• по
Более 63000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 января 2006 года Дело N А26-12477/2005

В судебном заседании 24 января 2006 года объявлялся перерыв до 27 января 2006 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Кришталь Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вечерской Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Прионежского района Республики Карелия

к Муниципальному унитарному предприятию Прионежского района "Вилговское жилищно-коммунальное хозяйство" о привлечении к административной ответственности, при участии в заседании представителей:

от заявителя - Лебединского К.С., старшего помощника прокурора, удостоверение N 101830,

от ответчика - Пупышевой М.А., директора, распоряжение N 28/1-22 от 01.01.2006, установил:

Прокурор Прионежского района Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия Прионежского района «Вилговское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - ответчик, МУП «Вилговское ЖКХ», предприятие) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявления прокурор ссылается на материалы проведенной проверки и постановление от 28.12.2005 о возбуждении дела об административном правонарушении.

В отзыве ответчик просит в удовлетворении заявления прокурора отказать. При этом ссылается на то, что предприятие в 2004 году уже было привлечено к административной ответственности за оказание услуг по водоснабжению без лицензии на водопользование, в связи с чем полагает, что не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.

В предварительном судебном заседании 24 января 2006 года в порядке части 4 статьи 136 АПК РФ объявлялся перерыв до 27 января 2006 года, после чего судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.

Заслушав мнение представителей сторон, суд признал подготовку дела к судебному разбирательству оконченной и перешел к рассмотрению дела по существу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что согласно данным лицензирующего органа, полученным прокурором 22.12.2005, лицензия на водопользование у предприятия отсутствует, необходимые материалы в лицензирующий орган не представлялись. Вместе с тем, с момента привлечения предприятия к административной ответственности решением суда от 22.10.2004 до настоящего времени предприятие продолжает оказывать услуги по водоснабжению населению и организациям, находящимся в дер. Вилга Прионежского района Республики Карелия, без соответствующей лицензии.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что факт осуществления водопользования без соответствующей лицензии предприятием не оспаривается. Вместе с тем полагает, что предприятие не может быть привлечено к ответственности, поскольку решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2004 предприятие уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Также пояснила, что очистные сооружения, водопроводная башня, водопроводные сети находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.11.2005 в отношении МУП «Вилговское ЖКХ» возбуждено дело о банкротстве и введена процедура наблюдения. На вопрос суда представитель ответчика пояснила, что в лицензирующий орган за получением лицензии предприятие обращалось до 2004 года, после этого меры к получению лицензии не предпринимались в связи с тяжелым финансовым положением предприятия, отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых находятся водозаборные и очистные сооружения, а также аварийным состоянием оборудования.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Муниципальное унитарное предприятие Прионежского района «Вилговское ЖКХ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1031001972210 (л.д. 61).

Согласно пунктам 2.1, 2.1 Устава МУП «Вилговское ЖКХ», утвержденного постановлением Главы местного самоуправления Прионежского района от 02.06.2003, к предметам деятельности предприятия относится предоставление жилищно-коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, в том числе по водоснабжению и водоотведению.

08.08.2003 между Администрацией местного самоуправления Прионежского района и МУП «Вилговское ЖКХ» был заключен договор безвозмездного пользования имуществом, согласно которому ответчику передано по акту приема-передачи муниципальное имущество для оказания жилищно-коммунальных услуг (водоснабжения и водоотведения) на территории дер. Вилга Прионежского района Республики Карелия (л.д. 39-43).

Из приложения, являющегося неотъемлемой частью договора, усматривается, что предприятию передано муниципальное имущество: водопроводные насосные станции, плотина, насосы, водопровод, водозаборы, водоочистное оборудование, канализационные сети, артезианская скважина и др.

01.01.2005 между МУП «Вилговское ЖКХ» и Администрацией пос. Новая Вилга заключены договоры N 4 и N 7, предметом которых является предоставление услуг по водоснабжению и приему канализационных стоков детскому саду и амбулатории, находящимся в дер. Вилга. Срок действия договоров по 31.12.05 (п. 7.1). Согласно условиям указанных договоров предприятие приняло на себя обязательства по отпуску потребителям питьевой воды согласно установленным нормативам и контролю за ее качеством, а также по приему сточных вод в систему канализации.

В ходе проведенной прокурором проверки было установлено, что лицензии на водопользование у ответчика не имеется.

Постановлением прокурора Прионежского района от 28.12.2005 в отношении МУП «Вилговское ЖКХ» было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В объяснениях директор предприятия Пупышева М.А. указывает, что предприятие не может получить лицензию на водопользование, поскольку водозаборные и водоочистные сооружения и оборудование находятся в аварийном состоянии (л.д. 10).

Оценив вышеуказанные обстоятельства, а также процедуру возбуждения дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ и частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Форма постановления от 28.12.2005 о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 КоАП РФ. Все необходимые сведения, подлежащие отражению в постановлении, имеются, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, законному представителю предприятия (директору Пупышевой М.А.) разъяснены, копия постановления вручена.

Вменяемое ответчику правонарушение является длящимся, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ, следует исчислять с момента обнаружения факта правонарушения, то есть в данном случае с 22.12.2005 (получение ответа лицензирующего органа; л. д. 11).

При оценке допущенного прокурором нарушения срока вынесения постановления, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, суд исходит из того, что данное нарушение не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку постановлением подтверждается факт правонарушения и оно вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Диспозиция части 2 статьи 14.1 КоАП РФ носит бланкетный (отсылочный) характер, вследствие чего привлечение к ответственности по данной норме возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.

В статье 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) указано, что лицензия на водопользование - это специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях.

Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который в соответствии с настоящим Кодексом признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами (статья 48 ВК РФ).

Согласно статье 85 ВК РФ водные объекты могут использоваться, в том числе для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В силу статьи 135 ВК РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.

Пунктом 4 «Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 1997 года N 383, установлено, что специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В статье 86 ВК РФ указывается, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Согласно Перечню видов специального водопользования, утвержденному приказом МПР РФ от 23 марта 2005 года N 70, к специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью в целях, в том числе питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, если указанные цели водопользования осуществляются с применением специальных сооружений, технических средств и устройств.

В соответствии с пунктом 5.6.2 Положения «О Федеральном агентстве водных ресурсов», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 282, Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий.

Материалами дела, в том числе договором безвозмездного пользования имуществом от 08.08.2003, актом приема-передачи муниципального имущества, являющимся приложением к данному договору, договорами N 4 от 01.01.05, N 7 от 01.01.05 о предоставлении услуг по водоснабжению, счетами фактурами N 215 от 30.11.2005, N 253 от 22.11.2005, N 254 от 22.12.2005, N 218 от 30.11.2005, объяснениями директора предприятия Пупышевой М.А., подтверждается, что МУП «Вилговское ЖКХ» при помощи специального оборудования на возмездной основе оказывает услуги по водоснабжению, а именно производит отпуск питьевой воды и прием сточных вод в канализацию, то есть использует водный объект в целях централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, в соответствии с требованиями вышеназванных правовых норм, для осуществления указанной предпринимательской деятельности предприятие обязано было получить соответствующую лицензию.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным Отделом водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 20.12.2005 N Р10-1835, лицензии на водопользование МУП «Вилговское ЖКХ» не имеет (л.д. 11).

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2004 (дело NА26-10435/04-21) предприятие уже привлекалось к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии на водопользование, а следовательно, не может быть привлечено к административной ответственности вновь, судом отклоняется.

Согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Вменяемое ответчику правонарушение является длящимся.

Длящимся признается такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Длящееся правонарушение начинается с момента совершения деяния, связанного с невыполнением обязанностей, и кончается вследствие действия самого правонарушителя, направленного к прекращению правонарушения, или наступления событий, препятствующих его совершению.

Следовательно, день вступления в законную силу решения суда, которым ответчик привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии на водопользование - это одновременно и день юридического прекращения правонарушения. Если правонарушение фактически продолжается, то это свидетельствует о повторном совершении длящегося правонарушения, за которое виновный должен нести ответственность.

Постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 28.12.2005 и представленными в материалы дела доказательствами, подтверждается тот факт, что МУП «Вилговское ЖКХ» после вступления в законную силу решения суда от 22.10.2004 о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, решения суда от 26.07.2005 (дело NА26-4948/2005-22) продолжает по настоящее время оказывать услуги по водоснабжению без лицензии на водопользование.

Довод ответчика о том, что очистные сооружения, водопроводные сети, переданные ему в пользование, находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта, не является основанием для осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна и, соответственно, обстоятельством, исключающим наступление ответственности за совершенное правонарушение.

Как следует из справки Отдела водных ресурсов по Республике Карелия от 20.12.2005 N Р10-1835, необходимые для оформления лицензии материалы предприятием в лицензирующий орган не представлялись.

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства и получению лицензии на водопользование суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Вилговское ЖКХ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, заявление прокурора о привлечении МУП «Вилговское ЖКХ» к административной ответственности подлежит удовлетворению.

При назначении наказания суд признает смягчающим ответственность обстоятельством тяжелое имущественное положение предприятия, нахождение его в процедуре банкротства.

С учетом изложенного суд назначает МУП «Вилговское ЖКХ» административный штраф в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 (сорок тысяч) рублей. Оснований для конфискации не имеется.

Поскольку деяние совершено ответчиком в области лицензируемого вида деятельности и посягает на государственный порядок регулирования хозяйственной деятельности, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным суд не усматривает.

Взыскание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности федеральным законом не предусмотрено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Привлечь Муниципальное унитарное предприятие Прионежского района «Вилговское жилищно-коммунальное хозяйство», место нахождения - Республика Карелия, Прионежский район, дер. Вилга, основной государственный регистрационный номер 1031001972210, к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа без конфискации.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Прионежского района «Вилговское жилищно-коммунальное хозяйство» в доход бюджета 40000 (сорок тысяч) рублей штрафа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) в течение десяти дней со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу

     Судья
 Н.А. Кришталь

Текст документа сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-12477/2005
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 27 января 2006

Поиск в тексте