АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 16 января 2006 года Дело N А26-9395/2005

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2006 года. Полный текст решения изготовлен 16 января 2006 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Тойвонен И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановым А.О., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Прокуратура Республики Карелия

к Центральному Банку Российской Федерации в лице Национального банка Республики Карелия, муниципальному учреждению здравоохранения "Объединенная городская поликлиника N3" оо признании договора банковского счета недействительным и применении последствий ничтожной сделки. при участии

от заявителя - Онуфриевой Н.А., согласно служебного удостоверения

от ответчика - Варламовой Т.М., по доверенности от 14.01.2005 г. (от Национального Банка РК);

от МУ «Объединенная городская поликлиника N3» - представители не явились, учреждение извещено, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

от третьего лица - Дедова И.Л., по доверенности от 30.12.2005 г.

установил: Прокурор Республики Карелия (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением, в котором просит признать недействительным договор банковского счёта N159 от 19.05.2005 г., заключенный между Центральным Банком Российской Федерации в лице головного расчетно - кассового центра г.Петрозаводска Национального Банка РК (далее - Банк, ответчик) и муниципальным учреждением «Объединенная городская поликлиника N3» (далее - муниципальное учреждение, соответчик), и применить последствия недействительности данного договора. Прокурор указывает, что договор противоречит федеральному законодательству, поскольку заключён в нарушение положений Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего принцип казначейского исполнения бюджета. В качестве оснований иска приведены ст. 166 - 168, 217 Гражданского кодекса РФ, статьи 1, 2, 161, 215, 215.1, 227 Бюджетного кодекса РФ.

Национальный Банк Республики Карелия в отзыве на иск возражал против него по тем мотивам, что процедура заключения договора банковского счёта регулируется нормами гражданского права, и оспариваемый договор не содержит признаков недействительности, определённых статьёй 168 Гражданского кодекса РФ.

Муниципальное учреждение в отзыве указало, что указанный договор был заключён учреждением в силу наличия разрешения учредителя: Администрации г. Петрозаводска, в настоящее время учреждение обратилось в Администрацию г.Петрозаводска с просьбой об открытии счета в казначействе, как это предусмотрено Бюджетным Кодексом РФ.

В предварительном судебном заседании 09 ноября 2005 года представители сторон дали объяснения по существу спора, поддержав изложенные ранее позиции, муниципальное учреждение заявило ходатайство о привлечении к участию в деле Администрации г. Петрозаводска в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика. В обоснование ходатайства указано, что вынесение решения по настоящему делу напрямую повлияет на права и обязанности Администрации г. Петрозаводска.

Учитывая указания учредителя в отношении порядка открытия счетов муниципальных учреждений, а также принимая во внимание полномочия органа местного самоуправления в части исполнения местного бюджета, суд на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлек Администрацию г. Петрозаводска к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В заседании 11.01.2006 г. представители лиц, участвующих в заседании, не возражали против перехода к судебному разбирательству и суд, завершив подготовку дела, перешел к разбирательству в первой инстанции, рассмотрев дело без участия представителей муниципального учреждения, от которого поступило соответствующее ходатайство, с учетом наличия сведений о надлежащем извещении учреждения.

Представитель прокурора поддержал требования о признании недействительным оспариваемого договора банковского счета, считая его противоречащим действующему бюджетному законодательству, полагая, что деятельность муниципального учреждения регулируется и нормами Бюджетного Кодекса РФ, устанавливающего принцип единства кассового обслуживания и необходимость ведения счетов учреждений только через казначейское исполнение. Представитель заявителя считал, что самостоятельное открытие учреждением счетов в банках и ведение по ним операций не предусмотрено бюджетным законодательством, указал на признание недействительным в судебном порядке постановления Главы самоуправления г.Петрозаводска N1408 от 23.06.2005 г. "Об утверждении Порядка оформления и выдачи разрешений на открытие счетов", послужившим основанием для муниципальных учреждений по обязательному открытию счетов с разрешения Администрации г.Петрозаводска. Прокурор дополнительно указал, что сроки оспариваемого договора банковского счета истекли, при этом с 01.01.2006 г. предусмотрен обязательный переход на казначейское исполнение всех бюджетных организаций и учреждений, в том числе и муниципальных, в качестве последствий признания договора недействительным прокурор просил обязать учреждение закрыть счет в банке в установленном законом порядке.

Представитель Банка поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, считая, что со стороны Банка при открытии и ведения счета муниципального учреждения не было допущено нарушений закона, регулирующего порядок открытия и ведения счетов клиентов Банка, указал на отсутствие новых правил и указаний Центрального Банка России по вопросу ведения счетов бюджетных учреждений, с учетом требований бюджетного законодательства, ссылался на отсутствие у Банка полномочий по отказу в открытии банковского счета потенциальному клиенту. Представитель Банка полагал доводы прокурора неосновательными, просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель Администрации г.Петрозаводска в заседании суда полагал требование прокурора подлежащим отклонению, полагал открытие счета учреждения правомерным, пояснив, что в настоящее время проводятся мероприятия по упорядочению муниципальной казначейской системы в г.Петрозаводске, с учетом требований Бюджетного Кодекса РФ, что требует времени и больших затрат.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив представленные материалы, суд усматривает основания для удовлетворения иска Прокурора РК, учитывая следующие обстоятельства.

Как установлено судом, 19 мая 2005 года между Банком и муниципальным учреждением "Объединенная городская поликлиника N3" был заключен договор N159 банковского счета для осуществления расчетно - кассового обслуживания учреждения на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством. В целях исполнения договора Банк обязался открыть учреждению текущий счет и совершать для учреждения операции, предусмотренные для счетов данного вида и в соответствии с правилами, установленными Банком России. Содержание представленного в материалы дела договора банковского счета в целом не противоречит требованиям, предъявляемым гражданским законодательством и банковскими правилами, регламентирующими порядок их заключения и ведения.

В иске по настоящему делу Прокурор РК ставит вопрос о признании данного договора недействительным в силу его несоответствия бюджетному законодательству РФ, учитывая то обстоятельство, что муниципальное учреждение, являясь разновидностью бюджетного учреждения, свою финансовую деятельность должно осуществлять в системе казначейского исполнения муниципального бюджета путем открытия и ведения соответствующих лицевых счетов в органах казначейства.

Согласно положениям статьи 168 Гражданского Кодекса РФ сделка, несоответствующая закону, является недействительной (ничтожной) независимо от ее признания таковой судом. При этом под термином "закон" следует понимать федеральные законы, предусматривающие или устанавливающие особые правила для совершения тех или иных действий участниками заключаемой сделки. Бюджетный Кодекс РФ, приравненный как правовой документ к федеральному закону, призван регулировать правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, устанавливает основы функционирования бюджетного законодательства РФ и бюджетного процесса. К числу участников и субъектов бюджетных правоотношений относятся и бюджетные учреждения, включая и муниципальные учреждения, в соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ (далее - БК РФ). Согласно статьи 42 БК РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Аналогичная норма установлена и в статье 98 действующего Устава местного самоуправления г.Петрозаводска.

Статьёй 215 БК Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти всех уровней возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счёт бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Статьёй 97 Устава местного самоуправления г. Петрозаводска в соответствии с положениями ст.ст. 1 и 2 БК Российской Федерации также предусмотрено, что в г. Петрозаводске устанавливается казначейское исполнение бюджета. Организация исполнения бюджета г. Петрозаводска, управление счетами муниципального бюджета и бюджетными средствами, возлагается на муниципальное казначейство. Муниципальное казначейство является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляет операции по счетам муниципального казначейства в банке. Указанные операции осуществляются, в том числе и от имени и по поручению муниципальных учреждений с их лицевых счетов, открытых в муниципальном казначействе. Самостоятельно осуществлять операции по счетам в банках муниципальное учреждение не вправе.

Временный порядок ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств при системе казначейского исполнения бюджета через муниципальное казначейство утверждён решением Петрозаводского городского Совета от 15 декабря 2004 года N XXV/VII - 53.

Согласно ст. 216 БК Российской Федерации, определяющей содержание принципа единства кассы, зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов бюджета производится с единого счёта бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы. Статьёй 227 Кодекса также устанавливается, что расходование бюджетных средств осуществляется путём списания денежных средств с единого счёта бюджета в размере подтверждённого бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Таким образом, бюджетное законодательство устанавливает необходимость осуществления муниципальными учреждениями своей финансовой деятельности только через лицевые счета, открытые в системе муниципального казначейства, что предполагает невозможность открытия иных счетов в иных банковских учреждениях. Указания учредителя муниципального учреждения, в том числе по выдаче разрешений и обязыванию учреждений на открытие счетов надлежит оценивать как несоответствующие в полной мере Бюджетному Кодексу РФ, на что было указано арбитражным судом РК в решении от 10.01.2006 г. по делу NА26-10422/2005-28, в рамках рассмотрения и удовлетворения заявления Прокурора РК о признании недействующим пункта 1 постановления Главы самоуправления г.Петрозаводска от 23.06.2005 г. N1408 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи разрешений на открытие счетов". Суд полагает, что финансовая деятельность бюджетного учреждения, в том числе в части открытия счетов для ее ведения, ограничена требованиями Бюджетного Кодекса РФ, в связи с чем положения бюджетного законодательства должны приниматься во внимание и учитываться при оценке действий учреждения, направленных на заключение оспариваемого договора. Само по себе соответствие условий договора банковского счета гражданскому законодательству и банковским правилам не подменяет вышеназванные ограничения, нарушение которых может быть оценено как нарушение закона применительно к статье 168 ГК РФ. Суд находит несостоятельными ссылки Администрации г.Петрозаводска на наличие организационных трудностей при формировании системы муниципального казначейства, поскольку действие федерального бюджетного законодательства распространено и на муниципальные образования, управомоченные органы которых обязаны своевременно решать вопросы функционирования системы финансирования в соответствии с требованиями закона. Суд полагает, что и наличие у Банка России функций по обслуживанию счетов всех уровней бюджетов также не подменяет необходимости соблюдения положений Бюджетного Кодекса РФ, направленных на организацию системы казначейского исполнения бюджетов, в том числе и на муниципальном уровне.

Учитывая вышеизложенное, суд находит требование Прокурора в рамках настоящего дела обоснованным, оспариваемый договор банковского счета надлежит признать недействительным как несоответствующим положениям Бюджетного Кодекса РФ. Применяя последствия признания договора недействительным, суд считает необходимым обязать муниципальное учреждение в срок, указанный в решении суда, направить соответствующее заявление в Банк о закрытии текущего счета, ранее открытого на основании договора банковского счета N159 от 19.05.2005 г., поскольку подача данного заявления в правоотношении клиента с Банком служит основанием для осуществления Банком действий по закрытию счета в порядке, предусмотренном законом и банковскими правилами.

Решая вопрос о распределении судебных расходов в порядке статьи 110 АПК РФ, учитывая статус заявителя, освобожденного от судебных расходов, принимая во внимание характер спора и наличие у суда права на снижение подлежащей уплате сторонами госпошлины, суд относит судебные расходы на муниципальное учреждение в минимальном размере, установленном статьей 333.21 Налогового Кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Прокурора Республики Карелия удовлетворить. Признать недействительным, как несоответствующим Бюджетному Кодексу Российской Федерации, договор банковского счета от 19 мая 2005 года N159, заключенный между муниципальным учреждением «Объединенная городская поликлиника N3» и Центральным Банком России в лице головного расчетно - кассового центра Национального Банка Республики Карелия.

2. Применить последствия недействительности договора. Обязать муниципальное учреждение «Объединенная городская поликлиника N3» в срок не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения направить заявление в головной расчетно - кассовый центр Национального Банка РК Банка России о закрытии текущего счета, открытого на основании договора N159 от 19.05.2005 г.

3. Взыскать с муниципального учреждения «Объединенная городская поликлиника N3» в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение искового заявления в сумме 500 рублей.

4. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
И.Ю. Тойвонен

Текст документа сверен по:

файл-рассылка