АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 января 2006 года Дело N А26-11440/2005

Резолютивная часть решения объявлена в порядке части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17 января 2006г., текст решения в полном объеме изготовлен 17 января 2006г.

Арбитражный суд Республики Карелия

В составе: судьи Левичевой Е. И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буга Н. Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия к закрытому акционерному обществу «Беломорит» о взыскании 5 000 руб. при участии в заседании:

от заявителя - Жданович И. С., главный госналогинспектор, доверенность с полномочиями от 22.04.2005г.;

от ответчика - не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, установил:

Заявитель, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия (далее по тексту - заявитель, инспекция), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к закрытому акционерному обществу «Беломорит» (далее - ответчик, общество) о взыскании 5 000 руб. 00 коп. - штрафа, предусмотренного статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение срока представления сведений о закрытии транзитного валютного счета в банке. Ответчик отзыва суду не представил, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии его представителей. Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил суду, что ответчик не сообщил в налоговый орган о закрытии транзитного валютного счета в установленный законом срок. Заслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства. Из материалов дела видно, что 29.06.2005г. в Беломорском отделении N 4707 Сберегательного банка Российской Федерации ответчиком закрыт транзитный валютный банковский счет в долларах США N 40702840625020205007, о чем ответчик в налоговый орган не сообщил.

По данному факту инспекцией составлен акты от 26.09.2005г. N 35, (л.д. 9), который направлен ответчику по почте (л.д. 10-11), возражений обществом не представлено.

Решением от 25.10.2005 N 35 инспекция привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 118 НК РФ за нарушение установленного пунктом 2 статьи 23 НК РФ срока сообщения о закрытии счета в банке в виде 5 000 руб. штрафа (л.д. 12), направив его ответчику по почте, решение не оспорено, ответчику направлено требование N 311 от 01.11.2005г. об уплате налоговой санкции и предложено до 11.11.2005г. произвести уплату штрафа. Обществом в добровольном порядке штраф не уплачен, в связи с чем инспекция обратилась в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.

Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного настоящим кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Как видно из представленной справки банка от 30.06.2005г. (л.д. 7) и письма банка от 03.11.2005г. банковский счет N 40702840625020205007 является транзитным счетом в долларах США.

В пункте 2 статьи 11 НК РФ определено понятие счета, согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, к понятию "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.

В соответствии с пунктом 13 Указания Центрального банка России от 20.10.98 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.

На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и порядке, установленных пунктом 4 Указания N 383-У.

Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывался резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Специальный транзитный валютный счет закрывается одновременно с текущим валютным счетом. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.

Поскольку транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, суд считает, что у общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета.

Кроме того, пунктом 5 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку специальный транзитный валютный счет не является счетом, с которого может производиться взыскание налога, то нет необходимости извещать налоговые органы об их открытии или закрытии.

При таких обстоятельствах выводы налоговой инспекции о привлечении ответчика к налоговой ответственности за несообщение в установленный законом срок о закрытии транзитного счета в долларах США являются необоснованными, и суд в удовлетворении заявленных требований инспекции отказывает.

Расходы по госпошлине суд относит на заявителя, однако с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Карелия отказать.

2. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Санкт-Петербург) в течение месяца со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьями 257 - 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г.Санкт-Петербург) в двухмесячный срок в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

     Судья
Е. И. Левичева

Текст документа сверен по:

файл-рассылка