АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 06 февраля 2006 года Дело N А26-281/2006

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06 февраля 2006 года. Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2006 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе судьи Подкопаева А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасаманик Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Суоярвского многоотраслевого муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Республике Карелия о признании незаконными действий по выставлению инкассового поручения N1265 от 28.12.2005 г. при участии:

от заявителя - конкурсного управляющего Клюкина А.Б.,

от ответчика - главного специалиста юридического отдела Евсюк О.Ю. по доверенности от 09.08.2005 г.,

установил: Суоярвское многоотраслевое муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Республике Карелия (далее по тексту - ответчик, налоговая инспекция) о признании незаконными действий по выставлению инкассового поручения N1265 от 28.12.2005 г.

Заявитель направил в суд уточнение заявленных требований и просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Республике Карелия N674 от 28.12.2005 г. о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика - организации на счетах в банках.

В обоснование требований заявитель указал, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.12.2004 г. предприятие признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Решение ответчика о взыскании денежных средств выставлено с нарушением порядка, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Ответчик, налоговая инспекция, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать на том основании, что налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам наряду с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами, связанными с продолжением функционирования организации должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом уточнения. Уточненный предмет заявления принят судом к рассмотрению.

Представитель ответчика заявление отклоняет по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.12.2004 года по делу NА26-4982/04-18 предприятие признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 03.12.2005 г. (л.д. 20-22).

Налоговой инспекцией в адрес предприятия направлено требование N 16596 об уплате налога по состоянию на 12.09.2005 г., которым предприятию предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 175 495 руб. по сроку уплаты 22.08.2005 г., то есть в период действующего в отношении предприятия конкурсного производства (л.д. 29).

Ввиду неисполнения указанного требования налоговой инспекцией вынесено решение от 28.12.2005 г. N 674 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика (л.д. 28). На основании данного решения к расчетному счету предприятия 28.12.2005 г. выставлено инкассовое поручение N 1265 (л.д. 19).

Поскольку основание, из которого вытекает требование налоговой инспекции (неуплата предприятием налога), возникло после открытия в отношении предприятия конкурсного производства, указанный в требовании платеж относится к текущим.

Статьей 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Согласно пункту 1 статьи 134 указанного закона требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, погашаются вне очереди за счет конкурсной массы, если иное не предусмотрено Законом.

Однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном названной статьей.

Таким образом, налоговый орган не вправе производить бесспорное взыскание текущих обязательных платежей, возникших в период конкурсного производства, в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

При таких обстоятельствах, суд признает, что решение о взыскании налога за счет денежных средств вынесено без законных оснований, нарушает права и законные интересы предприятия, его кредиторов, а также направлено на преимущественное удовлетворение требований одного кредитора предприятия перед другими, в связи с чем оно подлежит признанию недействительным.

Поскольку заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, возврату из бюджета она не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Р Е Ш И Л :

1. Заявление Суоярвского многоотраслевого муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства удовлетворить.

Признать недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N8 по Республике Карелия N 674 от 28.12.2005 г. о взыскании налога в сумме 175 495 руб. за счет денежных средств Суоярвского многоотраслевого муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства на счетах в банках.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N8 по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Суоярвского многоотраслевого муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

2. Обеспечительные меры сохранить до вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

     Судья
А.В. Подкопаев

Текст документа сверен по:

файл-рассылка