ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 2006 года Дело N КА-А41/5824-06-П


[В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в неотнесении земель к землям сельскохозяйственного назначения и обязании отнести все земли к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе, отказано, при этом суд указал, что земельный баланс является производным от сведений, содержащихся в кадастровых делах и госреестре земель, и не может им противоречить]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

Открытое акционерное общество "Тучковский" (ОАО "Тучковский") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимого имущества Московской области выразившегося в неотнесении всех земель, принадлежащих ОАО "Тучковский" на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям с древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год и обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимого имущества Московской области отнести все земли, принадлежащие ОАО "Тучковский" на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе к землям занятым древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год.

Свои требования заявитель обосновывал тем, что отдел по Рузскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимого имущества Московской области незаконно отказал ему совершить действия по исключению принадлежащих ОАО "Тучковский" земель из земель лесного фонда.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2005 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2005 года, заявленные требования ОАО "Тучковский" удовлетворены.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 января 2006 года принятые по делу судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2006 года заявленные ОАО "Тучковский" требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области просит отменить решение, поскольку оно принято незаконно и необоснованно. Арбитражный суд не применил нормы права, подлежащие применению (Положение о колхозных лесах, утвержденное постановлением Совета министров СССР от 4 марта 1968 года N 144, Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 622, постановление Росстата от 28 июня 2005 года N 37, статьи 13, 17, 19 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"), то есть им не учитывалось законодательство об основаниях перевода занятых лесами земель в земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью. При принятии судебного акта суд не применил нормативно установленный порядок изменения сведений государственного земельного кадастра о составе угодий землепользования.

Арбитражный суд первой инстанции не учел, что ответчик отражал в государственном земельном кадастре земли заявителя как земли сельскохозяйственного назначения, включающие лесопокрытые площади, постановлениями главы Рузского района с 1991 года утверждаются балансы земель района, где все земли заявителя учитываются в категории земель сельскохозяйственного назначения, а по угодьям учитывается 940 га земель под лесами и 13 га земель под древесно-кустарниковой растительностью.

В судебном заседании представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимого имущества Московской области поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ОАО "Тучковский", возражая против ее удовлетворения, просил оставить законно и обоснованно принятый судебный акт без изменения.

Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции находит решение подлежащим отмене, в связи с нарушением судом норм материального права и несоответствием выводов суда установленным им обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Арбитражный суд установил, что ОАО "Тучковский", согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 февраля 2005 года, выданному на основании постановления главы администрации Рузского района от 25 декабря 1992 года N 1418/23, владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1197000 кв.м.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения, используемые заявителем, указанной площадью состоят из сельхозугодий (пашни) - 118 га, древесно-кустарниковой растительностью - 13 га, под водой - 9 га, земли-застройки - 13 га, под дорогами - 42 га, под болотами - 8 га, нарушенные земли - 6 га, лесные земли - 940 га.

ОАО "Русское молоко", осуществляя полномочия единоличного исполнительного органа ОАО "Тучковский" (договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества от 15 февраля 2005 года), представило в отдел по Рузскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области экспликацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ОАО "Тучковский".

Письмом от 15 февраля 2005 года N 90 отдел по Рузскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области сообщил, что учетно-земельной документации райкомзема некоторые из земель, принадлежащих заявителю, не исключены из лесных земель, поэтому при составлении земельного баланса за 2004 год будут учтены сведения, имеющиеся в отделе по Рузскому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, а не указанные в его экспликации.

Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным бездействие, выразившиеся в отнесении ответчиком всех земель, принадлежащих заявителю, к землям сельскохозяйственного назначения, в связи с неотнесением к землям занятым древесно-кустарниковой растительностью в земельном балансе 2004 года земель занятых лесами, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в состав земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, в том числе занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.

Находящимися в деле документами подтверждается, что ОАО "Тучковский" владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 11970000 кв.м, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, ФЗ РФ "О землеустройстве", Закона МО "О порядке установления и измерения черты поселений в Московской области" арбитражный суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 101 Земельного кодекса РФ и статьей 7 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли, границы которых определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства, статьей 9 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Таким образом, надлежащим доказательством нахождения лесов лесного фонда на земельном участке могут являться землеустроительные документы, полученные в результате проведения землеустроительных работ, к числу которых относится экспликация, подготавливаемая на основании сведений земельного кадастра.

Исследуя обстоятельства перевода лесных земель в нелесные, суд пришел к выводу, что землеустроительных работ по определению границ земель занятых лесом после 1990 года не проводилось. Доказательств того, что в государственном земельном кадастре имеются сведения о наличии лесного фонда на территории сельскохозяйственных земель, принадлежащих ОАО "Тучковский", в том числе картографических, суду не представлено.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимого имущества Московской области включило 940 га земли в лесные земли на основании имеющихся экспликаций с 1991 года, которые не являются нормативно-распорядительным документом, издаваемым уполномоченным государственным органом.

Таким образом, как указал суд первой инстанции, он не может обязать заявителя доказывать обстоятельство перевода 940 га лесных земель в земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, поскольку в материалах дела имеется согласованный самим Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимого имущества Московской области кадастровый план, которым установлено, что земельный участок площадью 11970000 кв.м является сельскохозяйственными землями.

Кроме этого, арбитражный суд первой инстанции, установив, что инвентаризация земель не проводилась с 1990 года, признал необоснованным довод ответчика о неправомерности заявленных требований ОАО "Тучковский" со ссылкой на экспликацию земель, указав, так как соответствующих землеустроительных работ, подтверждающих наличие лесного фонда, не проводилось в установленном законом порядке в течение более 15 лет.

Однако арбитражный суд первой инстанции не учел, что согласно пункту 16 ранее действовавшего Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 622, к числу земельно-учетной документации, содержащей информацию о землях сельскохозяйственного назначения, занятых лесами, относились ежегодные отчеты о наличии и использовании земель, составляемые районными (городскими) комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам и подлежащие утверждению местными администрациями.

В настоящее время порядок учета земель определен постановлением Росстата от 28 июля 2005 года N 37 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами", согласно которому учет осуществляется на основании отчетов о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.

Как установлено арбитражным судом, по данным земельного баланса, утвержденного постановлением главы Рузского района Московской области от 17 февраля 2004 года N 292 "Об утверждении земельного баланса по состоянию на 1 января 2004 года", в составе используемых заявителем земель сельскохозяйственного назначения числится 940 га земель, покрытых лесами. Закрепление за правопредшественниками заявителя и за заявителем земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесами, подтверждается также решением исполкома Рузского районного Совета народных депутатов от 26.11.91 N 845/21, постановлениями главы администрации Рузского района от 29.10.93 N 163, от 31.01.94 N 123, от 07.02.97 N 106, от 04.02.98 N 99, от 12.02.99 N 173, от 02.03.2000 N 237, от 19.02.2002 N 258, от 20.02.2003 N 287, от 17.02.2004 N 292.

Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" статистические отчеты, подготовленные с использованием сведений государственного земельного кадастра, относятся к производным документам кадастра.

Госкомзем в приказе от 22 ноября 1999 года N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра" (приложение N 2) указал, что земельный баланс составляется по сведениям о земельных участках, отраженных в основных документах государственного земельного кадастра - кадастровых делах и Едином государственном реестре земель.

Таким образом, земельный баланс является производным от сведений, содержащихся в кадастровых делах и госреестре земель, и не может им противоречить.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра. Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Порядок внесения изменений в основные документы государственного земельного кадастра установлен приказами Росземкадастра от 13 июня 2001 года N П/115 и от 15 июня 2001 года N П/119, согласно которым внесение изменений в Единый государственный реестр земель и данные земельного баланса производится на основании заявки заинтересованного лица с приложением соответствующих документов. Как установлено судом, такого заявления ОАО "Тучковский" не подавало.

Арбитражным судом также не учтено, что в соответствии со статьями 63, 64 Лесного кодекса РФ перевод лесных земель в нелесные земли осуществляется соответствующими органами исполнительной власти (Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом неправомерно применены нормы статьи 85 Земельного кодекса РФ и Закон МО от 15 июля 2005 года N 199/205-ОЗ "О порядке установления и изменения черты поселений в Московской области"*, так как они не регулируют спорные правоотношения.

     ________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Закон МО от 15 июля 2005 года N 179/2005-ОЗ "О порядке установления и изменения черты поселений в Московской области"".- Примечание "КОДЕКС".

Кроме этого, установив в судебном заседании, что 1990 году проводились работы по лесоустройству указанных лесов с оформлением надлежащих документов, ответчик отказал заявителю в учете перевода 940 га из лесных земель в земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, в связи с непредставлением надлежащих документов о переводе лесных земель, а ответчик учитывает, в том числе в 2004 году все земли ОАО "Тучковский" как земли сельскохозяйственного назначения, включающие и земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, арбитражный суд первой инстанции неправомерно и необоснованно удовлетворил требования, так как выводы суда о признании незаконным бездействие, выразившееся в отнесении ответчиком всех земель, принадлежащих заявителю, к землям сельскохозяйственного назначения, в связи с неотнесением к землям занятым древесно-кустарниковой растительностью в земельном балансе 2004 года земель занятых лесами, не соответствуют установленным судом обстоятельствам дела и доказательствам, находящимся в материалах дела. Арбитражным судом не установлено, каким нормам права не соответствует действие (бездействие) ответчика.

Поэтому обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции как принятое с нарушениями норм материального права подлежит отмене, в связи с чем арбитражный суд кассационной инстанции находит возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "Тучковский".

В связи с принятием судебного акта не в пользу заявителя с него на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию судебные расходы - государственная пошлина, которая на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 2000 рублей за рассмотрение дела в первой инстанции, а за рассмотрение в кассационной инстанции на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ - 1000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 28 марта 2006 года по делу N А41-К2-8161/05 отменить.

В удовлетворении требований ОАО "Тучковский" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неотнесении всех земель, принадлежащих ОАО "Тучковский" на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе к землям занятым древесно-кустарниковой растительностью), и обязании отнести все земли, принадлежащие ОАО "Тучковский" на праве постоянного (бессрочного) пользования, к землям сельскохозяйственного назначения (в том числе земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью) в земельном балансе за 2004 год отказать.

Взыскать с ОАО "Тучковский" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2006 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2006 года.

     Председательствующий
...

Судьи
...

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка