АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 января 2006 года Дело N А26-10304/2005

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2006 года. Полный текст решения изготовлен 31 января 2006 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе судьи Тойвонена И.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановым А.О., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Карелия к Министерству государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия о признании права федеральной собственности на земельный участок, третьи лица: открытое акционерное общество «Российские железные дороги»,

Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия, при участии в заседании: от истца: Свиридовой Е.И., по доверенности от 20.12.2005 года, от ответчика: Бедоевой Н.В., по доверенности от 07.09.2005 года, от третьих лиц ОАО «РЖД»: Зотова В.И., по доверенности от 09.03.2005 года, УФРС по РК: Смирнова А.В., по доверенности от 29.11.2005 года,

установил: территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Карелия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании права федеральной собственности на земельный участок под кадастровым номером 10:01:13 01 12:024 к министерству государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство). Кроме того, истцом заявлено требование о признании недействительной государственной регистрации права собственности Республики Карелия на указанный участок.

В обоснование иска указано, что земельный участок находится в федеральной собственности в силу статьи 17 Земельного кодекса РФ и пункта 3 статьи 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (далее - Закон), поскольку предназначен для эксплуатации железнодорожного подъездного пути.

Между тем, на заявление о регистрации права федеральной собственности последовал отказ в связи с наличием зарегистрированного права собственности Республики Карелия на данный участок, что нарушает, по мнению истца, имущественные права Российской Федерации.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») и Управление федеральной регистрационной службы по Республике Карелия (далее УФРС по РК).

В отзыве на исковое заявление ответчик иск не признал, указав, что пункт 3 статьи 4 Закона не является основанием для возникновения права федеральной собственности на земельный участок, поскольку в силу указанной нормы в федеральной собственности находятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы. На спорном земельном участке расположен подъездной путь к ОАО «Карельский рыбокомбинат», который к перечисленным объектам не относится.

Ответчик указал также, что земельный участок с кадастровым номером 10:01:13 01 12:004, из состава которого был выделен спорный участок, ранее находился в постоянном бессрочном пользовании государственного предприятия «Петрозаводский рыбокомбинат». В связи с тем, что данное предприятие, находившееся в государственной собственности Республики Карелия, было впоследствии приватизировано, спорный земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю был включен в перечень участков, на которые у Республики Карелия возникает право собственности. Данный перечень прошел необходимые согласования и был утвержден Распоряжением Правительства РФ N 223-р от 14.02.2004 года.

Ответчик полагает, что при указанных обстоятельствах документы, представленные для регистрации права собственности Республики Карелия на земельный участок в г. Петрозаводске по ул. Онежской флотилии, 39 с кадастровым номером 10:01:13 01 12:004, соответствовали законодательству как по форме, так и по содержанию.

Ответчик считает, что требование о признании недействительной государственной регистрации права собственности заявлено неосновательно, поскольку регистрация явилась лишь последствием принятого правового акта, не признанного недействительным к моменту рассмотрения дела. Кроме того, регистрации права собственности на земельный участок N 10:01:13 01 12:024 вообще не производилось.

Третье лицо ОАО «РЖД» в отзыве на иск указало, что считает, что подъездной путь является имуществом, ограниченным в обороте, по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 4 и пунктом 1 статьи 8 Закона.

Третье лицо УФРС по РК в отзыве на иск указало, что право собственности Республики Карелия на земельный участок площадью 13 442 км. м. с кадастровым номером 10:01:13 01 12:004, находящийся по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской флотилии, д. 39, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 18.03.2004 года. Основанием для регистрации права послужил Перечень земельных участков N 86:22, расположенных на территории Республики Карелия в границах города Петрозаводска, на которые у Республики Карелия возникает право собственности, утвержденный Распоряжением Правительства РФ в порядке статьи 4 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

УФРС по РК считает, что с учетом нахождения земельного участка в собственности Республики Карелия орган местного самоуправления не вправе был каким-либо образом распоряжаться им, в том числе осуществлять его раздел. Регистрирующий орган отмечает, что в ЕГРП отсутствует запись о регистрации прав на земельный участок 10:01:13 01 12:024, в связи с чем невозможно признать недействительной регистрацию права на данный участок, о чем просит истец.

В судебное заседание 25 января 2006 года явились представители лиц, участвующих в деле, и дали пояснения по существу занимаемых позиций.

Истец настаивал на иске по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив дополнительно, что нормативные акты не дают четкого определения объектов, ограниченных в обороте, применительно к объектам железнодорожного транспорта. По мнению истца, подъездные пути ограничены в обороте по признаку отнесения их к магистральным железнодорожным путям. Данное обстоятельство является основанием для отнесения соответствующего земельного участка к федеральной собственности. На требованиях о признании недействительной государственной регистрации права собственности настаивал.

Ответчик иск не признал, пояснил, что выводы истца необоснованны. Согласно представленным документам, земельный участок был предназначен для эксплуатации производственного комплекса рыбокомбината и не использовался органом железнодорожного транспорта. Поскольку предприятие было приватизировано из республиканской собственности, земельный участок обоснованно поступил в собственность Республики Карелия. Ответчик отметил, что единственный уполномоченный на проведение разграничения государственной собственности на землю орган - Правительство Российской Федерации - уже приняло соответствующее Распоряжение с соблюдением необходимой процедуры, что не позволяет признать обоснованными требования истца.

Представители третьих лиц поддержали позиции, изложенные в отзывах на иск.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

03 декабря 1984 года Петрозаводскому рыбокомбинату был выдан Государственный акт N 87 на право бессрочного пользования земельным участком по ул. Онежской флотилии в г. Петрозаводске, на котором находился в том числе и подъездной путь, что следует из плана землепользования, прилагаемого к акту.

План приватизации Петрозаводского рыбокомбината, утвержденный распоряжением Государственного комитета Республики по управлению государственной собственностью от 04 марта 1993 года N 151-р в п. 16 содержит указание на то, что размер земельного участка предприятия - 5,75 га, а также на то, что предприятие имеет железнодорожную ветку, доходящую до склада-холодильника.

После постановки на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 13 221 кв.м., предназначенный для эксплуатации части производственной базы открытого акционерного общества «Карельский рыбокомбинат», получил номер 10:01:13 01 12:004.

Распоряжением Правительства Российской Федерации N 223-р от 14 февраля 2004 года указанный земельный участок был утвержден в составе перечня участков, на которые у Республики Карелия возникает право собственности. 18 марта 2004 года право собственности Республики Карелия на участок было зарегистрировано путем внесения записи N 10-01/01-27/2004-118 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска от 04.04.2005 года (л.д. 11) был утвержден проект раздела границ указанного земельного участка на два: площадью 12 104 кв. м. для эксплуатации зданий и сооружений для промышленной переработки ОАО «Карельский рыбокомбинат» и площадью 1117 кв. м. для эксплуатации подъездного пути ОАО «РЖД».

Образованные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением соответственно номеров 10:01:13 01 12:025 и 10:01:13 01 12:024, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра на л.д. 13.

Истцом оспаривается право собственности Республики Карелия на земельный участок под N 10:01:13 01 12:024 по тем основаниям, что на нем расположен объект, ограниченный в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона, а именно подъездной путь, подпадающий под понятие магистральной железнодорожной линии.

По мнению суда, данное утверждение основано на неправильном толковании законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

Между тем, земельный участок N 10:01:13 01 12:004, из состава которого был выделен участок N 10:01:13 01 12:024, никогда не предоставлялся для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта. Материалами дела подтверждается использование подъездного пути для производственных целей промышленного предприятия: рыбокомбината. Кроме того, суд полагает необоснованным наделение подъездного пути статусом магистральной железнодорожной линии, поскольку пункт 1 статьи 8 Закона проводит разграничение между магистральными железнодорожными линями и малоинтенсивными железнодорожными линиями, указывая дополнительный критерий для ограничения последних в обороте: наличие у них оборонного значения.

При таких обстоятельствах суд считает законной регистрацию права собственности Республики Карелия на земельный участок N 10:01:13 01 12:004, поскольку данное право возникло по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», то есть в связи с тем, что на земельном участке располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъекта Российской Федерации.

Суд отмечает также, что споры, связанные с отнесением определенного земельного участка к собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования разрешаются в соответствии со ст. 7 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» с использованием согласительных процедур, а при недостижении согласия - в суде. Однако в ходе согласования перечня земельных участков, представляемого для утверждения в правительство Российской Федерации, возражений и замечаний по спорному земельному участку не заявлялось. Принятое Распоряжение Правительства РФ было необходимым и достаточным основанием для регистрации права собственности Республики Карелия на земельный участок.

По мнению суда, утверждение проекта раздела границ земельного участка в связи с разным целевым назначением находящегося на нем недвижимого имущества было произведено органом местного самоуправления законно и не нарушило права собственника земельного участка. Указанные действия не несут признаков распоряжения земельным участком и направлены на реализацию публичных функций органа местного самоуправления, предусмотренных пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, - на установление границ земельного участка, необходимого для эксплуатации конкретного объекта недвижимости с учетом фактически используемой площади участка и требований земельного и градостроительного законодательства.

В связи с тем, что земельный участок с кадастровым N 10:01:13 01 12:024 был выделен из состава участка с кадастровым N 10:01:13 01 12:004, находившегося в собственности Республики Карелия, требование о признании права федеральной собственности на данный участок заявлено необоснованно. Истцом не доказаны основания, с которыми закон связывает возникновение права федеральной собственности. В ходе разграничения государственной собственности на землю со стороны уполномоченных органов Российской Федераций претензий на земельный участок не заявлялось, по иным основаниям земельный участок в собственность Российской Федерации не поступал.

Требование о признании недействительной государственной регистрации права собственности Республики Карелия на земельный участок 10:01:13 01 12:024 не подлежит удовлетворению, поскольку такая регистрация уполномоченным органом не проводилась.

Кроме того, требование о признании недействительной государственной регистрации права не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии со статьёй 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. По смыслу статьи 2 указанного Закона в судебном порядке оспаривается само зарегистрированное право, а не запись о регистрации.

На основании пункта 1 статьи 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступивший в законную силу судебный акт, которым признано право на недвижимое имущество, является достаточным основанием для совершения необходимых регистрационных действий.

Судебные расходы за рассмотрение заявления согласно правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на истца, однако в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не взыскиваются с него.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных Территориальным управлением Росимущества по Республике Карелия требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург)

     Судья
И.Ю. Тойвонен

Текст документа сверен по:

файл-рассылка