АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 января 2006 года Дело N А26-11775/2005

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2006 года. Полный текст решения изготовлен 31 января 2006 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Михайловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 24.01.2006 дело по заявлению Государственного учреждения - Региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия к Карельской республиканской общественной организации родителей, имеющих детей-инвалидов по зрению о взыскании 1000.00 руб.,

установил:

Государственное учреждение - Региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с ответчика штрафа в размере 1000,00 руб. за нарушение установленного срока представления расчетной ведомости по средствам социального страхования за 2 квартал 2005 года.

Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили. Заявитель представил суду ходатайство в котором просит дело рассмотреть без участия своего представителя. Дело рассмотрено без участия представителей сторон по правилам части 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Ответчик, зарегистрированный в качестве страхователя в Региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Карелия, нарушил установленные требования закона - не представил страховщику расчетную ведомость за 2 квартал 2005 года. Обязанность общества по предоставлению соответствующей расчетной ведомости ввиду наличия статуса страхователя, подтверждается Страховым свидетельством от 26.03.2002 г. (л.д.12) Данное нарушение установлено в ходе проверки и отражено в Акте N 82/013 от 10.08.2005 (л.д.7), направленном ответчику по почте (л.д.8). Своих возражений и объяснений по акту ответчик не представил.

Решением Отделения фонда от 30.09.2005 N 82 ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в виде взыскания 1 000 руб. штрафа (л.д.9). Во исполнение указанного решения ответчику направлено требование от 30.09.2005 N 82/013 об уплате штрафа в срок до 14.10.2005 (л.д.10). Поскольку требование в установленный срок не исполнено, Отделение фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.

Оценив обстоятельства дела, суд считает, что факт совершения ответчиком правонарушения заявителем доказан, квалифицирующие признаки правонарушения определены правильно, порядок привлечения к ответственности и сумма штрафа соответствуют требованиям закона.

В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страхователь обязан представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.

Эта отчетность, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ, представляется страхователем в установленном порядке страховщику по месту его регистрации ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, по форме, установленной страховщиком. Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (Форма 4-ФСС РФ) на утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 N 111.

Страхователем признается, как указано в статье 3 Федерального закона N 125-ФЗ, юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 этого же закона.

Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность юридических и физических лиц представлять в фонд отчетность законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя. В материалах дела имеется страховое свидетельство, подтверждающее регистрацию ответчика в качестве страхователя в фонде. Таким образом, обязанность представлять в Отделение фонда отчетность по форме, утвержденной страховщиком (в данном случае - расчетные ведомости формы 4-ФСС РФ), в установленный срок возникла у ответчика с момента такой регистрации. Ответчик эту обязанность не исполнил.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ, нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.

В абзаце седьмом той же нормы права указано на то, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Аналогия в данном случае означает, что страховщик пользуется правами и несет обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации), а страхователи наделяются правами налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленными статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что требование заявителя о взыскании санкции в предъявленном размере основано на нарушении ответчиком законно установленных правил и соответствует требованиям законодательства, факт совершения нарушения подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком, суд считает требования Отделения фонда обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.01 N 13-П "закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции - в том числе штрафного характера - за их нарушение". Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Нормой пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право суда признать смягчающими ответственность иные, помимо установленных подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, обстоятельства, перечень которых не определен.

Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 названного Кодекса. Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения. Данное положение разъяснено пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

В силу статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.

В данном случае, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает обстоятельствами, смягчающими ответственность, следующие: организационно - правовой статус ответчика (общественная организация), социальную значимость и некоммерческий характер осуществляемой организацией деятельности, отсутствие ущерба бюджету и формальный состав правонарушения, несоразмерность санкции общественно опасным последствиям нарушения, в связи с чем считает возможным снизить размер штрафа до 100 руб.

Судебные расходы относятся на ответчика по правилам части третьей статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 4 части первой статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Карельской республиканской общественной организации родителей, имеющих детей - инвалидов по зрению, зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц за N 1031002194519 и расположенной по адресу: г. Петрозаводск, пер.Ветеринарный, д.17, в доход бюджетов 100 руб. - штраф за непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам социального страхования; в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 50 руб.. В удовлетворении остальной части требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке, установленном статьями 257, 259, 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, установленном статьями 273, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

     Судья
Лазарев А.Ю.

Текст документа сверен по:

файл-рассылка