• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2006 года Дело N А17-2671/5/2005


[Требование о возврате излишне уплаченных страховых взносов удовлетворено, при этом суд сделал вывод о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании ст.78 НК РФ, при этом обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган]
(Извлечение)

Индивидуальный предприниматель (далее по тексту - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ивановской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) и Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области (далее по тексту - Управление Пенсионного фонда) о возврате излишне уплаченных страховых взносов и признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда от 12.05.2006 N 209 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов с Предпринимателя.

Решением суда от 29.09.2006 заявленные требования удовлетворены.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации; положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации"; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не подпадают под понятие налогов, так как имеют иное целевое предназначение и социально-правовую природу, поэтому положения статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации к ним не применяются. Кроме того, заявитель полагает, что Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов и порядок его проведения.

Представитель Инспекции в судебном заседании уточнил кассационную жалобу и просил отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования об обязании Инспекции произвести возврат 600 рублей, перечисленных на код бюджетной классификации 18210202010061000160 по квитанции от 20.03.2005 и от 27.06.2006, и возврат 300 рублей, перечисленных на код бюджетной классификации 18210202020061000160 по квитанциям от 20.03.2005 и 27.06.2005.

Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя жалобы возразил, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Управление Пенсионного фонда в ходатайстве от 18.12.2006 N 01-01-05/2686 просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.

Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, при уплате в 2005 году страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа Предприниматель в платежных поручениях ошибочно, вместо кодов бюджетной классификации 18210202030061000160 и 18210202040061000160, указал коды бюджетной классификации 18210202010061000160 и 18210202020061000160, в связи с чем направил в Инспекцию заявление от 02.09.2006 о возврате 900 рублей ошибочно уплаченных страховых взносов.

Налоговый орган в возврате указанной суммы Предпринимателю отказал, поэтому Репин С.А. обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь пунктами 7, 9, 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации; статьей 2, пунктом 1 статьи 13 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет налоговый орган, и удовлетворил заявленные требования.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 7 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

Согласно пункту 9 этой статьи возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Правила, установленные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 13 статьи 78 Кодекса). При этом данная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, вывод Арбитражного суда Ивановской области о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.

Доводы заявителя жалобы о том, что налоговые органы не наделены полномочиями по возврату (зачету) излишне уплаченных сумм страховых взносов, которые должны производить органы Пенсионного фонда, признаются несостоятельными.

Согласно статье 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 13 названного Закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, определено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование предпринимателя об обязании налогового органа возвратить ошибочно уплаченную сумму страховых взносов.

Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.09.2006 по делу N А17-2671/5/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

     Судьи
 ...

     Текст документа сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А17-2671/5/2005
Принявший орган: Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Дата принятия: 28 декабря 2006

Поиск в тексте