• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.МОСКВЫ

РЕШЕНИЕ

от 25 октября 2006 года Дело N А40-41633/05-87-331


[Решение и требование об уплате налога признаны недействительными, т.к. общество выполнило требования п.4 ст.148 НК РФ, подтвердив место оказания услуги по перевозке теплохода, что не оспаривается налоговым органом, и в ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган после получения от ОАО договора и счета (фрахтового инвойса) не затребовал дополнительных доказательств факта оказания услуг за пределами территории РФ, что позволило налогоплательщику считать, что факт оказания им услуг перевозки за пределами территории РФ надлежащим образом доказан]


Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2006.

Полный текст решения изготовлен 25.10.2006.

Арбитражный суд г.Москвы, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Новороссийское морское пароходство" к МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 6 о признании недействительными решения N 57-15/63 от 21.06.2005 и требования об уплате налога N 117 по состоянию на 30.06.2005, установил:

ОАО "Новороссийское морское пароходство" (далее - ОАО "Новошип") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Инспекция) о признании недействительными решения от 21.06.2005 N 57-15/63 и требования N 117 об уплате налога по состоянию на 30.06.2005.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.11.2005, оставленным без изменения постановлением от 14.03.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленное ОАО "Новошип" требование удовлетворено.

Постановлением ФАС МО от 29.06.2006 N КА-А40/5640-06 решение от 25.11.2005 Арбитражного суда г.Москвы и постановление от 14.03.2006 N 09АП-636/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-41633/056-87-331 отменены и дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.

В постановлении суд кассационной инстанции указал, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы для проверки и исследования обстоятельств, связанных с соблюдением налогоплательщиком требований п.4 ст.148 НК РФ, а также оценки доказательств, обосновывающих эти обстоятельства, проверки расчета сумма НДС, начисленной к уплате по п.2 оспариваемого решения Инспекции.

При новом рассмотрении дела заявитель поддержал заявленные требования и с учетом указаний кассационной инстанции пояснил следующее.

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 на основании камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (внутренние обороты) за февраль 2005 года вынесла в отношении ОАО "Новошип" решение от 21.06.2005 N 57-15/63 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и требование об уплате налога N 117 по состоянию на 30.06.2005.

ОАО "Новошип" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительными решения и требования N 117 налогового органа.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.11.2005, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2006, заявленные ОАО "Новошип" требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.06.2006 названные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение.

Суд кассационной инстанции сделал вывод о том, что в период нахождения судов на территории Российской Федерации у заявителя возник объект налогообложения по НДС.

В постановлении ФАС МО от 29.06.2006 в отношении налогообложения оказания услуг по перевозке грузов т/х "Капитан Осташевский" суд указал следующее.

В соответствии с п.4 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказание услуг). Вывод суда о доказанности факта оказания заявителем услуг обоснован ссылкой на договор, счета (фрахтовый инвойс) с указанием на иностранные порты разгрузки. В рамках соблюдения заявителем требований п.4 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации относительно доказанности факта оказания услуг представленные документы, в том числе упомянутые счета, судом не оценивались. В постановлении ФАС МО от 29.06.2006 указано, что при новом рассмотрении дела необходимо исследовать обстоятельства, связанные с соблюдением налогоплательщиком требований п.4 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации и оценить доказательства, обосновывающие эти обстоятельства.

Согласно п.4 ст.166 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) общая сумма налога определяется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Следовательно, для определения наличия обязанности уплаты НДС в бюджет по итогам налогового периода необходимо установить, была ли в этом месяце реализована услуга, то есть установить дату реализации услуги.

В совокупности со ст.167 НК РФ "Момент определения налоговой базы", наименование которой до внесения изменений Федеральным законом N 57-ФЗ от 29.05.2002 было как "Определение даты реализации", можно сделать вывод, что под датой реализации в целях налогообложения понимается момент определения налоговой базы (иных правил определения даты реализации глава 21 и первая часть НК РФ не содержит).

В соответствии со ст.167 НК РФ моментом определения налоговой базы может являться: день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) или день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики.

Согласно п.2.1 Положения по учетной политике для целей налогообложения на 2005 год (которое представлялось в Инспекцию N 6 письмом от 16.05.2005 исх. N 01.03-06/961) заявитель признает доходы и соответственно определяет налоговую базу по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.

При этом датой признания доходов для целей налогообложения является дата, установленная правилами бухгалтерского учета, в соответствии со ст.11 Положения по учетной политике на 2005 год.

Положения НК РФ (часть первая и гл.21) не устанавливают правил определения даты отгрузки по услугам, которые носят длящийся характер, в том числе по услугам по предоставлению в аренду морских судов.

В соответствии с положениями ст.11 НК РФ налогоплательщик вправе для устранения неясности руководствоваться правилами бухгалтерского учета.

Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Право организации устанавливать в учетной политике порядок определения и признания доходов напрямую следует из п.17 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 N 107н, от 30.03.2001 N 27н.

Согласно п.12 ПБУ 9/99, выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; б) сумма выручки может быть определена; в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов должны быть одновременно соблюдены условия, определенные в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта.

Следовательно, по "длящимся" услугам днем признания выручки (днем отгрузки) является последний день периода, за который организация-продавец согласно условиям договора вправе выставить счет на оплату услуг за конкретный арендный период. При этом в счете, выставленном заявителем иностранному фрахтователю на оплату арендного платежа за соответствующий период, указан этот оплачиваемый арендатором период.

Данный вывод полностью корреспондирует с пп.1 п.1 ст.167 НК РФ, где указывается на определение налоговой базы по мере отгрузки и "предъявлении покупателю расчетных документов", а также ст.11 Положения по учетной политике на 2005 год (моментом признания выручки (датой признания доходов) для флота, работающего в тайм-чартере считается окончание периода работы судна, оплачиваемого фрахтователем, согласно счетам, выставленным на основании договора).

Таким образом, налогоплательщик, исходя из договора и расчетных документов, выставляемых фрахтователю, определяет арендный период. Момент окончания арендного периода и признается датой отгрузки (в деятельности заявителя, согласно условиям тайм-чартеров, как правило, - 15, 30 дней).

Предусмотренные условиями договора арендные платежи, полученные в счет оплаты арендных периодов, рассматриваются как авансовые платежи, на момент получения которых услуга не оказана. Следовательно, нет "отгрузки" услуги (независимо от предъявления фрахтователю (покупателю услуг) расчетных документов) по смыслу пп.1 п.1 ст.167 НК РФ.

Исходя из положений п.3 ст.153 НК РФ перерасчет выручки от реализации услуг, полученной налогоплательщиком в иностранной валюте, производится по курсу на дату определения налоговой базы при реализации услуг, т.е. на дату "отгрузки", а в данном случае - на дату окончания арендного периода. При этом необходимо иметь в виду, что понятие "реализация услуги" установлено п.1 ст.39 НК РФ.

Принимая во внимание вывод кассационной инстанции в постановлении ФАС МО от 29.06.2006 о наличии объекта налогообложения при нахождении судна на территории Российской Федерации, в соответствии с вышеизложенным правовым обоснованием можно сделать вывод о том, что объектом обложения НДС в феврале 2005 года будут являться только те арендные платежи, которые удовлетворяют одновременно двум условиям: относятся только к законченным в феврале 2005 года арендным периодам, услуги которым будут считаться реализованными по смыслу ст.39 и ст.167 НК РФ; относятся к периоду нахождения судна на территории Российской Федерации только в течение законченных в феврале 2005 года арендных периодов (при этом арендные платежи по таким законченным арендным периодам отражаются в бухгалтерском учете ОАО "Новошип" в феврале 2005 года).

Таким образом, в случае, если арендный период начинается в феврале 2005 года и заканчивается в марте 2005 года, и в течение такого арендного периода судно находилось на территории РФ, то объект налогообложения, а также обязанность налогоплательщика по исчислению и уплате НДС по такому арендному периоду возникнет в том налоговом периоде, в котором наступил момент определения налоговой базы, т.е. день окончания арендного периода (в данном случае - в марте 2005 года). Соответственно, операции по реализации таких услуг будут отражены в налоговой декларации по НДС за март 2005 года.

С учетом вышеизложенного порядка отражения доходов по услугам от сдачи судов в тайм-чартер (по законченным арендным периодам в феврале 2005 года), по которым налоговый орган доначислил НДС, заявитель пояснил следующее.

Из таблицы N 1 "Расшифровка доходов по тайм-чартерам за февраль 2005 года и авансовых платежей, поступивших в счет оплаты арендных периодов за февраль-март 2005 года" следует, что ОАО "Новошип" в феврале 2005 года в бухгалтерском учете отразило доходы по тайм-чартерам в размере 77973705,40 руб.

Указанная сумма представляет собой совокупность арендных платежей по законченным в феврале 2005 года арендным периодам (реализованным услугам) по тайм-чартерам по судам, указанным в столбце 2 таблицы N 1.

При этом из таблицы N 1 следует, что авансовые платежи, полученные налогоплательщиком в феврале 2005 года (столбец 6 таблицы N 1), но относящиеся к арендным периодам, законченным в марте 2005 года (столбец 3 таблицы N 1), отражены в бухгалтерском учете налогоплательщика в качестве доходов по реализованным услугам, соответственно, в марте 2005 года (столбцы 4-5 таблицы N 1). При этом в феврале 2005 года указанные платежи рассматриваются как авансовые платежи, поступившие в счет оплаты предстоящих услуг.

В столбце 9 таблицы N 1 содержатся сведения о периодах пребывания в течение февраля 2005 года морских судов ОАО "Новошип" на территории Российской Федерации в соответствующем арендном периоде (столбец 3 таблицы N 1).

Таблица N 2 - "Расчет, подготовленный ОАО "Новошип", по подлежащему начислению и уплате в бюджет НДС по декларации за февраль 2005 года с учетом авансовых платежей, полученных в феврале 2005 года, реализации по арендным периодам, законченным в феврале 2005 года и вычетов по авансовым платежам, полученным в январе 2005 года, в счет арендных периодов за февраль 2005 года" подготовлена с учетом норм подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 ст.162 НК РФ, согласно которым налоговая база, рассчитываемая в соответствии со ст.ст.153-158 НК РФ, увеличивается, в частности, на суммы авансовых платежей, полученных в счет оказания услуг, кроме авансовых платежей за услуги, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ не является территория Российской Федерации.

Таблица N 2 содержит сведения только о трех судах (т/х "С.Лемешев", т/х "Л.Соболев", т/х "И.Эренбург"), на доходы за аренду по которым в оспариваемом в настоящем деле решении от 21.06.2005 N 57-15/63 начислен НДС Инспекцией N 6.

В таблице N 2 также отражены сведения: об арендных периодах по указанным судам (столбец 2 таблицы N 2); о периоде и времени нахождения данных судов в соответствующих арендных периодах на территории РФ (столбцы 3-6 таблицы N 2); о датах получения авансового платежа в счет оказания услуг за февраль-март 2005 года (столбец 10 таблицы N 2).

Указанные сведения соответствуют данным таблицы N 1 по соответствующим судам.

Кроме того, таблица N 2 представляет собой расчет подлежащего начислению НДС, если учитывать: 1) НДС с трех авансовых платежей, полученных в январе 2005 года, но по арендным периодам, законченным в феврале 2005 года (за период нахождения судов на территории РФ) (столбцы 2, 10 и 12 таблицы N 2); 2) НДС с двух авансовых платежей, полученных в феврале 2005 года, но по арендным периодам, законченным в марте 2005 года (за период нахождения судов на территории РФ) (столбцы 2, 10 и 13 таблицы N 2); 3) принятия к вычету НДС в декларации за февраль 2005 года по авансам, полученным в январе 2005 года в счет предстоящих услуг, в соответствии с п.8 ст.171 НК РФ.

Прилагаемая заявителем таблица N 3 "Расчет ОАО "Новошип" начисленного НДС в феврале 2005 года на арендные платежи по тайм-чартерам с учетом периода нахождения судов на территории Российской Федерации (приходящиеся на законченные в феврале 2005 года арендные периоды)" содержит сведения только о трех судах (т/х "И.Эренбург", т/х "С.Лемешев", т/х "Л.Соболев"), на доходы за аренду по которым начислен НДС Инспекцией N 6 в оспариваемом в настоящем деле решении от 21.06.2005 N 57-15/63.

Из столбца 2 таблицы N 3 (аналогичные сведения содержатся в столбце 2 таблицы N 2) следует, что три арендных периода закончены в феврале 2005 года, и только в течение двух арендных периодов суда заходили на территорию РФ - т/х "С.Лемешев", т/х "И.Эренбург" (столбец 3 таблицы N 3).

Учитывая вышеизложенное, общая сумма НДС, подлежащая начислению и уплате в бюджет (с учетом положений ст.162 НК РФ) по декларации по НДС за февраль 2005 года, как указано в п.3 примечания к таблице N 2, составляет 769956,94 руб. (вместо 791188,94 руб. доначисленных налоговым органом по договорам тайм-чартера в оспариваемом в настоящем деле решении от 21.06.2005 N 57-15/63).

Абзацем 2 пункта 2 статьи 148 НК РФ предусмотрено, что местом осуществления деятельности организаций, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.

Применительно к рейсовому чартеру от 22.10.2004 (договор перевозки) по т/х "Капитан Осташевский", заключенному между фрахтователем TRANSMARINE MANAGEMENT INC и ОАО "Новошип", налогоплательщиком оказывались услуги по перевозке между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, что было подтверждено ОАО "Новошип" в ходе камеральной проверки путем представления налоговому органу названного договора на английском и русском языках (в п.2.1 на стр.2 решения Инспекция N 6 ссылается на указанный договор) и счета (фрахтовый инвойс) от 02.02.2005 на английском и русском языках, выставленного иностранному фрахтователю на оплату оказанной услуги по перевозке (в п.1 на стр.3 решения Инспекция N 6 ссылается на указанный счет). Копии договора от 22.10.2004 и счета от 02.02.2005 представлены заявителем в судебное заседание.

В указанном счете содержится информация об иностранных портах погрузки (Севастополь, Украина) - выгрузки (Жоушан, Китай), а также произведен расчет стоимости перевозки (2327806,09 долл. США).

Указанный расчет послужил основанием для отражения в бухгалтерском учете ОАО "Новошип" в феврале 2005 года доходов, полученных от услуг по перевозке по чартеру от 22.10.2004 по т/х "Капитан Осташевский".

Данный порядок признания доходов по рейсовым чартерам соответствует статье 11 Положения по учетной политике ОАО "Новошип" на 2005 год (для целей бухгалтерского учета). Согласно указанной статье, моментом признания выручки (датой признания доходов) для флота, работающего в рейсовом чартере, считается дата окончания рейса.

Факт отражения указанных доходов в размере 52999727,14 руб. (рублевый эквивалент 2327806,09 долл. США) подтверждается выпиской из балансового счета 903013 "Реализация услуг танкерного флота", представленной налогоплательщиком в ходе камеральной проверки письмом от 22.06.2005 N 01-03-07/1209.

Следовательно, факт отражения указанных доходов в размере 52999727,14 руб. свидетельствует о факте оказания услуг по чартеру от 22.10.2004 по т/х "Капитан Осташевский".

Таким образом, ОАО "Новошип" выполнило требования п.4 ст.148 НК РФ, подтвердив место оказания услуги по перевозке т/х "Капитан Осташевский", что не оспаривается налоговым органом на стр.2 и 3 решения.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания доначислять заявителю налог на добавленную стоимость в размере 8084704,14 руб. с суммы выручки от реализации услуг по чартеру от 22.10.2004 по т/х "Капитан Осташевский".

С учетом указания кассационной инстанции по данному эпизоду (в постановлении ФАС МО от 29.06.2006 указано, что при новом рассмотрении дела необходимо исследовать обстоятельства, связанные с соблюдением налогоплательщиком требований п.4 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации и оценить доказательства, обосновывающие эти обстоятельства) заявитель представил дополнительные доказательства факта оказания услуги перевозки т/х "Капитан Осташевский" по чартеру от 22.10.2004, подтверждающие, что услуга оказана за пределами территории Российской Федерации, - копии коносаментов (на каждую партию перевезенного груза) и копии актов учета стояночного времени в портах Севастополь и Жоушан ("Port Statement of Facts") - документ, содержащий почасовую разбивку погрузо-разгрузочных работ в порту погрузки Севастополь, Украина и в порту выгрузки Жоушан, Китай.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган после получения от ОАО "Новошип" вышеуказанного договора и счета (фрахтового инвойса) не затребовал дополнительных доказательств факта оказания услуг за пределами территории РФ. Данное обстоятельство позволило налогоплательщику считать, что факт оказания им услуг перевозки за пределами территории РФ надлежащим образом доказан и нет необходимости представлять налоговому органу коносаменты и акты учета стояночного времени в портах Севастополь и Жоушан.

Ответчик против удовлетворения требований возражает, свои возражения изложил в письменных пояснениях, которые обосновывает следующим.

ОАО "Новороссийское морское пароходство" (ОАО "Новошип"), представляя в Арбитражный суд г.Москвы расчет сумм налога на добавленную стоимость с операций по реализации услуг аренды морских судов и письменные пояснения к нему, исходит из той позиции, что при отсутствии в части 1 и главе 21 Налогового кодекса РФ четкого указания на момент признания длящейся услуги оказанной для последующего определения налоговой базы необходимо руководствоваться только положениями учетной политики и правилами бухгалтерского учета.

Данные доводы заявителя ответчик считает необоснованными по следующим основаниям.

Статья 11 НК РФ, на которую ссылается налогоплательщик для разъяснения особенностей метода определения налоговой базы "по отгрузке", содержит ограничения по применению норм гражданского, семейного и других отраслей законодательства России - если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При анализе норм части 2 НК РФ можно установить наличие двух налогов, порядок исчисления которых находится в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода определения налоговой базы: по отгрузке или по оплате. Таковыми налогами являются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организаций, порядок исчисления которого определен в главе 25 НК РФ. Для исчисления налога на прибыль метод определения налоговой базы "по отгрузке" в главе 25 НК РФ поименован как "метод начисления". Принимая во внимание то обстоятельство, что налог на добавленную стоимость и налог на прибыль находятся в прямой зависимости от факта реализации, хотя имеют различные предметы налогообложения (для НДС - непосредственно операция по реализации, для налога на прибыль - полученный от такой реализации доход), для раскрытия особенностей метода определения налоговой базы "по отгрузке" необходимо руководствоваться смежными нормами Налогового кодекса РФ. Позиция Инспекции в данной части подтверждается мнением Высшего арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ, изложенным в пункте 8 постановления Пленума ВС РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.99 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ".

Статьей 271 НК РФ, определяющей порядок признания доходов при методе начисления, установлено, что доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. При этом согласно пункту 3 данной статьи для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг), определяемой в соответствии с п.1 ст.39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств. Пунктом 1 ст.39 НК РФ установлено, что реализацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. При этом под услугой, в соответствии с п.5 ст.38 НК РФ, признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Таким образом, если из существа услуги и условий договора следует, что услуга не представляет собой неразделимый технологический процесс и возможно определение стоимости оказанной услуги на каждый период времени - месяц, неделя, день, час и т.д. - то доход и дата реализации для целей налогообложения может быть определены на каждый момент времени, истечение которого влечет возникновение у налогоплательщика права требования, а у контрагента - обязанности по оплате фактически оказанной услуги.

Данная позиция подтверждается положениями п.12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 N 32н, на которые ссылается налогоплательщик без учета следующих существенных факторов:

а) ОАО "Новошип" имеет право на получение выручки за каждый фактически оказанный период (день, час, минута) оказания услуг аренды. Дополнительным доказательством данной позиции является вывод налогоплательщиком судна из тайм-чартера диспетчерским приказом на время, пока судно является немореходным - в соответствии со ст.208 Кодекса торгового мореплавания "фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния". Следовательно, фрахтователь обязан оплатить услуги аренды за все время пользования судна за вычетом периодов его немореходности.

б) Сумма выручки, причитающаяся ОАО "Новошип" за время пребывания арендованного судна на территории Российской Федерации может быть определена с достаточной и допустимой точностью до минуты. Это подтверждается как условиями договора аренды, так и произведенным налогоплательщиком расчетом.

в) ОАО "Новошип", исходя из фактических условий деятельности, получает денежные средства от фрахтователей на авансовой основе, что подтверждается выставленными заявителем контрагентам инвойсами, а также письменными пояснениями и произведенным расчетом. Следовательно, у налогоплательщика отсутствует неопределенность в отношении получения активов за каждый период оказания услуги.

Исходя из вышеизложенного, инспекция в момент камеральной налоговой проверки правомерно пришла к выводу о том, что налог на добавленную стоимость с услуг аренды, период оказания которых является объектом налогообложения, подлежит исчислению и уплате в том налоговом периоде, в котором такие услуги фактически имели место. С учетом авансирования фрахтователем оказания услуг аренды, инспекция считает ссылку налогоплательщика на ст.3 НК РФ о возможности фактической уплаты налога необоснованной.

Налоговый орган считает позицию налогоплательщика противоречащей нормам законодательства о налогах и сборах РФ по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.145 НК РФ ОАО "Новошип" является налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость. Пунктом 3 ст.169 НК РФ налогоплательщикам вменена обязанность по составлению счета-фактуры, ведению журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. При этом порядок исполнения указанной обязанности, согласно п.8 ст.169 НК РФ, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 утверждены "Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". Согласно п.17 данных Правил регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. При этом п.1 ст.38 НК РФ определено содержание термина "объект налогообложения" как операции по реализации, имеющие стоимостную, количественную или иную характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, налоговое обязательство по уплате НДС у ОАО "Новошип" возникает в момент нахождения арендованного судна на территории Российской Федерации. Счет-фактура с учетом фактических обстоятельств и положений ст.ст.168-169 и постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 за время нахождения судна в порту РФ выставляется на момент наступления одной из наиболее ранних дат: выход судна из порта России либо окончание налогового периода. При этом если судно в течение арендного периода неоднократно находилось на территории Российской Федерации, то счет-фактура с подлежащей уплате суммой налога оформляется и регистрируется в книге продаж за каждый такой заход.

Вышеизложенная позиция Инспекции в отношении основания и момента составления счетов-фактур в полной мере учитывает положения ст.162 НК РФ о налогообложении авансовых платежей и не возлагает на налогоплательщика дополнительных обязанностей по уплате пени при подаче уточненной налоговой декларации с увеличением налоговой базы на суммы авансовых платежей за предыдущие периоды.

Пунктом 1 ст.162 НК РФ определено, что налоговая база, исчисленная в соответствии со ст.ст.153-158 НК РФ, увеличивается на суммы авансовых и иных поступивших в счет последующей отгрузки товаров (работ, услуг) платежей. Пунктом 2 ст.162 НК РФ установлено исключение по неприменению положений п.1 в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), местом которых не является территория РФ согласно ст.ст.147-148 НК РФ. Так как ОАО "Новошип", исходя из условий и особенностей тайм-чартера, не имеет возможности обоснованно предполагать реализацию услуг аренды на территории России при получении авансовых платежей, то налоговая база на данные платежи не увеличивается. Данный вывод подтверждается взаимосвязанными положениями ст.53, п.2 ст.162 и ст.ст.147-148 НК РФ, исходя из которых налоговая база по операциям, место реализации которых на момент получения денежных средств не определено, не может возникнуть раньше объекта налогообложения. Но при нахождении арендованного судна в порту Российской Федерации на момент начала налогового периода, налог на авансы исчисляется в месяце их получения (как правило - в отчетном месяце) исходя из срока непрерывного пребывания судна на территории РФ с начала следующего за отчетным налогового периода и до момента выхода судна из порта.

Кроме того, довод налогоплательщика о необходимости исчисления к уплате и к вычету сумм налога с авансовых платежей является необоснованным, и не подтвержденным фактическими действиями в виде подачи уточненных налоговых деклараций за предспорный и спорный налоговые периоды.

Исходя из вышеизложенного, инспекция считает обоснованным и не противоречащим нормам законодательства о налогах и сборах вывод и основанное на нем требование об уплате сумм налога на добавленную стоимость в том периоде, в котором фактически существовал объект налогообложения без учета даты окончания арендного периода судна и предъявления расчетных документов фрахтователю. Возможность реализации такого подхода к оценке и выполнению налоговых обязательств налоговый орган в дополнение к ранее изложенным доказательствам обосновывает содержанием пунктов 7.3 и 7.4 учетной политики ОАО "Новошип" для целей налогообложения на 2005 год, в частности - применение учетных признаков НДС на соответствующих балансовых счетах.

Инспекция считает приводимое налогоплательщиком обоснование об исчислении суммы налога к уплате только после окончания арендного периода судна прямо противоречащим положениям учетной политики для целей налогообложения во взаимосвязи со статьями 170-171 Налогового кодекса РФ в связи со следующим.

Пунктом 7.6 учетной политики ОАО "Новошип" производит списание сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) с кредита каждого из субсчетов счета 19 "НДС по приобретенным материальным ценностям", открываемого в соответствии с п.7.4 для учета объектов по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, за ее пределами и экспортных операций, по облагаемым и необлагаемым НДС сделкам, а также исчисляемым по разным ставкам, по окончании месяца.

Подпунктом 1 п.2 ст.171 НК РФ установлено, что вычету подлежат уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) суммы налога, если данные товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. В связи с тем, что налогоплательщик в момент приобретения товаров (работ, услуг), не имеет достоверной информации о том, какая именно часть операций по реализации услуг аренды будет являться объектом налогообложения, и при этом налоговую обязанность признает возникшей в более поздние периоды, то соответствующие вычеты по НДС могут быть заявлены в порядке и по правилам статей 170 и 171 НК РФ только после окончания соответствующего арендного периода. В противном случае - принятии входящих сумм НДС к вычету на конец месяца - налоговое обязательство должно быть исполнено в налоговом периоде его фактического возникновения.

При этом, Налоговый кодекс РФ по налогу на добавленную стоимость установил дату исполнения обязанности по исчислению и уплате сумм налога не по непосредственно факту реализации, а не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. При таких условиях у налогоплательщика достаточно времени для обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности, исчисления размера суммарного налогового обязательства и его уплаты.

Принимая во внимание тот факт, что услуга считается оказанной на каждый момент времени фактического ее потребления, Инспекция представляет следующий расчет сумм НДС, подлежащих уплате по факту пребывания арендованных судов на территории Российской Федерации с учетом сложившейся судебной практики (дело N А40-57713/05-117-555):

Арендованное судно/ставка арендной платы

Срок пребывания

Вид налоговой обязанности

Размер налоговой базы

Курс валюты на дату налоговой обязанности

Размер налоговой базы в рублях

Сумма налога к уплате

по документам

коэффициент

"И.Эренбург"

с 00:00 до 11:40 01.02.2005

0,4583

НДС на фактически оказанные услуги/февраль 2005 года

4606,25

01.02.2005

28,1136

129498,27

0 руб.

10 050$/сутки

с 00:00 до 11:40 01.02.2005

0,4583

Сумма налога по авансам к вычету за январь 2005 год

4606,25

01.02.2005

28,1136

129498,27

10:40 19.02.2005 24:00 21.02.2005

2,5417

НДС на фактически оказанные услуги/февраль 2005 года

25416,67

19.02.2005 21.02.2005

27,9359

710037,46

22.02.2005

1

10000

22.02.2005

27,9365

279365

"С.Лемешев"

23.02.2005 24.02.2005

2,0000

20000

23.02.2005 24.02.2005

27,8312

556624

405257,87 руб.

25.02.2005

1

10000

25.02.2005

27,7450

277450

10000$/сутки

26.02.2005 до 24:00 28.02.2005

3

30000

26.02.2005 28.02.2005

27,7738

833214

Итого

9,5417

95416,67

2656690,46

01.03.2005

1

Налог с авансов/уплата в феврале 2005 года

10000

01.03.2005

27,7007

277007

02.03.2005

1

10000

02.03.2005

27,7091

277091

с 00:00 до 18:30 03.03.2005

0,75

7500

03.03.2005

27,6690

207517,50

116178,64 руб.

Итого

2,75

27500

761615,50

"Л.Соболев" 10000 $/сутки

с 07:40 до 24:00 18.02.2005

0,6667

НДС на фактически оказанные услуги/февраль 2005 года

6666,67

18.02.2005

27,9998

186665,33

19.02.2005 21.02.2005

3

30000

19.02.2005 21.02.2005

27,9359

838077

22.02.2005

1

10000

22.02.2005

27,9365

279365

23.02.2005 24.02.2005

2

20000

23.02.2005 24.02.2005

27,8312

556624

409131,60 руб.

25.02.2005

1

10000

25.02.2005

27,7450

277450

00:00 26.02.2005 23:40 27.02.2005

1,9583

19583,33

26.02.2005 27.02.2005

27,7738

543903,58

Итого

9,6250

96250,00

2682084,92

Итого за фактически оказанные услуги

814389,47

Общая сумма к уплате с учетов налога с авансов

930568,11


Таким образом, с учетом позиции ФАС МО от 29.06.2006 Инспекция обоснованно начислила ОАО "Новошип" 930568,11 руб. сумм налога за фактически оказанные услуги и с авансовых платежей.

Арбитражный суд, вновь исследовав материалы дела, оценив доводы, приведенные лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, приходит к следующему выводу.

Требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 на основании камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (внутренние обороты) за февраль 2005 года вынесла в отношении ОАО "Новошип" решение от 21.06.2005 N 57-15/63 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и требование об уплате налога N 117 по состоянию на 30.06.2005.

ОАО "Новошип" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительными решения и требования N 117 налогового органа.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.11.2005, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2006, заявленные ОАО "Новошип" требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.06.2006 названные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение.

Суд кассационной инстанции сделал вывод о том, что в период нахождения судов на территории Российской Федерации у заявителя возник объект налогообложения по НДС.

В постановлении ФАС МО от 29.06.2006 в отношении налогообложения оказания услуг по перевозке грузов т/х "Капитан Осташевский" суд указал следующее.

В соответствии с п.4 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказание услуг). Вывод суда о доказанности факта оказания заявителем услуг обоснован ссылкой на договор, счета (фрахтовый инвойс) с указанием на иностранные порты разгрузки. В рамках соблюдения заявителем требований п.4 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации относительно доказанности факта оказания услуг представленные документы, в том числе упомянутые счета, судом не оценивались. В постановлении ФАС МО от 29.06.2006 указано, что при новом рассмотрении дела необходимо исследовать обстоятельства, связанные с соблюдением налогоплательщиком требований п.4 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации и оценить доказательства, обосновывающие эти обстоятельства.

Согласно п.4 ст.166 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) общая сумма налога определяется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Следовательно, для определения наличия обязанности уплаты НДС в бюджет по итогам налогового периода необходимо установить, была ли в этом месяце реализована услуга, то есть установить дату реализации услуги.

В совокупности со ст.167 НК РФ "Момент определения налоговой базы", наименование которой до внесения изменений Федеральным законом N 57-ФЗ от 29.05.2002 было как "Определение даты реализации", можно сделать вывод, что под датой реализации в целях налогообложения понимается момент определения налоговой базы (иных правил определения даты реализации глава 21 и первая часть НК РФ не содержит).

В соответствии со ст.167 НК РФ моментом определения налоговой базы может являться: день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг) или день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики.

Согласно п.2.1 Положения по учетной политике для целей налогообложения на 2005 год (которое представлялось в Инспекцию N 6 письмом от 16.05.2005 исх. N 01.03-06/961) заявитель признает доходы и соответственно определяет налоговую базу по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.

При этом датой признания доходов для целей налогообложения является дата, установленная правилами бухгалтерского учета, в соответствии со ст.11 Положения по учетной политике на 2005 год.

Положения НК РФ (часть первая и гл.21) не устанавливают правил определения даты отгрузки по услугам, которые носят длящийся характер, в том числе по услугам по предоставлению в аренду морских судов.

В соответствии с положениями ст.11 НК РФ налогоплательщик вправе для устранения неясности руководствоваться правилами бухгалтерского учета.

Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Право организации устанавливать в Учетной политике порядок определения и признания доходов напрямую следует из п.17 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.99 N 107н, от 30.03.2001 N 27н.

Согласно п.12 ПБУ 9/99, выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; б) сумма выручки может быть определена; в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов должны быть одновременно соблюдены условия, определенные в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта.

Следовательно, по "длящимся" услугам днем признания выручки (днем отгрузки) является последний день периода, за который организация-продавец согласно условиям договора вправе выставить счет на оплату услуг за конкретный арендный период. При этом в счете, выставленном заявителем иностранному фрахтователю на оплату арендного платежа за соответствующий период, указан этот оплачиваемый арендатором период.

Данный вывод полностью корреспондирует с пп.1 п.1 ст.167 НК РФ, где указывается на определение налоговой базы по мере отгрузки и "предъявлении покупателю расчетных документов", а также ст.11 Положения по Учетной политике на 2005 году (моментом признания выручки (датой признания доходов) для флота, работающего в тайм-чартере считается окончание периода работы судна, оплачиваемого фрахтователем, согласно счетам, выставленным на основании договора).

Таким образом, налогоплательщик, исходя из договора и расчетных документов, выставляемых фрахтователю, определяет арендный период. Момент окончания арендного периода и признается датой отгрузки (в деятельности заявителя, согласно условиям тайм-чартеров, как правило, - 15, 30 дней).

Предусмотренные условиями договора арендные платежи, полученные в счет оплаты арендных периодов, рассматриваются как авансовые платежи, на момент получения которых услуга не оказана. Следовательно, нет "отгрузки" услуги (независимо от предъявления фрахтователю (покупателю услуг) расчетных документов) по смыслу пп.1 п.1 ст.167 НК РФ.

Исходя из положений п.3 ст.153 НК РФ перерасчет выручки от реализации услуг, полученной налогоплательщиком в иностранной валюте, производится по курсу на дату определения налоговой базы при реализации услуг, т.е. на дату "отгрузки", а в данном случае - на дату окончания арендного периода. При этом необходимо иметь в виду, что понятие "реализация услуги" установлено п.1 ст.39 НК РФ.

Принимая во внимание вывод кассационной инстанции в постановлении ФАС МО от 29.06.2006 о наличии объекта налогообложения при нахождении судна на территории Российской Федерации, в соответствии с вышеизложенным правовым обоснованием можно сделать вывод о том, что объектом обложения НДС в феврале 2005 года будут являться только те арендные платежи, которые, удовлетворяют одновременно двум условиям: относятся только к законченным в феврале 2005 года арендным периодам, услуги которым будут считаться реализованными по смыслу ст.39 и ст.167 НК РФ; относятся к периоду нахождения судна на территории Российской Федерации только в течение законченных в феврале 2005 года арендных периодов (при этом арендные платежи по таким законченным арендным периодам отражаются в бухгалтерском учете ОАО "Новошип" в феврале 2005 года).

Таким образом, в случае, если арендный период начинается в феврале 2005 года и заканчивается в марте 2005 года, и в течение такого арендного периода судно находилось на территории РФ, то объект налогообложения, а также обязанность налогоплательщика по исчислению и уплате НДС по такому арендному периоду возникнет в том налоговом периоде, в котором наступил момент определения налоговой базы, т.е. день окончания арендного периода (в данном случае - в марте 2005 года). Соответственно, операции по реализации таких услуг будут отражены в налоговой декларации по НДС за март 2005 года.

С учетом вышеизложенного порядка отражения доходов по услугам от сдачи судов в тайм-чартер (по законченным арендным периодам в феврале 2005 года), по которым налоговый орган доначислил НДС, заявитель пояснил следующее.

Из таблицы N 1 "Расшифровка доходов по тайм-чартерам за февраль 2005 года и авансовых платежей, поступивших в счет оплаты арендных периодов за февраль-март 2005 года" следует, что ОАО "Новошип" в феврале 2005 года в бухгалтерском учете отразило доходы по тайм-чартерам в размере 77973705,40 руб.

Указанная сумма представляет собой совокупность арендных платежей по законченным в феврале 2005 года арендным периодам (реализованным услугам) по тайм-чартерам по судам, указанным в столбце 2 таблицы N 1.

При этом из таблицы N 1 следует, что авансовые платежи, полученные налогоплательщиком в феврале 2005 года (столбец 6 таблицы N 1), но относящиеся к арендным периодам, законченным в марте 2005 года (столбец 3 таблицы N 1), отражены в бухгалтерском учете налогоплательщика в качестве доходов по реализованным услугам, соответственно, в марте 2005 года (столбцы 4-5 таблицы N 1). При этом в феврале 2005 года указанные платежи рассматриваются как авансовые платежи, поступившие в счет оплаты предстоящих услуг.

В столбце 9 таблицы N 1 содержатся сведения о периодах пребывания в течение февраля 2005 года морских судов ОАО "Новошип" на территории Российской Федерации в соответствующем арендном периоде (столбец 3 таблицы N 1).

Таблица N 2 - "Расчет, подготовленный ОАО "Новошип", по подлежащему начислению и уплате в бюджет НДС по декларации за февраль 2005 года с учетом авансовых платежей, полученных в феврале 2005 года, реализации по арендным периодам, законченным в феврале 2005 года и вычетов по авансовым платежам, полученным в январе 2005 года, в счет арендных периодов за февраль 2005 года" подготовлена с учетом норм подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 ст.162 НК РФ, согласно которым налоговая база, рассчитываемая в соответствии со ст.ст.153-158 НК РФ, увеличивается, в частности, на суммы авансовых платежей, полученных в счет оказания услуг, кроме авансовых платежей за услуги, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ не является территория Российской Федерации.

Таблица N 2 содержит сведения только о трех судах (т/х "С.Лемешев", т/х "Л.Соболев", т/х "И.Эренбург"), на доходы за аренду по которым в оспариваемом в настоящем деле решении от 21.06.2005 N 57-15/63 начислен НДС Инспекцией N 6.

В таблице N 2 также отражены сведения: об арендных периодах по указанным судам (столбец 2 таблицы N 2); о периоде и времени нахождения данных судов в соответствующих арендных периодах на территории РФ (столбцы 3-6 таблицы N 2); о датах получения авансового платежа в счет оказания услуг за февраль-март 2005 года (столбец 10 таблицы N 2).

Указанные сведения соответствуют данным таблицы N 1 по соответствующим судам.

Кроме того, таблица N 2 представляет собой расчет подлежащего начислению НДС, если учитывать: 1) НДС с трех авансовых платежей, полученных в январе 2005 года, но по арендным периодам, законченным в феврале 2005 года (за период нахождения судов на территории РФ) (столбцы 2, 10 и 12 таблицы N 2); 2) НДС с двух авансовых платежей, полученных в феврале 2005 года, но по арендным периодам, законченным в марте 2005 года (за период нахождения судов на территории РФ) (столбцы 2, 10 и 13 таблицы N 2); 3) принятия к вычету НДС в декларации за февраль 2005 года по авансам, полученным в январе 2005 года в счет предстоящих услуг, в соответствии с п.8 ст.171 НК РФ.

Прилагаемая заявителем таблица N 3 "Расчет ОАО "Новошип" начисленного НДС в феврале 2005 года на арендные платежи по тайм-чартерам с учетом периода нахождения судов на территории Российской Федерации (приходящиеся на законченные в феврале 2005 года арендные периоды)" содержит сведения только о трех судах (т/х "И.Эренбург", т/х "С.Лемешев", т/х "Л.Соболев"), на доходы за аренду по которым начислен НДС Инспекцией N 6 в оспариваемом в настоящем деле решении от 21.06.2005 N 57-15/63.

Из столбца 2 таблицы N 3 (аналогичные сведения содержатся в столбце 2 таблицы N 2) следует, что три арендных периода закончены в феврале 2005 года, и только в течение двух арендных периодов суда заходили на территорию РФ - т/х "С.Лемешев", т/х "И.Эренбург" (столбец 3 таблицы N 3).

Учитывая вышеизложенное, общая сумма НДС, подлежащая начислению и уплате в бюджет (с учетом положений ст.162 НК РФ) по декларации по НДС за февраль 2005 года, как указано в п.3 примечания к таблице N 2, составляет 769956,94 руб. (вместо 791188,94 руб. доначисленных налоговым органом по договорам тайм-чартера в оспариваемом в настоящем деле решении от 21.06.2005 N 57-15/63).

Абзацем 2 пункта 2 статьи 148 НК РФ предусмотрено, что местом осуществления деятельности организаций, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.

Применительно к рейсовому чартеру от 22.10.2004 (договор перевозки) по т/х "Капитан Осташевский", заключенному между фрахтователем TRANSMARINE MANAGEMENT INC и ОАО "Новошип", налогоплательщиком оказывались услуги по перевозке между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, что было подтверждено ОАО "Новошип" в ходе камеральной проверки путем предоставления налоговому органу названного договора на английском и русском языках (в п.2.1 на стр.2 решения инспекция N 6 ссылается на указанный договор) и счета (фрахтовый инвойс) от 02.02.2005 на английском и русском языках, выставленного иностранному фрахтователю на оплату оказанной услуги по перевозке (в п.1 на стр.3 решения Инспекция N 6 ссылается на указанный счет). Копии договора от 22.10.2004 и счета от 02.02.2005 представлены заявителем в судебное заседание.

В указанном счете содержится информация об иностранных портах погрузки (Севастополь, Украина) - выгрузки (Жоушан, Китай), а также произведен расчет стоимости перевозки (2327806,09 долл.США).

Указанный расчет послужил основанием для отражения в бухгалтерском учете ОАО "Новошип" в феврале 2005 года доходов, полученных от услуг по перевозке по чартеру от 22.10.2004 по т/х "Капитан Осташевский".

Данный порядок признания доходов по рейсовым чартерам соответствует статье 11 Положения по учетной политике ОАО "Новошип" на 2005 год (для целей бухгалтерского учета). Согласно указанной статье, моментом признания выручки (датой признания доходов) для флота, работающего в рейсовом чартере, считается дата окончания рейса.

Факт отражения указанных доходов в размере 52999727,14 руб. (рублевый эквивалент 2327806,09 долл. США) подтверждается выпиской из балансового счета 903013 "Реализация услуг танкерного флота", представленной налогоплательщиком в ходе камеральной проверки письмом от 22.06.2005 N 01-03-07/1209.

Следовательно, факт отражения указанных доходов в размере 52999727,14 руб. свидетельствует о факте оказания услуг по чартеру от 22.10.2004 по т/х "Капитан Осташевский".

Таким образом, ОАО "Новошип" выполнило требования п.4 ст.148 НК РФ, подтвердив место оказания услуги по перевозке т/х "Капитан Осташевский", что не оспаривается налоговым органом на стр.2 и 3 решения.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания доначислять заявителю налог на добавленную стоимость в размере 8084704,14 руб. с суммы выручки от реализации услуг по чартеру от 22.10.2004 по т/х "Капитан Осташевский".

С учетом указания кассационной инстанции по данному эпизоду (в постановлении ФАС МО от 29.06.2006 указано, что при новом рассмотрении дела необходимо исследовать обстоятельства, связанные с соблюдением налогоплательщиком требований п.4 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации и оценить доказательства, обосновывающие эти обстоятельства) заявитель представил дополнительные доказательства факта оказания услуги перевозки т/х "Капитан Осташевский" по чартеру от 22.10.2004, подтверждающие, что услуга оказана за пределами территории Российской Федерации, - копии коносаментов (на каждую партию перевезенного груза) и копии актов учета стояночного времени в портах Севастополь и Жоушан ("Port Statement of Facts") - документ, содержащий почасовую разбивку погрузо-разгрузочных работ в порту погрузки Севастополь, Украина и в порту выгрузки Жоушан, Китай.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган после получения от ОАО "Новошип" вышеуказанного договора и счета (фрахтового инвойса) не затребовал дополнительных доказательств факта оказания услуг за пределами территории РФ. Данное обстоятельство позволило налогоплательщику считать, что факт оказания им услуг перевозки за пределами территории РФ надлежащим образом доказан.

Из вышеизложенного следует, что доводы заявителя опровергают доводы ответчика.

Суд не может принять расчет ответчика, так как расчет не соответствует выводам, сделанным Инспекцией в оспариваемом решении.

Кроме того, в расчете ответчик применяет коэффициенты (0,4583, 9,5417, 2,75, 9,6250), не обосновывая их со ссылкой на нормы права и другие нормативные документы обязательные для расчета.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая то, что налоговый орган на момент нового рассмотрения дела не изменил оспариваемое решение, не отозвал свое требование об уплате налога N 117 с учетом своего нового расчета, суд считает, что решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 21.06.2005 N 57-15/163 и требование об уплате налога N 117 по состоянию на 30.06.2005 являются недействительными, как не соответствующие Налоговому кодексу РФ (НК РФ), т.е. требования заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.

Уплаченная заявителем госпошлина в размере 4000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4, 64, 65, 71, 75, 167-170, 176, 199-201 АПК РФ, арбитражный суд решил:

Признать недействительными решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 21.06.2005 N 57-15/63 и требование об уплате налога N 117 по состоянию на 30.06.2005, как не соответствующие НК РФ.

Возвратить заявителю из федерального бюджета РФ 4000 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

     

Судья
...

     
     
     
Текст документа сверен по:
рассылка

Номер документа: А40-41633/05-87-331
Принявший орган: Арбитражный суд города Москвы
Дата принятия: 25 октября 2006

Поиск в тексте