.130 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 имущество должника - унитарного предприятия, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.

Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных ФЗ "Об акционерных обществах" и "О несостоятельности (банкротстве)".

Аналогичные полномочия предусмотрены приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 03.05.2005 N 134 "Об утверждении порядка организации экспертизы отчетов об оценке и определении полномочий территориальных органов агентства по оформлению заключений государственного финансового контрольного органа и актов проверки соблюдения лицензионных требований и условий".

В соответствии с п.6 приказа от 03.05.2005 N 134 территориальные органы Росимущества наделены полномочиями по осуществлению функций государственного финансового контрольного органа.

В соответствии с п.3.2 приказа от 03.05.2005 N 134 экспертиза отчета об оценке проводится в срок не более 30 рабочих дней с даты поступления отчета об оценке в Управление учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования. Следовательно, экспертное заключение должно быть выдано заявителю не позднее 15 марта 2006 года.

Заявитель до настоящего времени заключение государственного финансового контрольного органа не получил.

ТУ Росимущества по г.Москве по заявлению возражает, ссылаясь на то, что письмом Территориального управления от 24 мая 2006 года N 30-9/5668 истец был уведомлен, что в Территориальное управление поступило отрицательное экспертное заключение от 12 декабря 2005 года N 09-2э/1108 на вышеуказанные отчеты, выполненное отделом оценки Управления учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Отчеты были направлены истцу на доработку для устранения недостатков.

Первоначально вышеуказанные отчеты истцом были направлены в Росимущество, проведение экспертизы по данным отчетам Территориальным управлением не представляется возможным. Истцу было предложено, в дальнейшем, исправленные и доработанные отчеты направлять в Росимущество, которое проводило экспертизу и дало экспертное заключение по вышеуказанным отчетам.

Росимущество, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, отзыв не представило. Дело рассмотрено без участия Росимущества в соответствии со ст.156 АПК РФ.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из представленных материалов, 27 января 2006 года ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" в адрес ТУ ФАУФИ по г.Москве в целях получения заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке были направлены отчеты об оценке имущества предприятия-должника, выполненные ЗАО "Центр развития промышленных технологий и безопасности предприятий САФЕТИ", а именно: отчет об оценке 11РН-024/05 от 09.11.2005 на 276 листах, отчет об оценке N 11РН-025/05 от 01.11.2005 на 170 листах, отчет об оценке 11РН-026/05 от 09.11.2005 на 147 листах, что подтверждается соответствующим штампом на сопроводительном письме (исх. N 3 от 27.01.2006).

В соответствии с п.2 ст.130 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 имущество должника - унитарного предприятия, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.

Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных ФЗ "Об акционерных обществах" и "О несостоятельности (банкротстве)".

Приказом Росимущества N 134 от 03.05.2004* (в редакции приказа от 30.12.2005 N 390) утвержден порядок организации экспертизы отчетов об оценке и определении полномочий территориальных органов агентства по оформлению заключений государственного финансового контрольного органа и актов проверки соблюдения лицензионных требований и условий.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "...от 03.05.2005" - Примечание "КОДЕКС".

    

Пунктом 2 приказа установлено структурным подразделениям Росимущества и его территориальным органам при экспертизе отчетов об оценке актов оценки руководствоваться прилагаемым порядком.

Пунктом 4 установлено, что при совершении сделок с федеральным имуществом в случае принятия решения о совершении сделки Территориальным управлением Росимущества экспертиза отчетов об оценке проводится Территориальным управлением Росимущества. В случае принятия решения о совершении сделки Росимуществом экспертиза отчетов об оценке проводится Управлением учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования Росимущества.

В соответствии с п.п.5, 6 приказа к исключительной компетенции Росимущества относится осуществление полномочий государственного финансового контрольного органа в следующих случаях: совершения сделок с акциями; совершения сделок с имуществом федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации. Наделить территориальные органы Росимущества полномочиями по осуществлению функций государственного финансового контрольного органа.

Таким образом, ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" в соответствии с требованиями приказа Росимущества N 134 от 03.05.2005 (в редакции приказа от 30.12.2005 N 390) обратилось в ТУ Росимущества по г.Москве.

Как следует из представленных заявителем материалов, кредиторская задолженность ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" согласно реестра требований кредиторов составляет 266419584,02 рубля.

Основным кредитором ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" является УФНС по г.Москва по задолженности треста по обязательным платежам в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и муниципальный бюджет сумма требований УФНС составляет 98,6% от суммы всех требований, внесенных в реестр.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьями 111 и 130 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и "Стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 519 ГУП СМТ "Мосметрореконструкция" представило в ТУ Росимущества по г.Москве на согласование пакет документов для выдачи экспертных заключений по отчетам.

Ответчиком не приняты документы к рассмотрению и возвращены конкурсному управляющему ГУП СМТ "Мосметрорекоснтрукция" письмом исх. N 30-9/5668 от 24.05.2006 (л.д.44).

Требования заявителя признаются правомерными по следующим основаниям.

В соответствии со ст.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" и Положением о ФАУФИ (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 года N 691) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения). Росимущество и его территориальные управления составляют единую систему органов государственной власти и управления, выполняющую единые для этой системы задачи в этой сфере государственного финансового контроля.

Заявитель, заинтересованный в экспертизе отчета об оценке, вправе обратиться как в центральный аппарат Росимущества, так и в территориальное подразделение по месту своего нахождения. Независимо от адресата экспертиза отчета должна быть проведена и экспертное заключение направлено заявителю Росимуществом или его территориальным органом (пункт 5.7 Порядка организации экспертизы отчетов об оценке, приказ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 3 мая 2005 года N 134).

Направление в ноябре 2005 года отчета на экспертизу в Росимущество не является препятствием для проведения экспертизы в 2006 году Территориальным управлением ФАУФИ по г.Москве.

Письмо от 24 мая 2006 года не является экспертным заключением, которое обязан выдать государственный финансовый контрольный орган, а по существу выражает отказ в выдаче такого заключения по мотивам невозможности проведения экспертизы. Ни законодательные акты, ни нормативные документы Росимущества не допускают возможности отказа в выдаче экспертного заключения по представленным правообладателям отчетам об оценке. Отрицательное заключение также не выдавалось.

В судебном заседании заявителем дано пояснение, что в январе 2006 года в адрес ТУ Росимущества по г.Москве были направлены отчеты об оценке, выполненные с учетом предшествующего отрицательного экспертного заключения Росимущества, что может быть подтверждено сопоставлением содержания отчетов и их объема - количества страниц. Отсутствие до настоящего времени экспертного заключения по отчетам нарушает права истца, поскольку препятствует проведению процедуры банкротства и влечет дополнительные имущественные издержки.

Доводы заявителя ответчиком в судебном заседании не опровергнуты документально, в письменных объяснениях правовая позиция ТУ Росимущества не изложена.

С учетом изложенного, бездействие ТУ Росимущества по г.Москве не соответствует требованиям ст.130 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", приказу Росимущества N 134 от 03.05.2005, нарушает права заявителя в рамках конкурсного производства, в связи с чем признается незаконным в судебном порядке.

На основании п.1 ч.1 ст.333.35 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина, уплаченная заявителем, подлежит возврату в соответствии со ст.110 АПК РФ.

На основании ст.130 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", приказу Росимущества N 124** от 03.05.2005 и руководствуясь ст.ст.65, 71, 110, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд решил:

________________

** Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "...N 134" - Примечание "КОДЕКС".

Признать незаконным бездействие ТУ Росимущества по г.Москве, выразившееся в уклонении от выдачи экспертных заключений по отчетам об оценке рыночной стоимости имущества ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" N 11РН-024/05 от 09.11.2005, 11РН-025/05 от 01.11.2005, 11РН-024/05 от 09.11.2005, выполненным ЗАО "САФЕТИ".

Обязать ТУ Росимущества по г.Москве выдать ГУП СМТ "Мосметрореконструкция" экспертные заключения по отчетам об оценке рыночной стоимости N 11РН-024/05 от 09.11.2005, 11РН-025/05 от 01.11.2005, 11РН-026/05 от 09.11.2005, выполненным ЗАО "САФЕТИ" в 10-дневный срок после представления ГУП отчетов в ТУ Росимущества по г.Москве.

Расходы по госпошлине возвратить ГУП г.Москвы СМТ "Мосметрореконструкция" из федерального бюджета РФ.

Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. возвратить заявителю из федерального бюджета РФ.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья
...




Текст документа сверен по:

рассылка