АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 января 2006 года Дело N А26-8239/2005

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2006 года. Полный текст решения изготовлен 16 января 2006 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Шалапаевой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Рстворовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Светлана"

к муниципальному образование "Питкярантский район" в лице Администрации местного самоуправления Питкярантского муниципального района, Министерству финансов Республики Карелия, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 47 080 руб. 79 коп.. при участии

представителей истца Семёнова С.Г. (решение Арбитражного суда РК от 5.11.04 по делу А26-1628/04-18), Распутина Н.П. (доверенность от 15.11.05) представителя Администрации Халецкой Ю.Г. (доверенность от 01.01.06) представителя Министерства финансов РК Толстовой З.В. (доверенность от 26.10.05) установил:

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Светлана» (далее по тексту - МУП ЖКХ «Светлана», истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию «Питкярантский район» в лице Администрации местного самоуправления Питкярантского суниципального района (далее - администрация) о взыскании 47 080 руб. - компенсации льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных медицинским работникам, проживающим в посёлке Импилахти, на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих посёлках» и Федерального закона от 06.05.2003 г. N52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», за период с 01.01.2003 года по 01.01.2005 года.

В судебном заседании 11 января 2006 года истец пояснил, что, с учётом, полученных в ходе судебного разбирательства сведений, надлежащим ответчиком считает Министерство финансов РФ.

Определением от 27.10.2005 г. на основании ст.46 АПК РФ в качестве второго ответчика по делу привлечено Министерство финансов Республики Карелия (далее по тексту - Минфин Республики Карелия), определением от 8.11.2005 года в качестве третьего ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по РК.

В судебном заседании 8.11.2005 г. представителем истца заявлено ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 20 618 руб. 79 коп., в том числе: 9976 руб. 34 коп. - суммы компенсации льгот по оплате коммунальных услуг в 2003 году, 10 642 руб. 45 коп. - в 2004 году. Указанное ходатайство судом удовлетворено на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает требование о взыскании указанной суммы.

Представители истца в судебном заседании иск поддержали.

Администрация в отзыве от 7.11.2005 г. иск не признала, в силу ст.38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N154-ФЗ считает себя ненадлежащим ответчиком (л.д.44-45). Указанная позиция поддержана представителем администрации в судебном заседании.

Министерство финансов Республики Карелия в отзыве от 18.11.05 иск не признало, указав, что по действующему законодательству источником финансирования льгот квалифицированным специалистам, проживающим в сельской местности, является федеральный бюджет. В 2003 году из федерального бюджета средства на реализацию указанных законодательных актов не передавались. В 2004 году выделены средства на компенсацию названных расходов в размере 11 545 тыс.руб., которые в полном объёме переданы местным бюджетам, в том числе, бюджету Питкярантского района в размере 892 тыс.руб.. В случае недостаточности переданных средств взыскание должно производиться с публично-правового образования, законом которого предусмотрены льготы. По изложенным основаниям Министерство финансов РК считает себя ненадлежащим ответчиком (л.д.62-63).

Та же позиция поддержана представителем ответчика в судебном заседании.

Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РК в отзыве на исковое заявление требование не признало по следующим основаниям. Истец не является получателем бюджетных средств. Министерством финансов РФ на возмещение указанных расходов в 2003 году передано в бюджет Республики Карелия 15 015,9 тыс.руб., в 2004 году - 11 545,1 тыс.руб.. Следовательно, возмещение расходов должно производиться из бюджета Республики Карелия, в связи с чем Министерство финансов РФ считает себя ненадлежащим ответчиком (л.д.64-65).

Ответчик, надлежащим образом извещённый о дате судебного разбирательства (в протоколе судебного заседания имеется подпись представителя), явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, на момент судебного заседания у суда отсутствуют сведения о причинах его неявки, в связи с чем и на основании ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства финансов РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих посёлках» и статьёй 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан МУП ЖКХ «Светлана» в период с января 2003 по декабрь 2004 года предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг медицинским работникам, проживающим в сельской местности (п. Импилахти) и работающим в амбулатории посёлка Импилахти. (л.д.24)

Возникновение в связи с этим у истца убытков в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот и их размер сторонами не оспаривается и подтверждается счетами-фактурами за указанный период (л.д.9-18), справкой МУЗ «Питкярантская ЦРБ» от 26.10.2005 г. (л.д.43).

В соответствии со ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 10 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. квалифицированные медицинские, ветеринарные работники, проживающие в сельской местности, рабочих посёлках, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Названным постановлением предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счёт средств местного бюджета.

Статьёй 5 ФЗ от 06.05.2003 г. N52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. признано утратившим силу.

Статьёй 2 указанного Закона предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определённых частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. N377.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесённые бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счёт средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Справкой Финансового управления МО г. Питкяранта и Питкярантского района подтверждается, что потребность на оплату льгот специалистов отрасли здравоохранения, работающих на селе, в 2003 году составляла 1 932 тыс.руб. Расходы местного бюджета на компенсацию льгот в 2003 году составили 982 тыс.руб.. Возмещено из республиканского бюджета 733 тыс.руб.. В 2004 году потребность по оплате льгот квалифицированных специалистов, работающих в сельской местности, составляла 2 133 тыс.руб. Расходы местного бюджета составили 3 337 тыс.руб. Возмещено из республиканского бюджета 856 тыс. руб. (л.д.46)

В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В силу ст.38 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Согласно пункту 2 статьи 49 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочия в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

По изложенным выше основаниям суд считает Администрацию местного самоуправления Питкярансткого муниципального района ненадлежащим ответчиком.

Представленными Министерством финансов РК отчётами о финансировании расходов, связанных с реализацией льгот работающим на селе квалифицированным специалистам, за период 2003-2004 г.г., а также сводной информацией о расходах на предоставление льгот подтверждён факт кассовых расходов по консолидированному бюджету Республики Карелия в 2003 году в размере 28 336,6 тыс. руб. с последующим возмещением из бюджета РФ в размере 15 015,9 тыс. руб., в 2004 году - в размере 52 205 тыс.руб. с последующим возмещением из бюджета РФ 11 545,1 тыс. руб..

Указанный размер переданных из федерального бюджета субсидий для возмещения данных расходов подтверждён также справкой Управления федерального казначейства по Республике Карелия (л.д.68).

Таким образом, суд считает установленным факт недостаточности средств, переданных из федерального бюджета для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

В связи с изложенным, иск подлежит удовлетворению за счёт казны Российской Федерации.

Вместе с тем, размер подлежащей взысканию суммы должен быть уменьшен на сумму налога на добавленную стоимость.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям. Суд удовлетворяет ходатайство истца об уменьшении размера госпошлины, учитывая, что в отношении истца открыто конкурсное производство.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Иск удовлетворить частично

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу МУП ЖКХ «Светлана» 16 707 руб.71 коп. - компенсации льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных медицинским работникам, проживающим в посёлке Импилахти, на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих посёлках» и Федерального закона от 06.05.2003 г. N52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», за период с 01.01.2003 года по 01.01.2005 года. В остальной части иска отказать.

2. Взыскать с МУП ЖКХ «Светлана» в бюджет Российской Федерации госпошлину в размере 500 руб.

3. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

4. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
И.В. Шалапаева

Текст документа сверен по:

файл-рассылка