АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 января 2006 года Дело N А26-8357/2005

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2006 года. Полный текст решения изготовлен 24 января 2006 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Тойвонена И.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановым А.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного Учреждения - Регионального Отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия

к Министерству образования и по делам молодежи Республики Карелия

о о взыскании 322 493 руб. 00 коп.

при участии

от заявителя - Богдановой А.В., по доверенности от 16.11.2004 г.

от ответчика - Егорова С.В., по доверенности от 01.09.2003 г.

установил: Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Карелия (далее - Фонд, заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Министерству образования и по делам молодежи Республики Карелия (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 322 493 руб., в том числе 279 498 руб. - суммы нецелевого использования денежных средств Фонда, полученных в связи с организацией в период 2003 года летних оздоровительных лагерей и их финансированием на основании заключенного договора от 28 мая 2003 года, а также 42 995 руб. - суммы процентов в качестве финансовой санкции за нарушение договорных обязательств вследствие пользования чужими денежными средствами согласно статьи 395 Гражданского Кодекса РФ.

Определением от 26.09.2005 г. суд принял заявление к производству, в ходе предварительных слушаний ответчик представлял возражения по требованиям заявителя, ходатайствовал о приобщении к делу дополнительных материалов, в том числе ответов органов местного самоуправления ряда районов республики по вопросу целевого использования средств Фонда, полученных и направленных Министерством на организацию летнего оздоровительного отдыха детей. Учреждение продолжало настаивать на заявленных требованиях, указывая на возникновение денежного обязательства между Фондом и Министерством, которое не было ответчиком исполнено надлежащим образом, с учетом выявленных в результате проверок нарушений нецелевого использования средств.

В заседании суда, назначенном на 19.01.2006 г., представители Фонда и Министерства не возражали против перехода к судебному разбирательству и с учетом мнения сторон, после проверки материалов дела, суд завершил предварительное слушание и перешел к разбирательству в первой инстанции.

Представитель Фонда, поддерживая требования, указал, что в результате проверки, проведенной сотрудниками Фонда, выявлены факты нецелевого использования Министерством средств, поступивших от Фонда на организацию летнего отдыха школьников в соответствующих лагерях на территории республики, которые зафиксированы в сводном акте проверки, дополнительных актах, а также в решении Фонда. Ссылаясь на данные документы и основываясь на заключенном договоре от 28.05.2003 г., Фонд предъявил ко взысканию сумму средств, использованных, по мнению заявителя, не по целевому назначению, размер которых по состоянию на 19.12.2005 г. по расчету Фонда составил 279 498 руб., с учетом зачета сумм, поступивших в Фонд в счет возмещения до обращения в суд. Представитель учреждения полагал, что требования Фонда следует рассматривать как требования, связанные с ненадлежащим исполнением обязательств применительно к положениям ст.307, 309 ГК РФ, которые могут быть предметом судебного разбирательства. Кроме того, заявитель ходатайствовал о взыскании с Министерства процентов за пользование чужими денежными средствами и несвоевременный возврат денежных средств на основании применения статьи 395 Гражданского Кодекса РФ в сумме 42 995 руб., считая, что в рамках денежного обязательства данные требования подлежат удовлетворению.

Министерство в отзыве на заявление, а представитель ответчика в судебном заседании, возражая на требования Фонда, указали, что по многих позициям, указанным в акте проверки Министерством не было допущено нецелевого использования средств Фонда, поскольку данные средства в полном объеме были направлены в районы и города республики в распоряжение Администраций муниципальных образований либо непосредственно администрациям образованных лагерей. Ответчик полагал, что правоотношения Фонда и Министерства по предмету спора регулируются специальными нормативными актами в области социального страхования и заключенным между сторонами договором, при этом положения закона и условия договора не содержат прямых предписаний, обязывающих орган исполнительной власти субъекта РФ возвратить Фонду средства, используемые не по целевому назначению. Представитель ответчика пояснил, что полученные от Фонда денежные средства Министерство перечислило непосредственным их получателям, заключив договоры с местными администрациями, соглашение с банком, предоставив Фонду финансовый отчет и возвратив недоиспользованные средства, тем самым выполнив свои обязательства. Ответчик полагал, что требования заявителя, в том числе и требования о взыскании процентов, не основаны на законе, при этом ответчик дал пояснения и представил возражения по суммам и объему выявленных нарушений. В ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено ходатайство об уменьшении суммы госпошлины, которая в случае удовлетворения заявленных требований может быть отнесена на Министерство, ссылаясь на сложное финансовое положение и специальный характер деятельности сторон, выполняющих функции государственных уполномоченных органов при организации и финансировании летнего отдыха детей.

В ходе пояснений сторон суд исследовал представленные ими доказательства и сведения, провел детальную проверку по спорным позициям.

Заслушав пояснения представителей Министерства и Фонда, проверив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как установлено судом, в соответствии с Положением "О Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N101 Фонд социального страхования и его исполнительные органы призваны управлять средствами государственного социального страхования; средства Фонда используются строго по целевому назначению на финансирование мероприятий, определенных указанным Положением, в соответствии с Законом "О бюджете Фонда социального страхования РФ" на соответствующий финансовый год.

Статьей 13 Федерального Закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2003 год" N25 - ФЗ предусмотрено направление средств обязательного социального страхования на финансирование расходов на оздоровление детей. Во исполнение указанного закона Распоряжением Правительства РФ N418-р от 03.04.2003 г. установлено, что оплата расходов на приобретение путевок на детей школьного возраста (до 15-ти лет включительно) застрахованных граждан производится Фондом, исходя из установленных нормативов финансирования, с учетом организации взаимодействия региональных отделений Фонда с исполнительными государственными органами субъектов РФ, в том числе с учетом заключения соответствующих договоров, включая организацию питания и оплату набора продуктов. Во исполнение положений названных нормативных актов Фонд и Министерство 28 мая 2003 года заключили договор "Об организации финансирования и контроля за целевым использованием средств социального страхования, предусмотренных для оплаты стоимости набора продуктов питания для детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием в период оздоровительной компании 2003 года в Республике Карелия" (далее - договор, л.д. 12-20). По условиям договора Министерство приняло на себя обязанность по размещению на отдых в летних лагерях 10820 детей школьного возраста (до 15 лет включительно) застрахованных граждан, а Фонд обязывался осуществить финансирование расходов на оплату полной стоимости дневного набора продуктов питания для указанной категории детей застрахованных граждан в лагерях с дневным пребыванием, с организацией двух- или трехразового питания по соответствующим санитарным нормам и договорным нормативам, исходя из фактически сложившихся на территории Республики Карелия цен (пункт 1.1. договора). В тексте договора (пункт 1.2) было специально оговорено, какая категория граждан охватывается понятием «застрахованные граждане». В счет выполнения своих обязательств и требований закона Фонд перечислил на текущий счет Министерства денежные средства на общую сумму 13 570 000 рублей, с учетом фактической потребности в финансировании. По окончании летней оздоровительной компании, с учетом полномочий Фонда и пункта 3.3. договора Фонд провел выездные проверки в отношении целевого использования Министерством денежных средств Фонда, связанных с организацией и финансированием летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием. По результатам проведенных проверок Фондом составлен сводный акт за N37 от 29.01.2004 г. (л.д. 25-36, с приложениями), в котором Фондом зафиксирован ряд нарушений, рассматриваемых Фондом в качестве нецелевого использования средств. Сумма в размере 385 136 руб. признана Фондом как необоснованно предъявленная к зачету в счет средств государственного социального страхования. В дальнейшем Министерством был представлен ряд дополнительных документов, на основании которых проведены дополнительные проверки, в результате чего составлены акты N518/1 от 20.02.2004 г. (л.д. 43), N518/2 от 11.03.2004 г. (л.д. 46), при составлении актов была допущена техническая описка при указании его даты, следует читать год - 2004, вместо - 2003. N4/1 от 07.04.2004 г. (л.д. 39) и Фондом принята к зачету сумма в размере 88 704 руб. В соответствии с пунктом 3.5 договора на основании актов проверок и представленных возражений Фонд принял решение N99 от 11.05.2004 г. (л.д. 48-49) о непринятии к зачету в счет средств государственного социального страхования расходов, произведенных Министерством в общей сумме 296 432 руб. Указанным решением Министерству было предложено восстановить на счете Фонда не принятые к зачету расходы на сумму 296 432 руб., в досудебном порядке, помимо решения, Фонд направлял Министерству претензию (л.д. 54-55). Поскольку в добровольном порядке Министерство не удовлетворило требования Фонда, учреждение обратилось с иском в суд.

Суд находит, что правоотношения сторон, урегулированные договором от 28.05.2003 г., следует рассматривать как правоотношения уполномоченных органов, связанных в реализацией ими своих функций и задач в области использования средств социального страхования, направляемых, в силу указания закона, на финансирование мероприятий, связанных с проведением летнего оздоровительного отдыха детей школьного возраста. Вместе с тем, подписанный сторонами договор имеет элементы гражданско - правового характера, поскольку стороны, его заключившие, могут рассматриваться в качестве равных участников гражданского оборота. Таким образом, условия заключенного договора могут порождать взаимные права и обязанности сторон, в данном случае Фонда и Министерства, с учетом имеющихся у них полномочий и статуса. В соответствии с законом (статьи 307, 309 Гражданского Кодекса РФ) обязательства, принятые на себя сторонами, должны исполняться надлежащим образом. Между тем, обязательства Министерства в части расходования денежных средств Фонда на цели, предусмотренные пунктами 1.1, 2.1 договора надлежит рассматривать в качестве обязанности Министерства направлять полученные средства на организацию питания детей застрахованных граждан в летних оздоровительных лагерях по нормативам и согласованным сметам (пункт 2.3 договора). При этом условиями договора предусматривался возврат Фонду недоиспользованных денежных средств (пункт 4.1.3. договора), после утверждения Фондом отчета, представляемого Министерством после проведения летней оздоровительной компании. Как следует из сводного акта по результатам документальных выездных проверок N37 от 29.01.2004 г. в рамках проверки, после получения отчета Министерства, Фондом установлено, что целевое финансирование, полученное от Фонда, было Министерством распределено и направлено в районные и городские отделы образования республики в соответствии с утвержденной сетью дневных лагерей, открытых на базе образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования и сметами расходов на содержание указанных лагерей. Материалами проверок, проводимых Фондом, констатировано наличие санитарно - эпидемиологических заключений о соответствии оздоровительных учреждений и открытых детских лагерей с дневным пребыванием в 2003 году санитарным правилам и нормативам, о соблюдении по основным позициям порядка приема детей в лагеря, о наличии бухгалтерского учета по учреждениям образования, о наличии организации питания детей на базе школьных столовых и предприятий общественного питания, о наличии табелей учета посещения лагерей детьми. При установлении Фондом ряда нарушений, связанных с расходованием денежных средств, сведений о необоснованном удержании Министерством полученных от Фонда средств на своих счетах, либо их направления на иные, не предусмотренные предметом договора цели, не было выявлено. Виды зафиксированных нарушений, их объемы свидетельствуют о наличии ряда несоответствий по фактически произведенным Министерством расходам. По мнению суда указанные расходы надлежит рассматривать в качестве потенциальных убытков, причиненных Фонду, вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, в части определения круга лиц, имеющих право на посещение лагеря за счет средств социального страхования, по представлению всех необходимых документов в обоснование произведенных расходов, по нарушению нормативов и порядка организации питания, по необоснованной выдаче медикаментов. Указанные нарушения подлежат доказыванию лицом, которому причинены убытки, в данном случае Фондом. Ни законом, ни договором прямо не предусмотрено, что суммы нецелевого использования подлежат возврату ответчиком в качестве обязанности Министерства. Факты установления и наличия нарушений и объем средств, израсходованных Министерством не по назначению, исходя из условий заключенного договора, могут быть предметом судебного разбирательства по требованиям Фонда и в случае их установления посредством судебного исследования данные требования следует рассматривать как обоснованные применительно к положениям ст.ст. 307, 309, 393 ГК РФ.

Судом из материалов дела и пояснений представителей установлено, что сумма предъявленных Фондом требований в части средств, использованных ответчиком не по назначению, составила 279 498 руб., с учетом сумм, добровольно возмещенных органами местного самоуправления ряда муниципальных образований и учреждениями образования, признавших требования Фонда на общую сумму 16 934 руб. К видам нарушений, установленных Фондом, отнесены: 1) нарушения, связанные с отсутствием на момент проверки документов, подтверждающих опекунство родителей и справок с места работы родителей (сумма расходов по детям составила 12 657 руб.); 2) нарушения, связанные с зачислением в лагеря детей возрастных групп, не предусмотренных договором (сумма расходов составила 63 517 руб.); 3) нарушения, связанные с принятием в оздоровительные лагеря детей незастрахованных граждан (сумма расходов составила 36 725 руб.; 4) завышение показателей отчета на сумму 302 руб.; 5) нарушения, связанные с непредставлением документов, подтверждающих расходы на организацию питания (сумма расходов составила 111 024 руб.); 6) питание в лагерях фактически отсутствующих детей (сумма расходов составила 7 827 руб.); 7) списание продуктов сверх установленных норм (сумма расходов составила 149 руб.); 8) приобретение медикаментов на сумму 154 руб. В свою очередь, Министерство, возражая на требования Фонда по конкретным видам и объемам нарушений, указывало на возможность отнесения к категории детей школьного возраста детей шести лет, посещавших оздоровительные лагеря, на наличие фактов организации питания в столовых, не относящихся к лагерям, ввиду невозможности обеспечения питания детей иным способом. Министерство указало на направление в адрес администраций районов и городов, на территории которых были зафиксированы нарушения, претензий и на получение ряда ответов, в том числе содержащих информацию об организации питания и подтверждении расходов на данные цели. Оценив доводы сторон, суд полагает обоснованно предъявленными требования Фонда на общую сумму 168 474 руб., считая доказанными факты нарушений условий финансирования, предусмотренных договором и связанных с расходованием средств социального страхования. Суд отмечает, что при заключении договора Министерству были известны требования Фонда в части представления необходимой документации, по установлению категории детей школьного возраста (до 15 лет включительно), посещающих учебные заведения и имеющих право на зачисление в оздоровительный лагерь, при этом данная категория детей должна определяться с учетом наличия факта страхования их родителей (опекунов, попечителей) в учреждении социального страхования (пункты 1.1., 1.2. договора). Факты счетных ошибок, списания продуктов сверх установленных нормативов, выдачи медикаментов, не предусмотренных договором, ответчиком по существу не оспаривались в ходе судебного разбирательства и признаются судом установленными и доказанными. Расчеты требований заявителя также Министерством не оспаривались. Суд не может признать правомерными доводы ответчика и органов местного самоуправления Кондопожского и Лахденпохского районов в отношении обоснованности расходов по замене полноценного горячего питания детей на сухие пайки, поскольку данное условие не определено при заключении договора, не согласовывалось Министерством с Фондом, а администрациями лагерей не было получено согласие от Министерства в ходе осуществления оздоровительной компании, калькуляция и сметы по выдаче пайков не были представлены, как и доказательств соответствия процедуры и порядка выдачи сухих пайков санитарным правилам и нормам. Вместе с тем, рассматривая возражения Министерства и Администрации Медвежьегорского района в части непредставления документов, подтверждающих расходы на организацию питания детей оздоровительных лагерей Медвежьегорских ДЮСШ-1 и ДЮСШ-2, суд полагает, что сумму в размере 111 024 руб. (по уточненным расчетам Фонда) надлежит рассматривать как правомерные расходы, подлежащие к зачету в счет средств социального страхования. Судом установлено, что питание в вышеназванных лагерях осуществлялось на базе столовой "Железнодорожник", находящейся в ведении предпринимателя Ибрагимова Р., ввиду того, что имеющиеся школьные столовые муниципального учреждения "Школьник" не могли охватить полноценным питанием все оздоровительные лагеря в г.Медвежьегорске. С указанным предпринимателем были заключены соответствующие договора, отчеты о расходовании денежных средств подтверждались первичными документами, что подтверждено Администрацией муниципального образования "Медвежьегорский район". Оснований не доверять полученным сведениям у суда не имеется, при этом отсутствие меню - раскладок и иных документов в связи с организацией питания в данном конкретном случае суд не может признать безусловным основанием для отказа в принятии Фондом к зачету израсходованных денежных средств. Учитывая изложенное, суд отказывает в возмещении Фонду расходов на сумму 111 024 руб.

Помимо требований о взыскании сумм, использованных не по целевому назначению, Фондом заявлены требования о взыскании процентов на основании положений статьи 395 ГК РФ на сумму 42 995 руб. В силу положений статьи 395 ГК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение денежного обязательства вследствие неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, могут быть начислены проценты по ставке, устанавливаемой Банком России. При этом в денежных обязательствах, возникших из договоров, начисление процентов на основании статьи 395 ГК РФ может производиться только при условии обязанности должника оплатить товары, работы или услуги, либо возвратить полученные по договору денежные средства. Как установлено судом, ни закон, ни заключенный между сторонами договор прямо не предусматривал обязанность Министерства по возврату фактически израсходованных денежных средств, тогда как вопрос нецелевого использования средств Фонда имел спорный характер, подлежащий установлению в ходе разрешения спора в добровольном или в судебном порядке. Суд считает, что само по себе требование Фонда о возмещении в судебном порядке средств, направленных Министерством не по целевому назначению, следует рассматривать в качестве специальной меры ответственности в форме убытков, а не в качестве наличия прямого долгового обязательства Министерства по их возврату. Одновременного применения двух мер ответственности гражданское законодательство не предусматривает, при отсутствии ссылок на их штрафной характер, исходя из смысла статьи 394 ГК РФ. Данного условия договор, заключенный между Фондом и Министерством, также не предусматривал. Учитывая изложенное, суд отклоняет требования Фонда в части взыскания с Министерства процентов в полном объеме.

В отношении ссылок Министерства на наличие договоров с администрациями муниципальных образований суд отмечает, что вопрос о взаимоотношении Министерства с органами местного самоуправления имеет самостоятельный характер, в том числе по вопросам надлежащего использования денежных средств, перечисленных Министерством за счет средств социального страхования. В свою очередь, Фонд основывает свои требования на двухстороннем договоре, оценку которому суд дал при вынесении настоящего решения.

Судебные расходы, связанные с подачей и рассмотрение иска, суд на основании статьи 110 АПК РФ относит на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. В силу положений статьи 333.37 Налогового Кодекса РФ и специальных полномочий органов государственного социального страхования Фонд освобожден от несения расходов по уплате госпошлины в федеральный бюджет. Аналогичных оснований в отношении Министерства суд не усматривает и закон не устанавливает, однако суд при взыскании госпошлины с ответчика на основании статьи 333.22. Налогового Кодекса РФ считает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащей уплате Министерством в федеральный бюджет, до 1 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление удовлетворить частично. Взыскать с Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия в пользу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия 168 474 руб. - сумму ущерба (нецелевого использования денежных средств) в связи с организацией в период 2003 года летних оздоровительных лагерей и их финансированием на основании заключенного договора от 28 мая 2003 года.

2. В остальной части требований в удовлетворении отказать.

3. Взыскать с Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 рублей.

4. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
 И.Ю. Тойвонен

Текст документа сверен по:

файл-рассылка