ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2007 года Дело N А62-3998/06


[Удовлетворяя заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов, суд указал, что производить возврат спорных поступлений обязан их администратор, а не орган пенсионного страхования, поскольку излишне уплаченные суммы поступили в Пенсионный фонд РФ в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а из платежных документов можно установить, на счет каких застрахованных лиц должны поступить страховые взносы]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: ..., при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Фортуна-Смоленск" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Инспекции Федеральной службы России по Заднепровскому району г.Смоленска - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заднепровском районе г.Смоленска - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заднепровскому району г.Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2006 (судья ...) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2006 (судьи: ...) по делу N А62-3998/06, установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Фортуна-Смоленск" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заднепровскому району г.Смоленска о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 16882 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заднепровском районе г.Смоленска.

Решением суда от 04.10.2006 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2006 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Как видно из материалов дела, по результатам сверки взаимных расчетов ООО "Торговый дом "Фортуна-Смоленск" и государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заднепровском районе г.Смоленска, установлен факт переплаты обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 16882 руб.

Поскольку письмом Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заднепровскому району г.Смоленска от 28.02.2006 N ВЖ09-35/4034 в возврате вышеуказанной суммы страховых взносов ООО "Торговый дом "Фортуна-Смоленск" было отказано, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.

Согласно п.1 ст.25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ установлено право страховщика -Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов для органов Пенсионного фонда РФ законом не установлено.

Поскольку названный Закон не устанавливает порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также их возврата в иных случаях, помимо предусмотренных вышеуказанной нормой права, то такие правоотношения регулируются главой 12 Налогового кодекса РФ.

В силу пункта 13 статьи 78 НК РФ указанные в ст.78 НК РФ правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются и при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) предусмотрено, что основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 11.1 к данному Федеральному закону закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации), осуществляющими в установленном порядке, в том числе принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно названному приложению администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, которой присвоен код главы 182.

Вышеуказанный код входит в состав кода бюджетной классификации вышеуказанных страховых взносов.

В тоже время Пенсионный фонд Российской Федерации (код главы 392) администратором вышеуказанных поступлений не является, следовательно, возврат и зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.

Кроме того, приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" определено, что администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, которые в соответствии с установленным порядком осуществляют начисление, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

Факт переплаты страховых взносов в спорной сумме документально подтвержден и сторонами не оспаривается.

Таким образом, поскольку излишне уплаченные суммы поступили в Пенсионный фонд Российской Федерации в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а из платежных документов можно установить, на счет каких застрахованных лиц должны поступить страховые взносы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что производить возврат спорных поступлений обязан их администратор - налоговый орган, а не орган пенсионного страхования.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2006 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2006 по делу N А62-3998/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка